Презентация "первоначальные химические понятия". Первоначальные химические понятия Анализ темы первоначальные химические понятия

Тема 10 . Методика формирования первоначальных химических понятий в 8 классе

1. Значение темы "Первоначальные химические понятия"

в 8 классе

Тема "Первоначальные химические понятия – первая тема школьного курса химии. Значение ее велико, т. к. она является залогом успешного овладения учащимися последующего материала. При изучении данной темы формируются фундаментальные понятия и представления, на основе которых, в дальнейшем, строятся теоретические концепции химии. Поэтому необходимо, чтобы ученики успешно усвоили важнейшие из этих понятий, и в первую очередь такие, как "атом", "молекула", "химическое явление", "химическая формула", "химическое уравнение", "вещество", "признаки химической реакций" и др. Глубокое понимание атомно-молекулярной сущности строения вещества облегчит учащимся восприятие в дальнейшем, теории строения вещества и других теоретических вопросов предмета химии. В рамках данной темы у учащихся формируется умение выявлять главные, типичные признаки веществ и явлений, группировать их на типы, классы и т. п., что позволит увидеть в классификации важнейших классов соединений и типов реакций не нагромождение фактов, а естественное объединение на основе определенных признаков.

Немаловажное значение имеет первое знакомство школьников с химическим экспериментом. При его самостоятельном выполнении учащиеся овладевают практическими умениями и навыками обращения с веществами и лабораторным оборудованием , а осуществление таких простейших операций, как растворение, взвешивание, нагревание, отстаивание, фильтрование, повышает уровень политехнической подготовки учащихся. Использование учебного химического эксперимента убедит учащихся в том, что знание химических процессов и условий их протекания дает возможность управлять химическими явлениями и процессами.

Значение вводной темы определяются еще и тем, что здесь закладывается основы химического языка.

Следует учесть, что о некоторых понятиях, таких как, атом, молекула, вещество, учащиеся получили представление ранее, на уроках природоведения , биологии, физики. Это дает возможность продолжать формирование и развитие знаний, умений, навыков на основе межпредметных связей.

Изучение первой темы курса химии имеет большое значение для формирования научного мировоззрения учащихся. Познавая с помощью атомно-молекулярного учения строение веществ, учащиеся убеждаются в материальности мира.

И, конечно же, огромная роль изучения первоначальных химических понятий заключается в развитии интереса учащихся к химии. Известно, что еще до начала изучения химии, в младших классах, у школьников возникает интерес к химии, и с первых же уроков химии необходимо поддерживать и развивать его. Этому способствуют новизна предмета, химический эксперимент, связь с жизнью и с другими науками, и то, что вводная тема дает массу возможностей для привлечения средств наглядности и различных форм занимательности.

Образовательные задачи темы . Изучение темы "Первоначальные химические понятия" предполагает постановку и решение следующих образовательных задач.

1. Обобщение и развитие эмпирических сведений о веществах, их свойствах и изменениях, полученных в курсе природоведения, биологии и физики; наполнение их новым химическим содержанием.

2. Раскрытие содержания первоначальных химических понятий, законов химии и химического языка.

3. Закрепление в химических терминах и символике основных понятий и законов химии и химического языка.

4. Формирование и подтверждение положений атомно-молекулярного учения, использование их для объяснения химических явлений и их закономерностей.

5. Ознакомление учащихся с некоторыми методами химической науки – простейшими лабораторными приемами работы с нагревательными приборами, штативом, химической посудой, реактивами, ведением лабораторного журнала и требованиями техники безопасности при работе в химической лаборатории.

6. Ознакомление учащихся с историческими фактами зарождения и развития химической науки.

Развивающие задачи темы. При изучении темы необходимо решение следующих задач по развитию учащихся.

1. Совершенствование мыслительных приемов сравнения, анализа, синтеза.

2. Развитие умений наблюдения и высказывания причинно-следственных суждений на основе химического эксперимента.

3. Развитие воображения учащихся, умения "заглянуть" вглубь вещества, используя модели молекул, атомов, кристаллических решеток.

4. Развитие умений высказывать соответствующие суждения, используя химическую терминологию, и наоборот, умение извлекать, заключенную в химической символике информацию, что способствует развитию мышления.

5. Развитие кругозора учащихся, введение их в круг химических понятий.

6. Развитие умения находить и объяснять межпредметные связи.

Воспитывающие задачи темы. Воспитание школьников всегда являлось важнейшей функцией школы в целом и предмета химии в частности. В теме "Первоначальные химические понятия" можно решить следующие воспитательные задачи.

1. Формирование научных убеждений (является ведущей воспитывающей задачей; осознание реальности существования атомов и молекул и материального единства мира на основе этих представлений).

2. Раскрытие и обсуждение трудностей, возникающих на пути научных открытий, и роли борьбы мнений, настойчивости и трудолюбия ученых-химиков на пути их преодоления.

3. Формирование интереса к предмету при изучении вводной темы (имеет особое значение, т. к. вносит огромный вклад в развитие мотивации учащихся к изучению химии и познанию в целом).

4. Воспитание трудолюбия, аккуратности, умения работать в группе, а также других нравственно-гражданских качеств личности школьника.

2. Место темы в курсе химии общеобразовательной школы

В настоящее время учебников по химии, рекомендованных и допущенных Министерством образования Российской Федерации для обучения учащихся школ, довольно велик. Авторы каждого из этих учебников предлагают свои подходы к изучению вводной темы школьного курса химии в 8 классе.

Согласно авторской программе и учебнику на изучение первоначальных химических понятий отводится 26 часов. Причем изложение понятий происходит в рамках нескольких тем: "Введение" - 3 часа; "Атомы химических элементов"- 9 часов; "Простые вещества" - 7 часов; "Изменения, происходящие с веществами" - 7 часов.

В своем учебнике на изучение первоначальных понятий отводят 16–22 ч. из них 7/9 ч. отводится на тему "Предмет химии", 4/5 – на тему "Химический элемент" и 5/9 на тему "Количественные отношения в химии". Все три темы излагаются в начале учебника и следуют одна за другой. Предусмотрено проведение 2 практических работ : "Очистка загрязненной поваренной соли" и "Признаки химических реакций".

Согласно авторской программе и учебнику и др. на изучение первоначальных химических понятий отводится 21 ч., в рамках темы "Важнейшие химические понятия. Включено проведение практических работ: приемы обращения с лабораторным оборудованием и изучение техники безопасности; прокаливание медной проволоки и взаимодействие мела с кислотой, как примеры химических явлений.

3. Основные понятия темы

Классификация первоначальных химических понятий. В теме "Первоначальные химические понятия", независимо от конкретного учебника химии изучается относительно много понятий, которые можно подразделить на группы: общенаучные понятия (масса, герметичность, диффузия , электрический ток, магнит и т. д. – около 30 понятий); химические понятия (химическое явление, реакция, количество вещества и т. д. – около 70 понятий); названия химических элементов, веществ и материалов – около 120 понятий; химические реакции – более 40; лабораторные опыты – около 20; демонстрационные опыты – около 30; расчетные задачи – около 10 типов; имена ученых – 10; несколько практических работ.

Каждая группа понятий образует соответствующую систему понятий. Распределение понятий по группам условно, они должны изучаться во взаимосвязи между собой. Некоторые понятия по данной классификации можно отнести к нескольким группам, например, атом и молекула, вещество простое и сложное и т. д. можно отнести как к первой, так и ко второй группе, понятие "относительная атомная масса химического элемента" – и ко второй и к третьей.

Абразивные материалы (абразивы) – твердые вещества или материалы, которые используются для полировки, шлифовки, заточки или иной механической обработки поверхности различных изделий и деталей. К наиболее распространенным А. м. относят алмазы, корунд, карборунд, нитриды бора, песок и др.

Авогадро Амедео () – итальянский физик и химик. В 1811 г. высказал гипотезу о двухатомности молекул азота , водорода , хлора, кислорода, на основе чего дал формулировку одного из основных газовых законов, носящего его имя. Исходя из этого, предложил новый способ определения атомных и молекулярных масс веществ. Впервые правильно установил количественный атомный состав молекул некоторых веществ (воды, водорода, кислорода, азота, оксидов азота, хлора и др.). Изучая свойства азота, фосфора, мышьяка и сурьмы, обратил внимание на их аналогию. Автор четырехтомного труда "Физика весовых тел, или трактат об общей конституции тел" (1837-41), который стал первым руководством по молекулярной физике.

Авогадро число (Авогадро постоянная) – физическая величина (NA), названная в честь Авогадро А., указывающая число атомов, ионов, молекул или иных структурных частиц вещества в порции его количеством 1 моль. Это число равно 6,022×1023 (округленно – 6,02×1023, или 6×1023). В расчетах имеет размерность – 6,022×1023 моль-1.

Атом – сложная электронейтральная наименьшая частица элемента химического, состоящая из положительно заряженного ядра (составляет основу массы А.) и вращающихся вокруг ядра отрицательно заряженных электронов (образуют электронную оболочку атома). А. сохраняют свойства химического элемента и не разрушаются в ходе химических реакций. А. могут существовать в свободном виде и в связанном состоянии друг с другом, образуя в последнем случае более сложные частицы вещества – молекулы или кристаллы немолекулярного строения. А. одного вида образуют химический элемент и обозначаются химическим символом элемента. Напр., А. водорода – Н; А. кислорода – О; А. меди – Cu и т. д.

Атомная масса – значение массы атома, выраженное в относительных атомных единицах массы. Выбор особой единицы для измерения масс атомов связан с неудобством выражать А. м. в граммах из-за чрезвычайно малых масс атомов (г). Впервые понятие А. м. ввел Д. Дальтон (1808), он же впервые определил А. м. многих элементов, взяв за относительную единицу измерения массу атома водорода. В 1818 г. предложил определять А. м., исходя из атомной массы кислорода, приняв ее равной 100. В 1906 г. за единицу А. м. была принята кислородная единица, которая составляла 1/16 часть атомной массы кислорода. С 1961 г. за единицу А. м. принята 1/12 часть массы изотопа углерода 12С, которая называется атомной единицей массы (а. е.м.). По последним данным 1 а. е.м. = 1,6605402×10-27 кг. Чаще пользуются относительной атомной массой (А r ), т. е. значением, полученным отношением массы данного атома к 1/12 массы изотопа углерода с массой 12.

А r =

Средние значения атомных масс природных изотопов химических элементов приведены в периодической системе. В атомных единицах массы измеряются также массы ионов, молекул и других частиц вещества.

4. Межпредметные связи

Усвоение столь большого числа понятий было бы невозможным без применения в ходе преподавания темы межпредметных связей, то есть определенных знаний, полученных учащимися раннее при изучении других предметов.

В курсе природоведения учащиеся изучали такие понятия, как: тело, свойства тел, агрегатные состояния, свойства металлов, кислород и его обнаружение, углекислый газ и его обнаружение, фильтрование и др.

В курсе биологии изучены следующие понятия: вещества минеральные и органические, состав и дыхание семян, соли, кислоты, щелочи, крахмал, состав воздуха, превращение крахмала в сахар, удобрения (мочевина, суперфосфат, хлорид калия), химические элементы (калий, азот, фосфор), растворы, прокаливание, выпаривание и др.

В курсе физики изучались такие понятия, как: тело, вещество и его строение, материя, физические и химические явления, эксперимент – источник познания, гипотеза, физические величины и единицы измерения, диффузия, температура, масса атома и молекулы и др.

Задача учителя химии – выяснить, по каким учебникам изучались эти предметы, и уточнить конкретно, что изучалось, и на каком уровне. При этом было бы наивно полагать, что все ученика в классе весь изученный материал запомнили на 100%%. Но, тем не менее, опираться на межпредметные связи, безусловно, необходимо.

5. Методика проведения первого урока

От того, как будет проведен первый урок химии в 8 классе, зависит многое, в первую очередь, - настрой учащихся на изучение предмета. Поэтому к первому уроку нужно тщательно подготовиться, учитывая следующее: химия – новый предмет; обучаясь в младших классах, детей "не пускали" в химкабинет; возможно учащиеся еще не знакомы с учителем химии; химия в представлении одних – наука-волшебница, а для других – отрава и загрязнение внешней среды. В любом случае, определенный первоначальный интерес у учащихся к новому предмету имеется.

Цели и задачи первого урока (записать):

Варианты хода урока для возбуждения интереса.

а) Показать целый набор красивых и занимательных опытов.

в) Провести беседу на тему "Что такое химия, ее значение для человека". Выслушать высказывания детей (здесь можно заодно выявить речевые навыки и уровень знаний учащихся); дополнить сказанное и сделать логический вывод: "Вы кое-что знаете, но необходимо ваши знания расширить, углубить, уточнить. Для этого, прежде всего, определим, что изучает химия … и т. д."

По ходу определения предмета, целей и задач химии учитель показывает несколько химических опытов, например, гашение горящей свечи углекислым газом, взаимодействие хлорида железа (III) с роданидом калия, подчеркивая при этом и прикладное значение химических явлений и их сущность (на основе химических знаний).

Какой из вариантов, на ваш взгляд наиболее оптимален?

6. Тематический план темы "Первоначальные понятия химии"

Изучение темы "Первоначальные понятия химии" можно провести по следующему плану.

Тема урока

Введение. Химия – наука о веществах

Практическая работа "Очистка воды"

Признаки химических реакций

Вещества и их свойства

Строение вещества

Состав вещества. Химический элемент

Относительная атомная масса химического элемента

Простые вещества. Сложные вещества

Количество вещества. Моль

Относительная молекулярная масса. Молярная масса.

Массовая доля элемента в веществе.

Решение расчетных задач

Определения состава вещества и вывод химической формулы

Решение расчетных задач

Валентность

Сущность химических реакций. Закон сохранения атомов.

Уравнения химических реакций

Реакция соединения и разложения

Семинарское занятие по пройденным темам

Обобщение темы и подготовка к контрольной работе

Контрольная работа по теме "Первоначальные понятия химии"

Анализ контрольной работы

первоначальных понятий химии

1.Метод перечисления и приведения конкретных примеров. Для формирования достаточно сложных понятий, когда запас знаний у учащихся еще невелик, можно использовать методику перечисления фактов или явлений, относящихся к данному понятию, с последующим высказыванием самими учащимися соответствующего суждения.

Например, формируя и уточняя понятия вещество и тело , можно использовать следующий подход. Учитель показывает учащимся две группы предметов:

Первая группа - стеклянная трубка, медная трубка, стальная трубка, резиновая трубка, пластмассовая трубка и другие трубки из различных веществ.

Вторая группа - стеклянный стакан, стеклянная трубка, стеклянная пластинка, стеклянная колба и другие предметы из стекла.

Далее учитель просит рассмотреть и назвать каждый предмет (тело) и вещество, из которого состоит тело. Затем ученики называют перечень физических тел и химических веществ, из которых состоят данные тела, и дают развернутый ответ на вопрос: "Чем отличается понятие тело от понятия вещество ?"

2. Каковы образовательные задачи темы? Дайте характеристику понятий и терминов, наиболее важных, на ваш взгляд, изучаемых в данной теме.

3. Дайте краткий обзор терминов и понятий, изучаемых в данной теме.

4. Каковы развивающие задачи темы?

5. Каковы воспитывающие задачи темы?

6. Как используются межпредметные связи при изучении данной темы?

7. Запишите на доске основные этапы первого урока в 8 классе по химии и дайте краткий комментарий к плану.

8. Приведите примеры методических приемов формирования отдельных понятий при изучении данной темы.

9. Приведите пример лабораторного опыта, проводимого учениками при изучении данной темы.

10. Приведите пример демонстрационного опыта, проводимого при изучении данной темы.

11. Приведите пример практической работы, проводимой при изучении данной темы.

12. Составьте пример карточки для итоговой проверки знаний учащихся после изучения темы.





















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Объяснительная записка.

В 2006 году мною была опубликована программа пропедевтического курса химии для 7 класса. Для эффективного изучения теоретических первоначальных понятий химии детьми более раннего возраста предлагаю использовать на уроках презентацию, составленную по авторским разработкам, по опорным схемам-конспектам, разработанным на кафедре общей и аналитической химии МПГУ, материалам учебника “Химия-8” Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана; рабочей тетради для 8 класса “Первоначальные химические понятия” И.Н. Городничевой, рабочей тетради для 8 класса “Химические элементы и химические законы” И.А. Леенсона, рабочей тетради для 7 класса О.С. Габриеляна, Г.А. Шипаревой. Также данный материал можно использовать при изучении темы “Первоначальные химические понятия” в 8 классе и отдельные слайды презентации помогают актуализировать знания по отдельным темам на более высоких ступенях обучения химии.

Описание презентации с приемами использования отдельных ее слайдов на уроках. (Презентация)

Слайд 1. Титульный лист.

Слайд 2. Физическое тело и вещество.

Физические тела состоят из веществ. Ученикам предлагается выписать в два столбика физические тела и вещества из данного списка.

Слайд 3. Физическое тело и вещество .

После самостоятельной работы предлагается самопроверка получившихся результатов.

Слайд 4. Разделение смесей.

Представлены способы разделения смесей.

Слайд 5. Атомы и молекул ы.

Физические тела состоят из веществ; вещества состоят из молекул, в состав которых входят атомы или из атомов, не связанных в молекулы.

Ученики под схемой выписывают из учебника определение понятий “молекула” и “атом”.

Слайд 6. Схема разложения воды электрическим током – опыт, подтверждающий наличие молекул и атомов.

Слайд 7. Атомно-молекулярное учение М.В.Ломоносова.

Ученикам предлагается расшифровать опорный конспект:

  1. Молекулы состоят из атомов.
  2. Вещества бываю молекулярного (т.е. состоят из молекул) и немолекулярного строения (состоят из атомов, несоединенных в молекулы).
  3. Молекулы находятся в непрерывном движении. Между молекулами действуют силы взаимного притяжения и отталкивания.
  4. Атомы одного вида от атомов другого вида отличаются массой и свойствами.
  5. Между молекулами существуют промежутки, которые зависят от температуры и агрегатного состояния вещества.
  6. С веществами могут происходить физические и химические явления. При физических явлениях молекулы не изменяются, меняется расстояние между ними. При химических явлениях молекулы распадаются до атомов и атомы образуют новые комбинации молекул.

Слайд 8. Химические и физические явления.

Под схемой учащиеся записывают определение явлений и примеры.

Слайд 9. Простые и сложные вещества.

В два столбика ученики записывают определения понятий “простое вещество” и “сложное вещество”, самостоятельно зарисовывают молекулы простых и сложных веществ из данного списка, распределяя их в соответствующие столбцы, затем проводиться самопроверка.

Слайд 10. Химический элемен.

Записывается определение. Знакомим с таблицей химических элементов Д.И.Менделеева.

Слайд 11. Алхимические символы химических элементов.

Знакомство и обсуждение записи химических элементов до XIX века.

Слайд 12. Обозначение химических элементов Берцелиусом.

Обсуждение современной системы обозначения химических элементов. Зарисовывается таблица с примерами, далее можно таблицу продолжить (без латинских названий) наиболее часто встречаемыми химическими элементами, пользуясь таблицей №2 учебника (стр. 24).

Слайд 13–14. Химические анаграммы.

Ученики устно отгадывают зашифрованные химические элементы.

Слайд 15. Химический диктант.

На слайде по вариантам записаны названия химических элементов. Учащимся предлагается записать знак химического элемента и чтение этого знака в формулах.

После написания диктанта возможна самопроверка или взаимопроверка работы.

Слайд 16–17 . Химические элементы в организме человека.

Работа с таблицей макро-, микро- и ультра микроэлементов. Учащиеся выполняют задание на карточках (Приложение 1) , выписывают знаки химических элементов.

Слайд 18. Атомная единица массы

Знакомство с новой единицей массы атома, образно показано чему равна 1 а.е.м. Ученики делают рисунки, записывают определение.

Слайд 19. Относительная атомная масса.

Знакомство с новой величиной, показано как выводится относительная атомная масса, обсуждение почему эта величина безразмерная. Образно показана относительная атомная масса гелия. Обсуждаем и записываем определение, ученики выполняют рисунок и правильно записывают массу атома гелия, выраженную в а.е.м. и относительную атомную массу гелия.

Слайд 20. Относительная атомная масса.

Учим находить относительную атомную массу химических элементов в периодической системе Д.И.Менделеева на примере водорода, кислорода, меди, записывать округленные значения величины. Далее ребята записывают относительные атомные массы различных химических элементов и массы атомов, выраженных в а.е.м. этих же элементов.

Слайд 21. Относительная атомная масса.

Обобщение знаний об относительной атомной массе оформляем в виде схемы.

Слайд 22. Химическая формула.

Рассматривая три формы записи состава вещества: алхимическое изображение вещества, описание состава и химическую формулу с помощью знаков и индексов приводим учеников к выводу, что именно современная химическая формула, являясь емкой, отражает состав вещества. Записываем пример калийной селитры: описание и химическую формулу, формулируем и записываем определение понятия “химическая формула”.

Слайд 23. Относительная молекулярная масса.

Схема-обобщение знаний об относительной молекулярной массе вещества.

Слайд 24. Массовая доля элемента в веществе.

Схема-обобщение знаний о массовой доле элемента в веществе

Слайд 25. Схема-обобщение “Химическая формула вещества”.

Схема является ответом на вопрос учителя: “Какую информацию о веществе несет его химическая формула?” Относительные атомные массы элементов, входящих в состав данного вещества выписываются из периодической системы Д.И. Менделеева для дальнейшего подсчета относительной молекулярной массы вещества и определения массовых долей элементов, а так же с целью многократного повторения и выработки навыка правильной записи этой величины.

Слайд 26 . Пример характеристики химической формулы углекислого газа.

Слайд 27–30. Алгоритм определения валентности по химической формуле вещества.

Представлены поэтапные действия для определения валентностей элементов в бинарных соединениях по молекулярной формуле вещества. Выводим с учениками обобщенную формулу для подсчета валентности элемента.

Слайд 31–35. Алгоритм составления химической формулы бинарного соединения по известным валентностям.

Рассматриваем и записываем поэтапно действия для составления молекулярной формулы вещества по валентностям. Выводим формулу для подсчетов индексов элементов.

Слайд 36–37. Закон сохранения массы веществ М.В. Ломоносова.

Обсуждаем закон, ученики зарисовывают опорный сигнал, дают формулировку закона. Показываем фрагмент из кинофильма “Михайло Ломоносов” (1955 год), демонстрирующий публичный опыт М.В. Ломоносова.

Слайд 38–39. Уравнения химических реакций.

Записываем уравнение химической реакции разложения воды электрическим током. Вспоминаем формулировку закона сохранения массы веществ, подсчитываем массы исходных веществ и продуктов реакции и приходим к выводу, о необходимости расстановки коэффициентов, уравнивающих число атомов элементов до и после реакции. Ученики расставляют коэффициенты, записывают со слайда №38 расчет массы веществ с учетом коэффициентов, подтверждая соблюдение закона сохранения массы веществ. Формулируем определение уравнения химической реакции.

Слайд 40–41. Типы химических реакций.

Изучая типы химических реакций, зарисовываем схемы реакций разложения, соединения, замещения. Записываем уравнения реакций, соответствующие схемам, расставляем коэффициенты.

Слайд 42. Количество вещества.

Знакомство с новой физической величиной, иллюстрируем порцию вещества, записываем определение количества вещества, вводим обозначение n (“ню”).

Слайд 43. Моль вещества.

Вводим понятия “моль вещества”, “число Авогадро”.

Слайд 44. Количество вещества.

Схема-обобщение знаний о количестве вещества.

Слайд 45. Число Авогадро.

Схема-обобщение знаний о постоянной Авогадро.

Слайд 46. Молярная масса.

Знакомство с новой физической величиной. Работаем с таблицей (Приложение 2 ), определяем зависимость между массой и количеством вещества для разных порций веществ. Знакомим с новой физической величиной, вводим обозначение, формулу для вычисления молярной массы, единицы измерения. Подводим учеников к выводу о численном равенстве относительной молекулярной массы и молярной массы данного вещества.

Слайд 47 . Молярная масса разных веществ.

Рисунок закрепляет понимание о том, что у разных по составу веществ различны и молярные массы, хотя в них содержится одинаковое число частиц.

Слайд 48. Молярная масса.

Схема-обобщение знаний о молярной массе вещества.

Слайд 49. Закон Авогадро.

Записываем формулировку закона, рассматриваем и обсуждаем рисунок, изображающий 1 моль разных газов.

Слайд 50. Молярный объем.

Формируем понятие “молярный объем газов”, рассматривая рисунок подводим к выводу, что для веществ в твердых и жидких агрегатных состояниях молярный объем различен, а в газообразном состоянии эта величина постоянна. Вводим размерность и формулу для вычисления.

Слайд 51. Молярный объем.

Схема-обобщение знаний о молярном объеме газов.

Слайд 52. Связь количественных величин.

Демонстрируем и обсуждаем сводную формулу взаимосвязи между физическими величинами: массой, объемом и числом структурных частиц, осуществляемой через количество вещества. Делаем вывод, что формула позволяет рассчитать любую из переменных величин, если известна лишь одна из них.

Слайд 53. Список литературы.

Химия в системе наук. Познавательное и народно-хозяйственное значение химии. Связь химии с другими науками.

Тела. Вещества. Свойства веществ. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ.

Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.

Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества.

Химические элементы. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава веществ. Атомная единица массы. Относительная атомная и молекулярная массы.

Количество вещества. Моль – единица количества вещества. Молярная масса.

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности.

Атомно-молекулярное учение. Роль М.В. Ломоносова и Д. Дальтона в создании основ атомно-молекулярного учения.

Закон сохранения массы веществ.

Химические уравнения. Типы химических реакций. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.

Демонстрации.

1. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ.

2. Однородные и неоднородные смеси, способы из разделения.

3. Опыт, иллюстрирующий закон сохранения массы веществ.

4. Химические соединения количеством вещества 1 моль.

5. Разложение малахита при нагревании, горение серы в кислороде и другие типы химических реакций.

6. Видеофильмы видеокурса для 8 класса «Мир химии», «Язык химии».

7. Компакт-диск «Химия. 8 класс».

8. Плакат «Количественные величины в химии.

9. Компакт-диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия. 8-9 классы»

Лабораторные опыты.

1. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами.

2. Разделение смеси с помощью магнита.

3. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций.

4. Разложение основного карбоната меди(II).



5. Реакция замещения меди железом.

Практические работы

1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием.

2. Очистка загрязненной поваренной соли.

Расчетные задачи.

1. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.

2. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.

3. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

4. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или

получающихся в реакции веществ.

Тема 2. Кислород. Оксиды. Горение

Кислород как химический элемент и простое вещество. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение, применение.

Круговорот кислорода в природе. Горение. Горение веществ в воздухе. Условия возникновения и прекращения горения, меры по предупреждению пожара. Оксиды. Воздух и его состав. Медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций. Топливо и способы его сжигания.

Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

Расчеты по химическим уравнениям.

Демонстрации.

1. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха, методом

вытеснения воды.

2. Определение состава воздуха.

3. Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

4. Получение кислорода из перманганата калия при разложении.

5. Опыты, выясняющие условия горения.

6. Видеофильм «Химия. 8 класс. 1 часть» «Кислород, водород»

Лабораторные опыты .

1. Ознакомление с образцами оксидов.

Практическая работа.

1. Получение и свойства кислорода.

Расчетные задачи.

1. Расчеты по термохимическим уравнениям.

Тема 3. Водород. Кислоты. Соли

Водород как химический элемент и простое вещество. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Водород - восстановитель. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Применение водорода как экологически чистого топлива и сырья для химической промышленности.

Меры предосторожности при работе с водородом.

Кислоты. Нахождение в природе. Состав кислот. Валентность кислотных остатков. Общие свойства кислот: изменение окраски индикаторов, взаимодействие с металлами, оксидами металлов. Особые свойства соляной и серной кислот. Меры предосторожности при работе с кислотами. Понятие о вытеснительном ряде металлов.

Соли. Состав солей, их названия. Составление формул солей.

Демонстрации.

1. Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту,

горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.

2. Взаимодействие водорода с оксидом меди(II).

3. Образцы кислот и солей.

4. Действие растворов кислот на индикаторы.

5. Видеофильм «Водород»

Лабораторные опыты .

1. Получение водорода и изучение его свойств.

2. Взаимодействие кислот с металлами.

Расчетные задачи. Решение различных типов задач.

Химия в системе наук. Познавательное и народно-хозяйственное значение химии. Связь химии с другими науками. Вещества. Свойства веществ.

Методы познания в химии. Правила ТБ.

Чистые вещества и смеси. Способы разделения веществ (способы очистки веществ).

Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.

Атомы, молекулы и ионы.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав вещества.

Химические элементы. Относительная атомная масса. Атомная единица массы.

Язык химии. Знаки химических элементов. Закон постоянства состава вещества.

Относительная молекулярная масса. Химические формулы.

Массовая доля химического элемента в соединении.

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности.

Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Расстановка коэффициентов.

Типы химических реакций. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.

Демонстрации

1. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ.

2. Однородные и неоднородные смеси, способы из разделения.

3. Опыт, иллюстрирующий закон сохранения массы веществ.

4. Разложение малахита при нагревании, горение серы в кислороде и другие типы химических реакций.

5. Видеофильмы видеокурса для 8 класса «Мир химии», «Язык химии».

6. Компакт-диски «Уроки химии Кирилла и Мефодия. 8-9 классы», «Химия. 8 кл.».

Лабораторные опыты

1. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами.

2. Разделение смеси с помощью магнита.

3. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций.

4. Разложение основного карбоната меди(II).

5. Реакция замещения меди железом.

Практические работы

1. Приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.

2. Очистка загрязненной поваренной соли.

Расчетные задачи

1. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.

2. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.

3. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

4. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.

1-5,10

Тема 3. Кислород. Горение (6 ч)

Кислород как химический элемент и простое вещество. Общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства.

Химические свойства кислорода. Оксиды. Применение. Круговорот кислорода в природе.

Озон. Аллотропия кислорода. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений. Горение. Горение веществ в воздухе. Условия возникновения и прекращения горения, меры по предупреждению пожара. Медленное окисление.

Демонстрации

1. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха, методом

вытеснения воды.

2. Определение состава воздуха.

3. Получение кислорода из перманганата калия при разложении.

4. Опыты, выясняющие условия горения.

5. Видеофильм «Химия. 8 класс. 1 часть» «Кислород, водород»

Лабораторные опыты

1. Ознакомление с образцами оксидов.

Практическая работа

1. Получение и свойства кислорода.

Виды самостоятельной работы учащихся** - 1-7

Тема 4. Водород (4ч)

Водород как химический элемент и простое вещество. Общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности и его физические свойства. Химические свойства. Водород - восстановитель. Применение водорода как экологически чистого топлива и сырья для химической промышленности. Меры предосторожности при работе с водородом.

Демонстрации

1. Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту,

горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.

2. Взаимодействие водорода с оксидом меди(II).

3. Видеофильм «Водород»

Лабораторные опыты

1. Получение водорода и изучение его свойств.

Расчетные задачи

1. Решение различных типов задач.

Практическая работа

2. Получение и свойства водорода

Виды самостоятельной работы учащихся** - 1-7

Тема 5. Вода. Растворы (8ч)

Вода. Методы определения состава воды - анализ и синтез. Вода в природе и способы ее очистки. Физические и химические свойства воды. Применение воды.

Вода - растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде.

Концентрация растворов. Определение массовой доли растворенного вещества в растворе.

Демонстрации

1. Взаимодействие воды с металлами (натрием, кальцием).

2. Взаимодействие воды с оксидами кальция и фосфора. Определение полученных растворов веществ индикатором.

3. Реакция нейтрализации.

4. Видеофильм «Вода»

Практическая работа

1. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.

Расчетные задачи

1. Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе.

2. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.

Виды самостоятельной работы учащихся** - 1-5,7

1 из 18

Презентация - Первоначальные химические понятия

833
просмотра

Текст этой презентации

Подготовила учитель химии Алимова Э.Н. МОУ «Вольновская школа» Республика Крым, П.Вольное
2015 г.
Внеклассное мероприятие по теме «Первоначальные химические понятия»

обобщить первоначальные химические понятия; уметь составлять химические формулы, проводить расчеты по формулам веществ, проводить опыты по разделению смесей, умения использования химической посуды и оборудования. Уметь работать в коллективе и самостоятельно, выделять главное, сравнивать, делать выводы.
Цели:

Конкурс №1 «Разминка»
Что изучает наука химия? Что называется веществом? Что называется атомом? Что такое молекула? Какие вещества называются сложными? Что называется формулой? Что обозначает индекс и коэффициент? Как вычисляют относительную молекулярную массу? Как рассчитать массовую долю элемента в соединении? Озвучьте закон сохранения массы веществ.

Конкурс №2 «Отгадай ребус»
Команда №1 . Mg B Fe K C Pt (молекула) 1 2 3,4 1 1 2,3 Li S H Hg Ca Fe Cu (Лавуазье) 1 4 1 3 2 5 4, 2 Команда №2 As V C Na He (явление) 5 1 3, 4 1, 5 2 Li Sn Cu Os Na Sn S Os W) по первым буквам.

Конкурс №3 «Определи явление» Определить тип явления, выписать букву, соответствующую правильному ответу. Команда 1
№ Явления Физич. Химич.
№ Явления Физич. Химич.
1 Горение свечи н о
2 Сушка белья б и
3 Ржавление железа у р
4 Испарение воды а л
5 Протухание яйца т з
6 Таяние льда о д
7 Плавление свечи в и
8 Гниение древесины з а
9 Образование инея н ю
10 Горение дров в и
11 Ковка металла е к
12 Образование тумана о м
13 Почернение серебряной ложки а с
14 Действие уксуса на соду н а
15 Образование снежинок д ю
16 Скисание молока ы к
17 Квашение капусты м а
I команда

№ Явления Физич. Химич.
№ Явления Физич. Химич.
1 Горение свечи к и
2 Сушка белья з а
3 Ржавление железа у м
4 Испарение воды е с
5 Протухание яйца ы н
6 Таяние льда е ф
7 Плавление свечи н и
8 Гниение древесины б и
9 Образование инея е ц
10 Горение дров ю з
11 Ковка металла а б
12 Образование тумана п о
13 Почернение серебряной ложки с а
14 Образование снежинок х и
15 Изгибание стеклянной трубки а т
16 Действие уксуса на соду? .
Команда 2

Физкультминутка
H2O
NO2
CuO
CaSO4
H2CO3
H3PO4
H2SO4
Mn(OH)2
HNO3
HNO2
NaCl
HCl
HBr
KNO3
Fe2O3
H2SiO3
Ca3(PO4)2

Конкурс №4«Признаки химических явлений»
Прочитайте отрывок из книги. Подчеркните упоминание химической реакции. Выпишите признак этой реакции. « - Я пробью тебя шпагой, как барана! – закричал купец и схватился за свою шпагу. Но шпага так отсырела на морском воздухе, что покрылась ржавчиной и ни за что не хотела вылезать из ножен». Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». «Доктор Окс… попросту разлагал слегка подкисленную воду с помощью изобретенной им батареи… Электрический ток проходил через большие чаны, наполненные водой, которая разлагалась на водород и кислород». Ж.Верн. «Опыт доктора Окса».

Конкурс №5 «Химик-эрудит»
1-ая команда, «Знаешь ли ты валентность?» Задание №1 а) Составьте формулы сложных веществ образованных элементом кислородом и следующими элементами: Mn(VII); Cr(VI); Si(IV); P(V); Al(III); Mg; Hg(I). б) Обозначьте римскими цифрами валентность элементов в соединениях с хлором, зная, что в данных соединениях он одновалентен: KCl; CaCl2; FeCl3; PCl5; ZnCl2; CrCl3; SiCl4. 2-ая команда, «Знаешь ли ты валентность?». Задание №1 а) Составьте формулы сложных веществ, образованных элементом кислородом и следующими элементами: Сl(VII); S(VI); As(V); Pb(IV); B(III); Zn; Cu(I). б) Обозначьте римскими цифрами валентность элементов в соединениях с серой, зная, что в данных соединениях она двухвалентна: Al2S3; Na2S; MgS; CS2; Ag2S; ZnS; H2S.

Конкурс №5 «Химик-эрудит»
Команда 1 Задание №2 “Учись уравнивать.» Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите типы химических реакции. a) P+O2P2O5; б) NaNO3 → NaNO2 + O2 в) Al+CuCl2AlCl3+Cu. г) H2SO4 + KOH = K2SO4 + H2O Команда 2 a) Fe+Cl2FeCl3; б) Zn+HCl→ZnCl2+H2 в) CH4C+H2. г) CuSO4+NaOH→NaSO4+Cu(OH)2

Физкультминутка
Правил безопасности много есть друзья Мы расскажем главные – Ведь без них нельзя! Опыт можно проводить только с разрешенья Так как могут не простить Ваши прегрешенья. (Наклоны головой вперед и назад) К носу совершай рукой Легкие движенья Вот тогда нюхач такой Просто загляденье! (Движения кистями рук поочередно к носу) Чтоб разбавить кислоту Лил в нее водицу? Плохо! Видно за версту – Это не годится! (Круговые движения рук в локтевом суставе)

Химик же, наоборот, Вот как поступает Кислоты чуть-чуть прильет В воду и мешает. (Сжимания и разжимания кистей рук в кулак) К пламени нельзя никак Низко наклоняться, Только, скажем так, чудак Станет обжигаться. (Наклоны туловища вперед) Из-под крана воду пить – Все - равно, что «Ваниш». Жажду можно утолить, Но козленком станешь! (Поднимания и опускания на цыпочках). Навсегда запомните: Правила важны, Зная их, вы с химией Будете дружны! (Повороты туловища влево, вправо, руки на поясе).

Конкурс №6 «Практический»
Чтобы Золушка не смогла поехать на бал, мачеха придумала ей работу: она смешала древесные стружки с мелкими железными гвоздями, сахар и речным песком и велела Золушке очистить сахар, а гвозди сложить в отдельную коробку. Золушка быстро справилась с заданием и успела поехать на бал. Объясните, как можно быстро справиться с заданием мачехи.

Конкурс №7 «Решение задач»
1)Вычислите массовые доли элементов Н3РО4, H2CO3 2) Определите простейшую формулу соединения, содержащим по данным анализа, 40% меди, 20% серы и 40% кислорода. Определите простейшую формулу соединения, содержащим по данным анализа, 24,7% калия, 35% марганца, 41% кислорода.

Конкурс №8 «Кто он?»
Задание: по описанию важнейших событий жизни и деятельности учёного назвать его имя. За правильный ответ после первой подсказки – 15 баллов, после второй – 10 баллов, после третьей – 5 баллов.
Он – гордость русской науки – воплотил в себе народный гений, широту и силу русского характера. На все века он оставил своей Родине пример того, как наука может и должна служить народу. Подсказка 1. Его исследования известны в области химии, физики, математики, астрономии, это был учёный – энциклопедист. Подсказка 2. Он был первым физико-химиком, создал первую химическую лабораторию и первый университет. «Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом»(А.С.Пушкин) Подсказка 3. Этот учёный сформулировал в своих трудах основные положения атомно – молекулярного учения

Конкурс «Кто он?»
Это был гениальный учёный, теория и практика всегда неразрывно сочетались в его деятельности. Он был страстным патриотом и смелым защитником прогрессивных идей. Подсказка 1. Этот учёный был избран почётным членом различных российских учебных заведений и научных обществ, многих иностранных академий наук. Подсказка 2. Известны его труды по физике, минералогии, метеорологии, экономике. Исследования свойств растворов привели учёного к выводу о химической природе процессов растворения Подсказка 3. Этот учёный смог объединить разрозненные химические знания в определённую систему и смог найти свойство, объединяющее все химические элементы.

Рефлексия
Чемодан, мясорубка, корзина
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем
Мясорубка – информацию переработаю
Корзина – все выброшу

Спасибо за урок!

Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт: