Если налоговая нагрузка выше среднеотраслевого уровня. Как самому расчитать налоговую нагрузку и оценить налоговые риски. Расчет для УСН

Все юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, ведущие коммерческую деятельность на территории РФ, обязаны делать соответствующие отчисления в пользу государства.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Перечень налогов различного типа достаточно обширен. Причем уплату их предприятие осуществляет не только за себя, но также за нанятых работников (НДФЛ).

Обязательно требуется формирование налоговой отчетности. Все действия реализуются согласно установленному законодательству.

Вся величина налоговых сборов обозначается термином «налоговая нагрузка» — данная характеристика позволяет оценить финансовое состояние конкретного предприятия.

Базовые сведения

Налоговая нагрузка – одно из основных понятий-характеристик, позволяющее наиболее адекватно оценить положение дел на конкретном предприятии.

Потому руководителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю стоит заранее ознакомиться со всеми наиболее важными понятиями и вопросами.

К основополагающим возможно отнести следующие:

  • необходимые определения;
  • средние показатели в государстве;
  • действующие нормативы.

Необходимые определения

Для понимания действующих законодательных норм в обязательном порядке требуется заранее ознакомиться с понятиями основных терминов.

Наиболее важными на данный момент являются следующие:

  • налоговая нагрузка — совокупная, налоговое бремя;
  • ИП (индивидуальный предприниматель);
  • кредитная организация;
  • налог;
  • НДФЛ;
  • налогооблагаемая база;
  • рентабельность.

Совокупная налоговая нагрузка – это отношение всей суммы уплаченных налоговых сборов к полученной в результате коммерческой деятельности предприятия прибыли.

Также данный термин трактуется как налоговое бремя предприятия. Так как налоговая нагрузка – это отношение, то для вычисления её применяется достаточно простая формула.

Обычно такие данные требуются налоговой инспекции — составляются статистические данные.

ИП, индивидуальный предприниматель – ведущее коммерческую деятельность лицо, зарегистрированное в специальном государственном реестре и работающее на особом налоговом режиме.

Осуществляет выплату не только налогов на прибыль и иных, но также представляет собой налогового агента для своих работников.

Кредитная организация – юридическое лицо, которому выдано специальное разрешение ЦБ РФ для проведения банковских операций с целью извлечения прибыли.

В обязанности таких учреждений также входит уплата налоговых сборов различного типа. Такие учреждения удостаиваются максимально пристального внимания со стороны ФНС.

Налог – некоторая выражаемая в деньгах величина, перечисляемая в пользу государства. Существует множество различных видов налогов. .

Его выплачивают определенные категории предприятий, занимающиеся деятельностью, обозначенной в законодательных нормах.

Данный показатель может быть различным, он варьируется в зависимости от отрасли и сегмента экономики. Государство различным образом изменяет величину этого налогового сбора.

Налог на прибыль одновременно решает сразу две задачи:

  • позволяет пополнить бюджет государства;
  • дает возможность осуществлять регулирование экономического развития.

Также большое влияние на бюджетное бремя оказывает налог на добавочную стоимость.

Но применение данного сбора актуально лишь для некоторых, отдельных предприятий, занимающихся определенным видом деятельности. Потому при анализе бюджетного бремени НДС учитывается далеко не всегда.

Как рассчитать по формуле

Формула для расчета налоговой нагрузки на предприятии, ведущим свою деятельность на территории РФ, достаточно проста.

Но при этом несколько неточна. Налоговые органы, составляющие статистические данные, достаточно усреднено рассчитывают данный показатель. Допускается несколько способов расчета этой величины.

Федеральная налоговая служба использует следующую формулу:

НН – величина налоговой нагрузки;
СН – суммарное количество всех налогов, которые были перечислены в пользу государства в течение рассматриваемого налогового периода;
ВБ – размер бухгалтерской выручки.

Минфин использует схожую формулу, дающую практически аналогичные показатели. Но формат данного метода несколько отличается от применяемого Федеральной налоговой службой.

Также существуют иные методики расчета, обозначаются они в учебниках по экономике.

Но их сложно применить на практике, потому ФНС и Минфин используют максимально упрощенные методы вычислений. Так удается минимизировать вероятность допущения ошибок.

Практическое снижение на предприятии

Снижение налогового бремени на конкретное предприятие – относительно сложная задача. Существует множество легальных схем уменьшения необходимого к выплате налога.

К наиболее распространенным и простым можно отнести:

  • переход на иную систему налогообложения;
  • оптимизация расходов, налогов;
  • изменение формы собственности;
  • реорганизация.

Первый способ является наиболее эффективным, но воспользоваться им можно будет лишь при наличии определенных факторов. Оптимизация расходов, налогов, реорганизация также приносит не меньше пользы.

Но зачастую становится причиной повышенного внимания со стороны Федеральной налоговой службы. Это приводит к увеличению вероятности проведения камеральной, выездной проверки.

Особенности в зависимости от объекта

Налоговое бремя – сложный, динамический, постоянно изменяющийся показатель. Потому стоит при его определении учитывать большое количество самых разных факторов.

Причем касается это не только отрасли, в которой работает предприятие, но также самого типа налога. Так как применительно к различным сферам величина отчислений НДС, иных сборов может существенно отличаться.

К наиболее важным вопросам сегодня можно будет отнести следующее:

  • налог на добавленную стоимость – НДС;
  • налог, налагаемый на прибыль;
  • налог на фонд оплаты труда.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

На данный момент налог на добавочную стоимость представляет собой сбор, выплачиваемый при свершении с ними следующих действий:

  • реализация;
  • передача в безвозмездное пользование;
  • строительные работы;
  • импортирование.

При учете НДС в случае вычисления налоговой нагрузки следует учитывать возможность принятия его к вычету, возмещения.

Также налог на добавочную стоимость может не учитываться в случае, когда свершается операция, не являющаяся объектом налогообложения.

Также нет необходимости в выплате НДС при работе на . Величина данного налога определяется просто.

В конце налогового периода из суммарного количества НДС необходимо вычесть положенные предприятию . Именно эта величина и будет учитываться при определении налоговой нагрузки.

На прибыль

Налог на прибыль представляет собой прямой вид отчислений в бюджет государства. Величина его прямо пропорционально зависит от конечного результата финансовой деятельности определенного типа предприятия.

Процедура вычисления данного налога проста, включает в себя всего одно действие:

Результат данной процедуры и есть налог на прибыль. Необходимо помнить о большом количестве различных нюансов, непосредственно влияющих на данный показатель.

Все их требуется учитывать. При вычислении налоговой нагрузки на предприятие данный налог является одним из самых важных факторов.

На фонд оплаты труда

Одним из самых важных налогов сегодня является НДФЛ – величина его может колебаться в зависимости от типа дохода от 9% до 35%.

Стандартной и наиболее распространенной ставкой является 13% — такой налог платят все резиденты РФ.

Несмотря на то, что НДФЛ платит из своего кармана работник, но не работодатель, данный показатель учитывается при вычислении налоговой нагрузки.

Программа ФинЭкАнализ проводит Расчет налоговой нагрузки . Для большинства методик анализа, используемых в программе, достаточно данных 1 и 2 формы бухгалтерской отчетности.

Ниже представлен анализ, созданный в программе ФинЭкАнализ .

Налоговое бремя предприятия

ОАО "Арсенал" (ПРИМЕР)

на 01.01.2015 г.

Под налоговым бременем на уровне хозяйствующего субъекта понимается относительный показатель, характеризующий долю начисленных налогов в брутто-доходах, рассчитанных с учетом требований налогового законодательства по формированию различных элементов налога. Тяжесть налогообложения учитывает не только налоговое бремя, но и прочие косвенные факторы, снижающие или повышающие налоговое бремя.

В современной экономической литературе сложилось мнение, что для понимания налогового бремени максимально подходящей базой является на макроуровне - валовой внутренний продукт, на уровне фирмы - добавленная стоимость. На практике существует такое понятие, как полная ставка налогообложения. Под ней следует понимать параметр, характеризующий налоговую нагрузку на фирму или тяжесть ее налогового бремени, рассчитываемый как отношение причитающихся к уплате налоговых платежей к добавленной стоимости или валовомувнутреннему продукту. Исходя из размера этой ставки обычно вносятся следующие рекомендации по выбору метода уплаты налога:

1) если полная ставка налогообложения 10-15%, то используется стандартный метод;

2) если полная ставка налогообложения 20-35%, то - пассивные элементы налогового планирования, без специальных программ;

3) если полная ставка налогообложения 40-50%, то используется налоговое планирование активного характера, характерны проведение налоговых экспертиз и наем налоговых консультантов.

Базируясь на том, что в современных условиях уровень налоговых изъятий в большинстве стран не превышает 40%, хозяйствующим субъектам целесообразно прибегать к налоговому планированию при любом уровне данных изъятий, так как это позволяет повысить финансовую устойчивость предприятий, снизить штрафные санкции и возможную налоговую ответственность руководства.

Применяемые методики определения налоговой нагрузки различаются, как правило, только по двум основным направлениям:

По структуре налогов, включаемых в расчет при определении налогового бремени;

По показателю, с которым сравнивают уплачиваемые налоги.

Перечень обязательных платежей в бюджетную систему за год

Наименование показателя Сумма, тыс. руб. Структура, %
за 2013 за 2014 за 2013 за 2014
1. Начисленный НДС 1477394 1521241 81.18 81.46
2. НДС, подлежащий вычету 15495 25642 0.85 1.37
3. НДС к уплате 1461899 1503520 80.32 80.51
4. Отчисления в ВБФ 101020 102587 5.55 5.49
5. Налог на прибыль 141937 145236 7.8 7.78
6. Налог на имущество 25562 26541 1.4 1.42
7. Прочие налоги и сборы 3879 2689 0.21 0.14
8. Налог на доходы физических лиц 85700 86975 4.71 4.66
9. Итого платежи во внебюджетные фонды
10. Итого налоговые платежи 1718977 1764961 94.45 94.51
11. Всего взносов в бюджет и внебюджетные фонды 1819997 1867548 100 100

В 2014 году предприятием в бюджетную систему уплачено 1867548 тыс. руб. налогов и сборов, из них 5.49 % приходится на платежи во внебюджетные фонды, а 94.51 % - на налоговые платежи. Наибольший удельный вес в общей сумме взносов занимает начисленный НДС, его доля составляет 81.46 %.

Департаментом налоговой политики Минфина РФ разработана собственная методика, согласно которой тяжесть налогового бремени принято оценивать отношением всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации, включая выручку от прочей реализации:

Расчет налоговой нагрузки по методике Минфина РФ.

Наименование показателя за 2013 за 2014
6263775 8207745
2. Начисленный НДС 1477394 1521241
7741169 9728986
4. Прочие доходы 131161 157072
5. Прочие расходы 195239 181210
6. Валовой доход 7872330 9886058
7. Сумма платежей во внебюджетные фонды 101020 102587
8. Сумма налоговых платежей 1718977 1764961
9. Общая сумма налогов в бюджет и внебюджетные фонды 1819997 1867548
10. НДС к уплате 1461899 1503520
23.12 18.89
21.84 17.85
13. Налоговая нагрузка по платежам во внебюджетные фонды, % 1.28 1.04
18.57 15.21

В 2014 году налоговая нагрузка на предприятие составила 18.89 %. При этом платежи в бюджет занимали 17.85 % валового дохода, а платежи во внебюджетные фонды - 1.04 %. Наблюдается снижение налоговой нагрузки предприятия на 4.23 % по сравнению с прошлым годом, когда бремя по налогам составляло 21.84 %, а по внебюджетным платежам 1.28%.

Однако, данный показатель, хотя и выявляет долю налогов в выручке от реализации, не характеризует влияние налогов на финансовое состояние предприятия, т.к. не учитывает структуру налогов в выручке. Для эффективного экономического анализа нужен показатель, который увязывал бы уровень налоговой нагрузки и показатель экономической активности предприятия.

Расчет налоговой нагрузки по методике Кировой Е.А.

Наименование показателя за 2013 за 2014
1. Доходы от реализации без НДС 6263775 8207745
2. Начисленный НДС 1477394 1521241
3. Выручка от реализации с НДС 7741169 9728986
4. Прочие доходы 131161 157072
5. Прочие расходы 195239 181210
6. Валовой доход 7677091 9704848
7. Материальные затраты без НДС 6601100 5823211
8. Амортизация 113911 123542
9. Вновь созданная стоимость 962080 3758095
10. Общая сумма налогов в бюджет и внебюджетные фонды 1819997 1867548
11. Сумма начисленного НДФЛ 85700 86975
1734297 1780573
180.27 47.38

Согласно методике Кировой Е. А. абсолютная величина налоговых обязательств предприятия в 2014 году составила 1780573 тыс. руб., при этом налоговая нагрузка снизилась на -132.89 пункта и составила 47.38%.

Однако, данная методика не учитывает показатели фондоемкости, материалоемкости, трудоемкости продукции, доходность производства и требует проведения дополнительного анализа налоговой нагрузки.

Расчет налоговой нагрузки по методике Литвина М.Н.

Наименование показателя за 2013 за 2014
1. Доходы от реализации без НДС 6263775 8207745
2. Начисленный НДС 1477394 1521241
3. Выручка от реализации с НДС 7741169 9728986
6601100 5823211
5. Добавленная стоимость 1140069 3905775
6. Сумма платежей во внебюджетные фонды 101020 102587
7. Сумма налоговых платежей 1718977 1764961
1819997 1867548
159.64 47.82

При расчете налоговой нагрузки согласно подхода М. И. Литвина видно, что в 2014 году 47.82% добавленной стоимости уходит в налоги и 1764961 тыс. руб. от прибыли расходуется на налоги. При этом в прошлом году налоги составляли 47.82% добавленной стоимости. Однако в данном случае в расчет налоговой нагрузки включается налог на доходы физических лиц, что не очень корректно.

Расчет налоговой нагрузки по отношению к добавленной стоимости без учета НДФЛ

Наименование показателя за 2013 за 2014
1. Доходы от реализации без НДС 6263775 8207745
2. Начисленный НДС 1477394 1521241
3. Выручка от реализации с НДС 7741169 9728986
4. Материальные затраты без НДС 6601100 5823211
5. Добавленная стоимость 1140069 3905775
6. Общая сумма налогов в бюджет и внебюджетные фонды 1819997 1867548
7. Сумма начисленного НДФЛ 1734297 1780573
8. Сумма налоговых платежей 85700 86975
152.12 45.59

Если при расчете налогового бремени по отношению к добавленной стоимости исключить НДФЛ, то уровень налоговой нагрузки в 2014 году составит 45.59%. Это говорит об ухудшении состояния налогового менеджмента, менее рациональном использовании инструментов учетной и договорной политики.

Базовый вариант расчета налогового бремени.

Наименование показателя за 2013 за 2014
1. Ставка налога на прибыль, % 20 20
2. Ставка НДС, % 18 18
3. Ставка взносов во внебюджетные фонды (ПФС, ФМС и ФСС, включая отчисления на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, % 0 0
4. Ставка налога на доходы физических лиц, % 13 13
5. Ставка налога на имущество, % 2 2
6. Ставка налога на дивиденды, % 9 13
7. Доля добавленной стоимости в валовой выручке, ед. 0.147 0.401
8. Доля затрат на оплату труда в добавленной стоимости, ед. 0.503 0.146
9. Доля амортизационных отчислений в добавленной стоимости, ед. 0.1 0.032
10. Удельный вес прочих расходов в добавленной стоимости, ед. 0.094 0.025
11. Средний срок полезного использования амортизируемого имущества, лет 8.4 9
12. Средний срок фактической эксплуатации амортизируемого имущества, лет 20 20
13. Налоговое бремя по отношению к добавленной стоимости, % 32.645 38.333

В 2014 году фактический уровень налогового бремени выше чем при стандартном способе уплаты налогов. Это говорит о нерациональном использовании основных элементы налогового планирования, выборе налоговыми менеджерами таких способов и методов налогового учета, элементов учетной и договорной политики, которые увеличивают размер налоговой нагрузки на предприятие. Рекомендуется сменить стратегию налогового планирования на более эффективную, проводить активную налоговую политику, направленную на минимизацию негативного влияния налогообложения на процесс достижения стоящих перед руководством предприятия целей любыми не противоречащими законодательству методами.

Расчет налоговой нагрузки как функции типа производства, изменяющейся в зависимости от колебаний затрат на материальные ресурсы, оплату труда или амортизацию

По этой методике сумма налогов соотносится с добавленной стоимостью, т.е. с источником дохода. В расчет включен налог на доходы физических лиц и не учитывается влияние таких налогов, как налог на имущество, платежи за пользование природными ресурсами, земельный налог и другие.

Сумма основных налогов, уплачиваемых организацией составляет:

НН = ДС x (0,109К от – 0,2К а + 0,322)

ДС – добавленная стоимость;

К от – доля заработной платы в добавленной стоимости;

К а – удельный вес амортизации в добавленной стоимости.

Налоговое бремя в добавленной стоимости определяется по формуле:

НБ дс = 0,109К от – 0,2К а + 0,322

Налоговое бремя в валовой выручке определяется по формуле:

НБ вв = НБ дс x К о

К о – удельный вес добавленной стоимости в выручке.

Расчетная сумма основных налогов в 2014 году составила 1294819 тыс. руб., что на 888012 тыс. руб. больше, чем 2013 году. При этом уровень налогового бремени в добавленной стоимости уменьшился, а уровень налогового бремени в выручке увеличился. Таким образом, в рамках политики управления активами ОАО "Арсенал" (ПРИМЕР) налоговое планирование стало осуществляться менее эффективно, а в управлении затратами – более эффективно.

Каждый предприниматель, стремясь увеличить свою выручку, ощущает давление налогового бремени. И желание сделать его как можно менее существенным вполне понятно. Но, применяя разные способы снижения налоговой нагрузки, стоит помнить, что ее величина не должна быть слишком низкой, так как это будет означать, что предприниматель нарушил НЗ, а это чревато налоговыми проверками. Конечно, причиной низкого налога может стать и неправильно рассчитанная налоговая нагрузка, формула расчета даже сейчас не всем предпринимателям известна.

Налоги являются основными источниками дохода государства. Поэтому одной из важных задач для государства является создание максимально благоприятных условий для развития бизнеса и контроль за уплатой налоговых средств.

Кто должен знать о ее величине

Расчет налоговой нагрузки носит аналитический характер. Хотя стоит заметить, что получаемая вследствие расчетов величина каждым пользователем используется для разных целей. Интересует чаще всего налоговая нагрузка ФНС и предпринимателя. Так, при ознакомлении с налоговым бременем налоговики в первую очередь обращают внимание на соответствие ее имеющимся средним показателям по отрасли.

Но если даже при самом неудачном квартальном периоде налоговиками будет выявлено снижение налогового бремени до критического минимума, это станет серьезным поводом для проверки предприятия. Предпринимателю также очень важно знать, как рассчитать налоговую нагрузку, ведь это позволяет выявить возможные пути к снижению налогооблагаемой базы с применением законных способов.

Действующие нормативы

Несмотря на то, что базу для обложения налога выбирает предприниматель сам, он должен помнить, что применение неправомерных мер для снижения рассчитываемого налога либо искусственное его занижение приблизит день, когда налоговики решат прийти с проверкой. И в первую очередь, будет подлежать проверке используемая для расчета налога величина дохода.

Независимо от того, каким способом будет осуществляться расчет налогового бремени, основной суммой для расчета будет является сформированная предпринимателем налогооблагаемая база.

Для каждой отрасли имеется своя величина нагрузки, и она всегда берется во внимание во время налоговых проверок. Так, для сельскохозяйственных предприятий она составляет 2,9 коэффициент. Существенно выше среднеотраслевый норматив у горнодобывающего производства, он составляет 35,2. У рыболовецкого всего 7,1, чуть выше у предприятий, чья деятельность связана с обрабатыванием отраслей, для них действующий среднеотраслевый норматив составляет всего 7,5. Для предприятий, занимающихся топливодобычей, коэффициент составляет 39. Для предприятий издательского бизнеса утвержден коэффициент 13,6.

Так как указанные показатели имеют пусть и косвенную, но все же связь с начисляемой прибылью, они требуют к себе определенного внимания предпринимателей.

Формула расчета

В проведении процедуры расчета применяются два направления. Одним из них является структура налогов, которые подлежат уплате предприятием и используются в соотношении в процедуре расчета. Вторым направлением является средний показатель. Он необходим для сверки обязательного отчисления. Для процедуры расчета существует два способа. Предложенная Минфином формула состоит из таких элементов:

НН=(Нсум/(В+Вд)) х 100%.

Расшифровка формулы достаточно проста. НН обозначает нагрузку. Соединяемые В и Вд являются доходами, где В — это суммы, получаемые от реализации, а Вд — доход, получаемый от внереализационной деятельности. Проводя расчеты таким методом, стоит помнить, что этот способ не дает возможности выяснить уровень зависимости величины налогового бремени от используемых видов налогов. Но она позволяет выяснить величину налогоемкости на реализованную либо выпущенную продукцию. Хотя полученная величина и тут не дает четкого понимания величины нагрузки.

В другом способе используется сумма налогов и сборов, которые были фактически перечислены в бюджет, умножается на величину имеющегося по этим показателям долга. То есть по факту происходит использование суммы, которая была начислена к платежу. При этом в сумму налогов не надо вносить НДФЛ, так как этот вид налога не оплачивается предприятием, он им просто перечисляется. Включены в сумму должны быть также и платежи, несущие косвенный характер.

Дело в том, что эти суммы влияют на экономику предприятия. Эта методика расчета дает возможность выяснить не только абсолютную величину бремени, но и относительную. Как посчитать налоговую нагрузку предприятия, решать лично его руководителю.

Помимо этих двух способов, существуют и другие, позволяющие высчитать налоговую нагрузку. Каждый из них дает возможность получить нужную информацию для анализа налоговой нагрузки предприятия, от которого часто зависит дальнейшее применение выбранной налоговой системы налогообложения.

служит для налоговиков критерием, ориентируясь на который, они решают, назначать или нет контрольные мероприятия. В статье пойдет речь о сути этого показателя и о том, как его рассчитать в условиях предприятия.

Какие документы определяют содержание налоговой нагрузки

Определить, что подразумевается под понятием «налоговая нагрузка», можно по следующим распоряжениям и разъяснительным документам:

  • Приказ ФНС РФ «Об утверждении Концепции…» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ - здесь определены принципы, на которых происходит планирование выездных контрольных мероприятий. В приложении 3 к этому приказу приводится список показателей нагрузки по сферам экономики отдельно и по РФ в суммарном выражении. Эти данные постоянно меняются, информация обновляется каждый год до 5 мая за счет сведений по прошлому году и доступна для налогоплательщиков на сайте ФНС.
  • Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов…» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 - здесь определены структура и функции комиссий, создаваемых налоговиками для легализации налоговой базы, приводятся формулы, по которым производится расчет налоговой нагрузки по видам налогов и систем налогообложения.

Налоговая нагрузка важна как для налоговой службы, так и для налогоплательщика. Об этом свидетельствуют следующие факты: этот показатель поставлен в приказе на первое место в числе критериев, использующихся для подбора объектов для налоговых проверок, а в письме указаны его значения, которые привлекают внимание налоговых инспекторов к работе организации или предпринимателя.

В современном экономическом словаре есть несколько определений налоговой нагрузки. Из них к теме нашей статьи ближе то, которое определяет нагрузку как степень выделения денежных средств на налоги.

То есть налоговая нагрузка в числовом выражении показывает, какова доля внесенных в бюджет налогов в выбранной экономической базе. Расчет ведется за конкретный период, что позволяет сделать оценку, как влияют уплаченные налоги на рентабельность бизнеса в конкретном временном отрезке.

Расчет данного показателя ведется практически на всех уровнях экономической системы РФ, как то:

  • на государственном уровне;
  • на региональном;
  • по группе компаний, входящих в одну сферу экономики;
  • по отдельным предприятиям;
  • на уровне отдельного человека.

В качестве экономической базы, от которой ведется расчет налоговой нагрузки, может выступать один из следующих показателей, взятый за определенный период:

  • выручка (с налогом на добавленную стоимость или без него);
  • доходы;
  • источник, за счет которого уплачивается налог (прибыль или расходы);
  • создаваемая стоимость;
  • предполагаемый доход или ожидаемая прибыль.

Нагрузка по налогам имеет общие черты с эффективной ставкой налога, представляющей собой отношение начисленного налога к соответствующей налоговой базе. По сути, эффективная ставка - это не что иное, как налоговая нагрузка, рассчитанная по соответствующему налоговому платежу.

Для каких целей определяется налоговая нагрузка

Налоговая нагрузка, посчитанная для выбранной экономической базы, служит:

  • Для аналитической работы, составления планов и формирования прогнозов по ситуации в экономике. Потребителями данных здесь являются Минфин РФ, госорганы, занимающиеся экономическими вопросами на государственном и местном уровне.
  • Планирования контрольных мероприятий налоговыми органами.
  • Аналитической работы на уровне налогоплательщиков для оценки, насколько велик риск налоговых проверок и просто для определения правильности выбранного курса.

Примечательно, что налоговая служба сама призывает к определению уровня нагрузки для того, чтобы привести показатель к среднему по отрасли значению. Если субъекту удастся добиться этой цели, то налоговики обещают с высокой вероятностью:

  • не включать его в график налоговых проверок;
  • установить режим наибольшего благоприятствования при обращении в налоговые органы.

Помимо описанных возможностей налоговая нагрузка помогает предприятию:

  • понять, как снизить налоговое бремя;
  • выбрать наиболее подходящий налоговый режим для использующегося вида занятий;
  • сформировать реальный прогноз результативности работы в будущем.

Как рассчитать налоговую нагрузку

В обоих указанных выше документах разъясняется, какие формулы следует использовать, чтобы найти значение налоговой нагрузки:

  • в приказе № ММ-3-06/333@ приведена одна формула, которую надлежит использовать для нахождения совокупного значения нагрузки;
  • в письмо № АС-4-2/12722 налоговики включили несколько математических выражений, позволяющих рассчитывать нагрузку по системам налогообложения и по видам налоговых платежей.

В приказе присутствует формулировка: совокупная нагрузка по налогам - это частное от деления общей налоговой суммы, взятой из годового отчета, на размер выручки за этот же период. В перечень налогов, суммируемых для расчета, входит НДФЛ, но исключены все выплаты в адрес страховых фондов, так как эти взносы налоговое законодательство не причисляет к категории налогов. Подсчет в 2017 году ведется по прежней методике, и получение налоговой службой полномочий по контролю над уплатой страховых взносов не нарушило это правило.

Формул расчета налоговой нагрузки достаточно много. Они определены для каждого случая, как то:

Нпр - начисленная сумма налога;

Дп - доход от продаж;

Дв - внереализационный доход.

В формуле используются данные из декларации по налогу на прибыль.

Нндс - начисленная сумма налога (данные из декларации);

НБрос - налоговая база (показатель определяется по 3-му разделу декларации только для российского рынка).

где НБрфэ - налоговая база, определяемая по 3-му и 4-му разделу в сумме. Здесь учитываются данные для российского рынка и экспортных операций.

Ннд - размер начисленного налога (данные из декларации);

Днд - размер дохода, указанный в 3-НДФЛ.

Нусн - единый налог (данные из декларации);

Дусн - размер дохода, указанный в декларации по упрощенке.

Несхн - размер налога, который начислен в рамках этого спецрежима (данные из декларации);

Десхн - размер дохода, указанный в декларации по этому налогу.

Нндс - размер НДС (из декларации по этому налогу);

Нп - размер налога на прибыль (из декларации по этому налогу);

В - выручка, рассчитанная по отчету о прибылях и убытках (НДС не учтен).

Для четырех последних формул в письме ФНС есть некоторое уточнение, заключающееся в том, что при наличии и других налогов вроде транспортного, водного и прочих, их в расчет тоже следует включать. НДФЛ к ним не причисляется, и значение налоговой нагрузки именно по системам налогообложения, в отличие от совокупной нагрузки, определяется без его учета.

Все значения налоговой нагрузки вычитываются в процентах.

На какой уровень налоговой нагрузки ориентироваться, чтобы избежать риска проверки

Налоговая нагрузка в 2017 году рассчитывается по тем же правилам и формулам, что и в предыдущие периоды.

Если руководство компании решит самостоятельно определить, насколько нагрузка на его предприятие соответствует критериям безопасности, то действовать примерно по следующей схеме:

  • Сделать расчет совокупной налоговой нагрузки и сопоставить полученный результат с той информацией, которая указана в 3-м приложении к приказу № ММ-3-06/333@.
  • Определить этот показатель для налога на прибыль. Если он окажется ниже 3-процентного уровня для производственной фирмы, то это считается низким уровнем. Для торговой сферы минимально безопасный порог равен 1%.
  • Определить, каково отношение вычетов по НДС к сумме этого налога. Превышение 89-процентного налога - весьма тревожный фактор.

Если налогоплательщик «перешагнул» предельные значения показателей, ему надлежит предпринять ряд действий, позволяющих скорректировать курс. Но еще важнее подготовиться к объяснениям с налоговым органом. Низкая налоговая нагрузка может быть объяснена следующими причинами:

  • ошибками в определении ОКВЭД;
  • трудностями с продажами;
  • разрастанием доли расходов из-за изменения в сторону увеличения цен поставщиков;
  • инвестиционными вложениями;
  • увеличением экспортной доли;
  • увеличением товарных запасов и проч.

***

Налоговая нагрузка рассчитывается, чтобы сориентироваться, насколько велика опасность контрольных мероприятий. ФНС в своих распоряжениях и разъяснениях помогает налогоплательщикам в этом деле, приводя формулы расчета такой нагрузки и предельные значения, которые нежелательно превышать, чтобы не создавать проблем.

Что такое налоговая нагрузка, как ее вычислить и какова ее роль в предпринимательской деятельности? Расскажем в нашей статье.

Коэффициент налоговой нагрузки: что это и как он рассчитывается

Налоговая нагрузка — это один из показателей финансовой стабильности компании. Налоговая нагрузка может быть абсолютной величиной — это точная цифра, обременение на уплату налогов. Также она может быть относительной — это процент средств, которые компания выделяет из своей выручки на погашение налогов. Чтобы вычислить относительную нагрузку, нужно сумму налогов компании за год разделить на сумму выручки за год. Именно относительный показатель использует ФНС, когда составляет план выездных проверок. Компании, чья налоговая нагрузка ниже среднеотраслевой, рискуют оказаться в «списке подозреваемых».

Банки используют показатели налоговой нагрузки при анализе рисков. Само собой, налоговая нагрузка — не единственный критерий при проверке платежеспособности (есть ещё порядка 80 показателей), но важный. Большая налоговая нагрузка обычно означает, что у компании может быть низкая рентабельность. Для расчета этого коэффициента данные по выручке нужно взять из бухгалтерской отчетности (строка 2110), налоги за год — из налоговой отчетности.

Уровень налоговой нагрузки = сумма ваших налогов за год / выручка за год × 100 %

  • для государства или регионов;
  • по типам отраслей;
  • по группам предприятий, имеющих аналогичный с вами вид деятельности;
  • по конкретным хозсубъектам;
  • на одного человека.

В зависимости от уровня может меняться база расчётов: это может быть выручка с НДС или без него, доходы предприятия, затраты или прибыль, плановый доход/прибыль.

Коэффициент налоговой нагрузки и среднеотраслевой показатель

Коэффициент налоговой нагрузки зависит от типа экономической деятельности компании: для каждого типа индивидуально на уровне законов определено конкретное среднее значение. Может так получиться, что показатель КНН вашей компании ниже, чем средний по всей отрасли. Это не всегда хорошо: к вам могут нагрянуть налоговики. «Ниже среднего» означает, что существует вполне реальная возможность того, что вы платите налогов меньше других игроков отрасли. Или у вас ошибки в расчетах.

Чтобы узнать среднеотраслевое значение, ездить или звонить в налоговую не нужно — вся информация размещена на сайте ФНС, налоговики ее выкладывают ежегодно до 5 мая последующего года.

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль и НДС

Нагрузку по налогу на прибыль можно определить исходя из данных налоговой декларации.

Нагрузка по налогу на прибыль = (весь исчисленный налог / (выручка + доходы от внереализационной деятельности)) × 100 %

Показатель менее 2-3 % означает, что ваша налоговая нагрузка низкая.

Нагрузка по НДС = (вычеты по НДС / начисленный НДС) × 100 %

Значения по вычетам и начисленному НДС надо взять за четыре предыдущих квартала. Нормальной считается сумма вычетов, не превышающая 89%.

Нагрузка по НДС = НДС / Налоговая база по внутреннему рынку ×100%

Налоговую базу по внутреннему рынку можно получить из суммы строк 010, 020, 030, 040, 050, 060, 070 графы 3 раздела 3 декларации по НДС. Для торговых компаний соотношение суммы НДС и налогооблагаемой базы должно быть больше 1%, для остальных — от 3%.

На сайте ФНС работает налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки . Им могут пользоваться организации на ОСНО. Сейчас с его помощью легко рассчитать свою налоговую нагрузку за период 2015-2017 годов и сравнить ее со среднеотраслевой. При расхождениях стоит заранее подготовить пояснения, чтобы предоставить их налоговикам по запросу.

Что изменилось в 2019 году

Показатели налоговой нагрузки за 2018 год, которые будут актуальны для назначения проверок в 2019, установлены в приложении №3 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ в редакции от 24.05.2019. Свой показатель нагрузки установлен для каждого вида деятельности по ОКВЭД2. Но бывает, что компания не может найти свой вид деятельности в списке. Для такой ситуации ФНС предусмотрела особый порядок действий, описанный в письме от 22.08.2018 № ГД-3-1/5806@ — для сравнения следует брать уровень налоговой нагрузки по РФ, а не по отрасли.

В нынешнем году налоговая имеет право проверить ваши данные за предыдущие три года, поэтому вам нужно тщательно сравнить текущие показатели нагрузки с прошлыми годами. Если есть сильное отклонение, то вас наверняка попросят объяснить причину или назначат проверку.

Хотите быстро рассчитывать и уплачивать налоги? Облачный веб-сервис Контур.Бухгалтерия позволяет вести все необходимые операции через интернет. Познакомьтесь с возможностями сервиса бесплатно в течение 14 дней, ведите учет, начисляйте зарплату, отчитывайтесь онлайн и работайте в сервисе совместно с коллегами.