Русский язык: повседневное общение (уровни А1 - С2). Задание А2 ЕГЭ по русскому языку лексическое значение слова Егэ а2

Лексические средства связи:

  1. Лексический повтор – повторение одного и того же слова. Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.
  2. Однокоренные слова . Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному - первый признак талантливости.
  3. Синонимы . В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.
  4. Антонимы . У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.
  5. Описательные обороты . Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей.

Грамматические средства связи:

  1. Личные местоимения . 1) А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком. 2) Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. 3) Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.
  2. Указательные местоимения (такой, тот, этот) 1) Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. 2) Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. – во втором тексте средства связи – лексический повтор и указательное местоимение «эти».
  3. Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.) Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал.
  4. Союзы (преимущественно сочинительные) Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону»
  5. Частицы .
  6. Вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.) Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко.
  7. Единство видовременных форм глаголов - использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций. Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.
  8. Неполные предложения и эллипсис , отсылающие к предшествующим элементам текста: Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь.
  9. Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура.
Вводное слово, союз, частица, наречие Когда используется?
ИНЫМИ СЛОВАМИ, ДРУГИМИ СЛОВАМИ Применяется тогда, когда автор текста хочет сказать то же самое, но понятнее.
КРОМЕ ТОГО Употребляется, когда необходимо дополнить сказанное некоторыми, по мнению автора, важными мыслями или обстоятельствами.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИТАК, СЛЕДОВАТЕЛЬНО Используются, когда автор текста подводит итог своим рассуждениям.
НАПРИМЕР, ТАК Используются тогда, когда автор хочет пояснить то, о чём он говорил прежде.
НАОБОРОТ Используется тогда, когда автор текста противопоставляет одно предложение другому.
ВО-ПЕРВЫХ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ Указывают на порядок изложения аргументов.
НЕСМОТРЯ НА ЭТО, ХОТЯ, ВОПРЕКИ ЭТОМУ Вносят в авторские рассуждения следующее значение: «вопреки тем обстоятельствам, которые указаны в предыдущей части текста».
ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК, ПОСКОЛЬКУ, ДЕЛО В ТОМ, ЧТО Автор использует тогда, когда указывает на причину описываемых явлений.
ПОЭТОМУ, ТАК ЧТО, ОТСЮДА Автор текста использует, когда хочет сделать вывод из своих рассуждений.
ТО ЕСТЬ Используется для уточнения сказанного ранее.
ОДНАКО, ЗАТО, НО Используются для противопоставления смысла одного предложения другому.
ИМЕННО, ВЕДЬ Вносят значение уточнения и подчёркивают важность мысли.
ДАЖЕ Вносят значение усиления.
НЕ СЛУЧАЙНО Имеет значение «по этой причине».
ОЗНАЧАЕТ Автор хочет привести пояснение к сказанному прежде в качестве образца, иллюстрации своей мысли.

Смысловые отношения, выражаемые сочинительными союзами:

  1. Соединительные: и, да(=и), и…и…, не только… но и, как… так и, также, тоже
  2. Разделительные: или, либо, то…то, не то… не то, или… или, то ли… то ли
  3. Противительные: а, но, да (=но), однако, зато
  4. Градационные: не только, но и, не столько… сколько, не то чтобы… а
  5. Пояснительные: то есть, а именно
  6. Присоединительные: также, тоже, да и, и притом, причём
  7. тоже, да и, то есть, а именно.

Смысловые отношения, выражаемые подчинительными союзами:

  • Временные: когда, пока, едва, лишь, в то время как, лишь только, чуть, чуть лишь
  • Причинные: так как, потому что, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, ибо (устар.), в связи с тем что
  • Условные: если (кабы, коли, ежели – устар.), если бы, раз, как скоро
  • Целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с той целью чтобы, с тем чтобы, затем чтобы
  • Следствия: так что
  • Уступительные: хотя, несмотря на то что
  • Сравнительные: как, словно, будто, точно, чем, как будто, подобно тому как, нежели (устар.)
  • Изъяснительные: что, как, чтобы
  • В начале предложения не употребляются союзы: так что, чем, нежели, а также изъяснительные союзы: что, как, чтобы.

  • Решай с ответами.
  • Изучай ЕГЭ русского языка.

ЕГЭ по русскому языку А1 (ударения)

Задание А1 ЕГЭ по русскому языку правильная постановка ударения

аэропОрты

балОванный

баловАть

бухгАлтеров

вероисповЕдание

включЁнный

включИшь

ворвалАсь

воспринялА

воссоздалА

граждАнство

давнИшний

диспансЕр

добралАсь

довезЁнный

договорЁнность

дождалАсь

дозвонИтся

дозвонЯтся

дозИровать

докраснА

докумЕнт

донЕльзя

зАгнутый

закУпорив

закУпорить

знАчимость

знАчимый

зимОвщик

зАсветло

избалОванный

импЕрский

инстИнкт

исключИт

исчЕрпать

киломЕтр

кормЯщий

красИвее

красИвейший

кренИтся

кровоточАщ ий

кровоточИть

кУхонный

мЕстностей

мозаИчный

мусоропровОд

надорвалАсь

нажИвший

назвалАсь

накренИт

налИвший

намЕрение

нанЯвшийся

начАвший

начАвшись

некролОг

нЕнависть

ненадОлго

низведЁн

новостЕй

обеспЕчение

обзвонИт

облегчИт

облегчИть

облилАсь

обнялАсь

обогналА

ободралА

ободрИть

ободрЁнный

ободренА

ободрИшься

обострЁнный

обострИть

озлОбить

опломбировАть

определЁн

освЕдомиться

отключЁнный



откУпорил

отозвалА

отозвалАсь

Отрочество

перезвонИт

перелилА

плодоносИть

поделЁнный

позвонИт

положИть

понЯвший

портфЕль

придАное

принУдить

прИнятый

приручЁнный

прожИвший

прозорлИва

сверлИшь

слИвовый

сОгнутый

срЕдства

срЕдствами

убыстрИть

углубИть


В задании А1 в егэ русскому языку проверяется умение правильно поставить ударение. Но к сожалению, как таковых правил нет, нужно просто запомнить некоторые ловкости, а также выучить небольшой список слов.

Начнем с хитростей:

В словах оканчивающихся на -ЛОГ, ударение всегда приходиться на последний слог: ЭпилОг, монолОг, каталОГ.

В словах оканчивающихся на -ВОД, ударение также приходиться на последний слог: МусоропровОд, ПутепровОд, и другие..

2. Так-же легче выучить сразу блок слов, чем учить разные слова. Вот некоторые из таких блоков.

БАнты, тОрты, шАрфы - легко запомнить, правда? Ударение падает на первой слог.

ДобелА, ДокраснА, ДочернА, в этих словах кроме того что ударение падает на последний слог, все слова обозначают некую цветовую окраску, и образованы с помощью приставки, но об этом позже, в задании B1.

Третий блок: ЗАгнутый, вОгнутый, сОгнутый, изОгнутый.

Четвертый: В словах французского происхождения, ударение всегда падает на последний слог. В егэ можно встретить всего два таких слова: ДиспансЕр и жалюзИ.

Вот и все хитрости, о которых знаю лично я. С удвольствием популню этот список, для этого достаточно написать мне в ВКонтакте.

А теперь рассмотрим список слов с ударениями, который я советую заучить.

КрАны, квартАл, цемЕнт, досУхо, завИдно, исчЕрпать, кОлледж, столЯр, сверлИт, клАла, лгалА, кухОнный, создАвший, вручИт, балОвать, бармЕн, партЕр, слИвовый, граждАнство, крАлась, бралА, кровоточАщий, намерЕние, навЕрх, щавЕль, включИшь, избалОванный, договОр, еретИк, послАла, крАлась, насОрит, клАдбище, щавЕль, Издавна, прилИла, нАчат.

Задание А2 ЕГЭ по русскому языку лексическое значение слова

Все слова языка составляют его лексический (т. е. словарный) состав, или лексику.

Каждое слово имеет звучание, написание и лексическое значение.

Лексикология - это раздел языкознания, изучающий лексику: лексические значения слов, их отношения с другими словами и их употребление.

Паронимы

Паронимы (от греч. para - рядом, возле и onoma - имя) - это однокоренные слова одной части речи, близкие по звучанию, но имеющие разные лексические значения, например: прогрессивный - прогрессирующий, злой - злостный, водный - водяной и т. д.

В устной и письменной речи нужно особенно внимательно следить за правильным употреблением слов-паронимов, поскольку их близкое строение (один корень, одна часть речи, похожий состав слова) и часто достаточно близкое значение создают предпосылки для ошибок: один пароним, неправильный, используется вместо другого, правильного. Например, в высказывании Я работаю каждый будничный день ошибочно использовано слово будничный со значением «обыденный, заурядный, каждодневный» вместо его паронима будний со значением «рабочий день недели».

Чтобы избежать ошибок, связанных с употреблением слов-паронимов, необходимо запоминать их значения, не пропускать трудные случаи, обращаться к толковым словарям, пытаться вспомнить как можно больше сочетаний слов с каждым из паронимов, чтобы очевиднее проступило их различие. Ниже мы приведём небольшой список (в сочетании с другими словами) слов-паронимов, в использовании которых чаще всего делаются ошибки.


Словарь паронимов, встречающихся на ЕГЭ

абонентское телеграфирование

водные запасы

военная форма

воинственное племя

вражеская пуля

дипломатичный человек

забота о животных

новая здравница

злобный взгляд

одеть ребёнка

освоить химию

отборный рис

памятная дата

песочные часы

практичная обувь

предоставить слово

соседский мальчик

сытый студент

экономичная упаковка

эффектная женщина абонентная плата

водяной жук

воинское звание

воинствующий безбожник

враждебная сила

дипломатическая миссия

заботливость и терпеливость

произнести здравицу

злостный прогульщик

надеть шляпу на голову

усвоить хорошие манеры

отборочный тур

памятливый ученик

песчаный пляж

практическая работа

представить картину случившегося

соседний дом

сытный обед

экономический кризис

эффективный метод


Возможные трудности

Добрые советы

Кажется, что во всех вариантах ответа выделенное слово употреблено правильно.

Здесь можно предложить 3 стратегии действий.

Стратегия 1: «Различаем значения паронимов».

Попытайтесь вспомнить (и выпишите) как можно больше сочетаний слов с каждым из паронимов, чтобы более четко проступило различие их значений.

Стратегия 2: «От противного».

Исключите из рассмотрения те варианты ответа, где сочетания с выделенным словом кажутся вам привычными, часто употребляемыми. Окончательный ответ ищите в оставшихся вариантах.

Стратегия 3: «Подстановка».

Подставьте вместо выделенного слова в вариантах ответа второй пароним (он указан в формулировке задания). Выберите вариант ответа, в котором он окажется уместен.

Нелегко бывает различить по значению паронимы-прилагательные на …СКИЙ и …НЫЙ (зрительский, зрительный; дипломатический, дипломатичный и т.п.).

Универсального совета здесь дать нельзя, но во многих случаях помогут следующие сведения.

Прилагательные на …-СК- ИЙ часто образованы от слов, имеющих значение лица, и толкуются через эти слова (в отличие от прилагательных на НЫЙ):

зрительский - относящийся к зрителям (ср. зрительный),

исполнительский - относящийся к исполнителям (ср. исполнительный),

воинский - относящийся к воинам (ср. военный),

горский - относящийся к горцам (ср. горный).

Прилагательные на …ЧЕСКИЙ обозначают прямую отнесенность к какой-либо области деятельности, предмету, а однокоренные прилагательные на …ЧНЫЙ имеют значение «не относящийся напрямую к данному предмету (области), но обладающий некоторыми его признаками».

Экономический - экономичный;

гигиенический - гигиеничный;

артистический - артистичный;

технологический - технологичный;

дипломатический - дипломатичный;

демократический - демократичный.

Будьте внимательны: различайте значения «трудных» паронимов ОДЕТЬ и НАДЕТЬ.

ОДЕТЬ кого-то (здесь в винительном падеже стоит одушевленное существительное).

НАДЕТЬ что-либо (здесь в винительном падеже стоит неодушевленное существительное).

Задание А2 проверяет твое умение различать паронимы.

Паронимы – слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению.

Лексическими нормами русского языка называются правила употребления слов и словосочетаний в точном соответствии с их значениями. Нарушение лексических норм приводит к тому, что высказывания становятся двусмысленными, а также к серьезным речевым ошибкам. Соблюдение лексических норм русского языка предполагает умение выбрать нужное слово из ряда близких или тождественных по содержанию, т. е. слов-синонимов, а также способность различать слова-паронимы.

Паронимы бывают:

Приставочными;

Суффиксальными;

Различающиеся конечными буквами.

Приставочные паронимы.

В задании А2 они встречаются достаточно редко, поэтому их не так уж и сложно запомнить.

Различай!

Уплатить - Отдать, внести (деньги) в возмещение чего-либо (чаще всего речь идет крупной сумме денег)

Оплатить - Заплатить за что-нибудь

Одеть кого-либо

Надеть на себя

Представить - Предъявить, сообщить что-либо кому-либо. Познакомить с кем-либо, дать возможность ознакомиться с чем-либо. Признав достойным чего-либо, ходатайствовать о чём-либо

Предоставить - Отдать кого-что-либо в распоряжение, пользование кому-чему-либо. Дать возможность кому-либо сказать, сделать что-либо, чем-либо распорядиться.

Встряхнуть - Приподняв, потрясти с силой.

Стряхнуть - Тряхнув, скинуть, сбросить.

Поверка - Сверка в точности. Перекличка с целью проверить наличный состав людей (спец.).

Проверка - Установление правильности чего-либо, соответствия чего-либо чему-либо.

Обсудить - Разобрать, обдумать, всесторонне рассмотреть, высказывая свои соображения по поводу чего-либо или о ком-либо.

Осудить - Выразить неодобрение кому-чему-либо, признать дурным. Приговорить к какому-либо наказанию, вынести обвинительный приговор, обвинить.

Нетерпимый - такой, с которым нельзя мириться, недопустимый. Не считающийся с чужим мнением, лишённый терпимости.

Нестерпимый - Превышающий терпение, с трудом переносимый.

Описка - Ошибка в написании чего-н. по рассеянности.

Отписка - Формальный ответ, не затрагивающий сущности дела.

Суффиксальные паронимы.

Правило.Большая часть паронимов связана с различием однокоренных прилагательного и причастия.

Суффиксы –УЩ-/-ЮЩ-, -АЩ-/-ЯЩ- относятся к суффиксам причастия и обозначают производителя действия.

КРАСОЧНЫЙ. Отличающийся яркими красками.

КРАСЯЩИЙ. Служащий для окрашивания чего-н., содержащий в себе краску (спец).

Различающиеся конечными буквами.

База – Основание, основа. Опора чего-либо; опорный пункт. Склад, складской или снабженческий пункт.

Базис – Совокупность исторически определенных производственных отношений, образующих экономическую структуру общества и определяющих характер надстройки.

Абонент – Владелец абонемента (лицо или учреждение).

Абонемент – Право пользования чем-либо в течение определённого срока, а также документ, удостоверяющий это право.

Невежа – Грубый, невоспитанный, невежливый человек.

Невежда – Малообразованный человек, неуч; человек, несведущий в какой-либо области знания, профан.

Адресат – Тот, кому адресовано почтовое отправление (лицо или учреждение).

Адресант – Тот, кто посылает почтовое или телеграфное отправление (лицо или учреждение)

Дипломат – Должностное лицо, занимающееся дипломатической деятельностью, работой в области внешних отношений.

Дипломант – Лицо, награждённое дипломом за успешное выступление на конкурсе, фестивале и т. п. Студент, готовящий выпускную, дипломную работу.

Словарик паронимов

Адресат - адресант. Адресат - лицо или огранизация, кому адресовано почтовое отправление (получатель); адресант - лицо или организация, посылающие почтовое отправление (отправитель).

Анекдотический - анекдотичный. Анекдотический - присущий анекдоту, основанный на анекдоте (анекдотический рассказ); анекдотичный - смехотворный, нелепый (анекдотичный случай).

Архаический - архаичный. Архаический - свойственный старине (архаический взгляд), архаичный - вышедший из употребления, не соответствующий новым взглядам, правилам (архаичное употребление).

Будний - будничный. Будний - не праздничный (будний день); будничный - прозаичный, однообразный (будничная работа).

Вдохнуть – вздохнуть. Вдохнуть – вобрать в себя, втянуть воздух (вдохнуть кислород), внушить что-либо (вдохнуть мужество); вздохнуть – испустить вздох (вздохнуть с облегчением); немного отдохнуть (дай вздохнуть); тосковать, грустить (вздыхать о детях).

Воспитательный - воспитательский. Воспитательный - относящийся к воспитанию (воспитательная система); воспитательский - относящийся к воспитателю (воспитательская комната).

Всякий - всяческий. Всякий - каждый (всякая минута); всяческий - самый разнообразный (всяческие поиски).

Выборный - выборочный. Выборный - относящийся к выборам, избираемый голосованием (выборная должность); выборочный - частичный (выборочная проверка)

Гармонический - гармоничный. Гармонический - относящийся к гармонии (гармонический ряд); гармоничный - стройный, согласованный (гармоничная личность).

Главный - заглавный. Главный - основной, наиболее существенный, центральный, старший (главная улица); заглавный - относящийся к заглавию (заглавная роль).

Двигатель - движитель. Двигатель - машина, которая приводит в движение, сила (электрический двигатель); движитель - то, что приводит в движение, способствует ему (движитель общества, прогресса устар.).

Демократический - демократичный. Демократический - относящийся к демократии, демократу (демократический лагерь); демократичный - характерный для демократии, демократа (демократичный поступок).

Динамический - динамичный. Динамический - относящийся к динамике, движению (динамическая теория); динамичный - обладающий большой внутренней энергией (динамичный темп).

Дипломатический - дипломатичный. Дипломатический - относящийся к дипломатии, дипломату (дипломатический пост); дипломатичный - тонко рассчитанный, уклончивый (дипломатичное поведение).

Длинный - длительный. Длинный - имеющий большую длину (длинный доклад); длительный - долговременный (длительный отпуск, длительный период).

Добровольный - добровольческий. Добровольный - совершаемый без принуждения (добровольный труд); добровольческий - относящийся к добровольцу (добровольческая инициатива, добровольческая армия).

Драматический - драматичный. Драматичный - выражающий сильные чувства, полный драматизм (драматичная ситуация); драматический - относящийся к драме (драматический кружок).

Дружеский - дружественный. Дружеский - относящийся к другу, друзьям (дружеская встреча); дружественный - основанный на дружбе (дружественная страна).

Жалостный - жалостливый. Жалостный - выражающий скорбь, тоску, страдание; жалобный, печальный (жалостный голос); жалостливый - склонный к жалости, сочувствию; сердобольный, трогательный (жалостливые слова, люди).

Запасный - запасливый. Запасный - имеющийся в качестве запаса (запасный выход); запасливый - умеющий запасаться (запасливый человек).

Злой - злостный. Злой - исполненный чувства вражды (злой человек); злостный - имеющий дурную цель, преднамеренный (злостный неплательщик).

Исполнительный - исполнительский. Исполнительный - старательный, имеющий своей целью осуществление чего-либо (исполнительный работник); исполнительский - относящийся к исполнителю (исполнительское мастерство).

Командированный - командировочный. Kомандированный - лицо, находящееся в командировке (командированный специалист); командировочный - относящийся к командированному (командировочные расходы).

Комический - комичный. Kомический - относящийся к комедии (комический персонаж); комичный - забавный (комичный вид).

Критический - критичный. Kритический - относящийся к критике (критическая статья); критичный - обладающий способностью к критике (критичный подход).

Логический - логичный. Логический - относящийся к логике (логическое мышление); логичный - правильный, разумный, последовательный (логичное рассуждение).

Методический - методичный. Методический - относящийся к методике (методическая конференция); методичный - точно следующий плану (методичная работа).

Ненавистнический - ненавистный. Ненавистнический - проникнутый ненавистью (ненавистнические действия); ненавистный - вызывающий ненависть (ненавистный враг).

Нестерпимый - нетерпимый. Нестерпимый - такой, который невозможно стерпеть (нестерпимый холод); нетерпимый - недопустимый (нетерпимое отношение).

Обеднеть - обеднить. Обеднеть - стать бедным (обеднеть в результате инфляции); обеднить - сделать бедным (обеднить жизнь).

Опасный - опасливый. Опасный - связанный с опасностью (опасный мост); опасливый - действующий осторожно (опасливый человек).

Описка - отписка. Описка - случайная ошибка при письме (досадная описка); отписка - ответ, не затрагивающий существа дела (дерзкая отписка).

Освоить - усвоить. Освоить - научиться пользоваться чем-либо, включить в круг своей деятельности (освоить выпуск новой продукции); усвоить - сделать привычным; понять, запомнить (усвоить прочитанное).

Органический - органичный. Органический - относящийся к растительному или животному миру (органическое вещество); органичный - неразрывно связанный, закономерный (органичная целостность).

Осуждение - обсуждение. Осуждение - выражение неодобрения, вынесение приговора (осуждение преступника); обсуждение - всестороннее рассмотрение (обсуждение проблемы);

Ответный - ответственный. Ответный - являющийся ответом (ответная реакция); ответственный - несущий ответственность, важный (ответственный работник).

Отчетный - отчетливый. Отчетный - относящийся к отчету (отчетный период); отчетливый - хорошо различимый (отчетливый звук).

Политический - политичный. Политический - относящийся к политике (политический деятель); политичный - действующий дипломатично, осторожно (политичный намек).

Понятливый - понятный. Понятливый - быстро понимающий (понятливый человек); понятный - ясный (понятная причина).

Представительный - представительский. Представительный - производящий выгодное впечатление (представительная наружность); представительский - выборный (представительный орган); относящийся к представительству, представителю (представительские расходы).

Представление - предоставление. Представление - вручение для ознакомления, выдвижение для поощрения (представление характеристики); предоставление - выделение чего-то в чье-то распоряжение (предоставление кредита).

Приметливый - приметный. Приметливый - способный примечать (приметливый критик); приметный - заметный (приметное неудовольствие).

Реалистический - реалистичный. Реалистический - следующий реализму (реалистическая живопись); реалистичный - соответствующий действительности, вполне практический (реалистичная цель).

Скрытый - скрытный. Скрытый - тайный, невидимый (скрытая угроза); скрытный - неоткровенный (скрытный человек).

Тактичный - тактический. Тактичный - обладающий тактом (тактичный поступок); тактический - относящийся к тактике (тактическая задача).

Технический - техничный. Технический - относящийся к технике (технический прогресс); техничный - обладающий высоким мастерством (техничный актер).

Удачливый - удачный. Удачливый - счастливый; тот, кому везет (удачливый исследователь); удачный - успешный (удачный день).

Фактический - фактичный. Фактический - соответствующий фактам (фактическое положение дел); фактичный - содержащий много фактов (фактичный доклад).

Хозяйский - хозяйственный. Хозяйский - относящийся к хозяину; такой, как у хорошего хозяина (хозяйская заинтересованность); хозяйственный - занятый хозяйством, связанный с хозяйством (хозяйственные вопросы).

Явный - явственный. Явный - очевидный, нескрываемый (явное превосходство); явственный - отчетливый, хорошо различимый (явственный шепот).

Проверьте свою готовность к ЕГЭ по русскому языку.
Выполните задания, и сверьтесь с ответами внизу статьи.

1. В каком предложении вместо слова БАРСКИЙ нужно употребить слово БАРСТВЕННЫЙ?

1) Собирая БАРСКУЮ ягоду, крепостные женщины пели.

2) БАРСКАЯ осанка и походка Лигова невольно привлекали внимание.

3) Крестьянские ребятишки старались избегать игр с БАРСКИМ сыном.

4) БАРСКИЙ указ вызвал бунт не только у него в имениях, но и во всей губернии.

2. В каком предложении вместо слова АРТИСТИЧНЫЙ нужно употребить АРТИСТИЧЕСКИЙ?

1) Контур рисунка Карла Брюллова поражает АРТИСТИЧНОЙ чеканностью.

2) АРТИСТИЧНАЯ династия Михалковых известна всем.

3) Этот АРТИСТИЧНЫЙ дизайнер - мой ученик, и я этим горжусь.

4) На портрете писатель сидит в АРТИСТИЧНОЙ позе.

3. В каком предложении вместо слова АКУЛИЙ нужно употребить АКУЛОВЫЙ?

1) В Англии XVIII-XIX веков таможенников и вербовщиков в королевский флот презрительно называли акулами за их АКУЛИЙ характер.

2) Коварные АКУЛЬИ повадки хорошо известны ныряльщикам за жемчугом.

3) В океанариуме живут свыше двадцати семейств АКУЛЬИХ рыб.

4) Ему снились проклятые АКУЛЬИ пасти, и тогда он вновь переживал ужасы тех четырех часов.

4. В каком предложении вместо слова БЕЗОТВЕТНЫЙ нужно употребить БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЙ?

1) Только бессердечный человек может обидеть БЕЗОТВЕТНОЕ животное.

2) Робкая, БЕЗОТВЕТНАЯ, она панически боялась попадаться Артему на глаза.

3) Его любовь к Аннушке была БЕЗОТВЕТНОЙ.

4) Бригадиру пришлось иметь дело с БЕЗОТВЕТНЫМИ, ленивыми строителями, поэтому он нервничал.

5. В каком предложении вместо слова ГЛУБОКИЙ нужно употребить ГЛУБИННЫЙ?

1) ГЛУБОКИЕ аппараты исследовали дно моря.

2) Десант высадился в ГЛУБОКОМ немецком тылу.

3) ГЛУБОКАЯ и бурная река во время паводка становилась абсолютно неукротимой.

4) ГЛУБОКОЙ ночью на перроне нас встречали родители.

6. В каком предложении вместо слова ЛЕДЯНОЙ нужно употребить слово ЛЕДОВЫЙ?

2) Путники сиротливо жались под ЛЕДЯНЫМ ветром.

3) ЛЕДЯНОЕ побоище на Чудском озере показало незаурядную смекалку русских воинов.

4) От его речей тянуло ЛЕДЯНЫМ холодом.

7. В каком предложении вместо слова ГЕНЕРАЛЬНЫЙ нужно употребить ГЕНЕРАЛЬСКИЙ?

1) Нашим войскам предстояло ГЕНЕРАЛЬНОЕ сражение.

2) ГЕНЕРАЛЬНОЕ наступление войск было намечено на август.

3) Многие офицеры мечтают о ГЕНЕРАЛЬНОМ чине.

4) На кондитерской фабрике нас встретил ГЕНЕРАЛЬНЫЙ директор.

8. В каком предложении вместо слова ЗЕМЛЯНОЙ нужно употребить ЗЕМЛИСТЫЙ?

1) Оборонявшиеся соорудили ЗЕМЛЯНОЙ вал, чтобы противник не смог прорваться в крепость.

2) У больного был ЗЕМЛЯНОЙ цвет лица.

3) ЗЕМЛЯНЫЕ гряды покрылись первыми робкими всходами.

4) Этот ЗЕМЛЯНОЙ холм, по преданию, был насыпан воинами Чингисхана.

9. В каком предложении вместо слова ГАРАНТИРОВАННЫЙ нужно употребить ГАРАНТИЙНЫЙ?

1) Популярность певца всегда обеспечивала ему ГАРАНТИРОВАННЫЙ успех.

2) Поломавшийся телевизор мы отнесли в ГАРАНТИРОВАННУЮ мастерскую.

3) Положение в обществе давало Андрею Петровичу некоторые ГАРАНТИРОВАННЫЕ права.

4) ГАРАНТИРОВАННЫЕ условия труда нового работника вполне устраивали.

10. В каком предложении вместо слова НЕСТЕРПИМЫЙ нужно употребить НЕТЕРПИМЫЙ?

1) Уже которую неделю на улице царит НЕСТЕРПИМАЯ жара.

2) НЕСТЕРПИМАЯ духота в каютах корабля заставила пассажиров выйти на палубу.

3) Нужно создавать НЕСТЕРПИМОЕ отношение к нарушителям порядка.

4) НЕСТЕРПИМАЯ боль путала сознание, вынуждала лежать неподвижно.

ЧТО ПРОВЕРЯЕТ ЭТО ЗАДАНИЕ? ЗАДАНИЕ А 2 – ЭТО ЗАДАНИЕ НА ПАРОНИМЫ СУЩЕСТВУЮТ ТАКИЕ СЛОВА, КОТОРЫЕ: ПОХОЖИ ПО ФОРМЕ, НО ВСЕ-ТАКИ – РАЗЛИЧАЮТСЯ ПО НАПИСАНИЮ, ЗВУЧАНИЮ И ЗНАЧЕНИЮ. ЭТИ СЛОВА И НАЗЫВАЮТ ПАРОНИМАМИ. НАПРИМЕР, ПОЛЮС – ПОЛИС, АБОНЕНТ – АБОНЕМЕНТ, ЭФФЕКТНЫЙ – ЭФФЕКТИВНЫЙ. ! НЕ ПУТАЙТЕ С ОМОНИМАМИ! (ОДИНАКОВЫ ПО ЗВУЧАНИЮ, РАЗЛИЧНЫ ПО ЗНАЧЕНИЮ: НАПРИМЕР, ЛУК (ОРУЖИЕ) – ЛУК (РАСТЕНИЕ), СРЕДА (ДЕНЬ НЕДЕЛИ) – СРЕДА (ОБИТАНИЯ)

КАК БЫТЬ? ЭТО ЗАДАНИЕ НЕ РАССЧИТАНО НА ЗНАНИЕ КАКОЙ-ЛИБО ТЕОРИИ. ВЫ ДОЛЖНЫ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИНТУИЦИЕЙ И ЗНАНИЕМ ЯЗЫКА, КОТОРЫМ ВЫ ВЛАДЕЕТЕ КАК НОСИТЕЛЬ ДАННОГО ЯЗЫКА (ТО ЕСТЬ ВЫ ГОВОРИТЕ НА НЕМ С ДЕТСТВА И ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ, КАКОЕ СЛОВО В ЗАДАНИИ А 2 УПОТРЕБЛЕНО ОШИБОЧНО).

СОВЕТ 1 ЧТОБЫ УСПЕШНО СПРАВИТЬСЯ С ЭТИМ ЗАДАНИЕМ, НУЖНО ПРОСТО ПРАКТИКОВАТЬСЯ. ДЕЛАЙТЕ В СВОИХ СБОРНИКАХ ЗАДАНИЕ А 2 (И ТОЛЬКО ЕГО) ПОДРЯД ВО ВСЕХ ВАРИАНТАХ! СЛОВА, КОТОРЫМИ ВАС БУДУТ ЗАПУТЫВАТЬ, ИЗ ТЕСТА В ТЕСТ ПОВТОРЯЮТСЯ, И РАНО ИЛИ ПОЗДНО ВЫ АВТОМАТИЧЕСКИ ЗАПОМНИТЕ, КАКОЙ ПОДВОХ МОЖЕТ ТАИТЬСЯ В ТОМ ИЛИ ИНОМ ПРИМЕРЕ.

СОВЕТ 2 КОГДА ДЕЛАЕТЕ ЭТО ЗАДАНИЕ, СОСТАВЬТЕ ПРО СЕБЯ С КАЖДЫМ ИЗ ВЫДЕЛЕННЫХ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ПОЙМИТЕ, В ТОМ ЛИ ЗНАЧЕНИИ УПОТРЕБЛЕНО КАЖДОЕ СЛОВО? НАПРИМЕР, У ВАС ТАК: «ЭТО БЫЛ ЭФФЕКТИВНЫЙ ЧЕЛОВЕК» . БЕРЕМ «ЭФФЕКТИВНЫЙ» , СОСТАВЛЯЕМ С НИМ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ (САМИ ПРИДУМЫВАЕМ): ЭФФЕКТИВНАЯ РАБОТА, ЭФФЕКТИВНОЕ ЛЕКАРСТВО. ПОНИМАЕМ, ЧТО СЛОВО «ЭФФЕКТИВНЫЙ» ОБОЗНАЧАЕТ: «ЧТО-ТО, НЕСУЩЕЕ В СЕБЕ ЭФФЕКТ» . ОНО УПОТРЕБЛЯЕТСЯ С НЕОДУШЕВЛЕННЫМИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ. А ВОТ С «ЧЕЛОВЕКОМ» ЛУЧШЕ УПОТРЕБИТЬ «ЭФФЕКТНЫЙ» , ТО ЕСТЬ ТОТ, КОТОРЫЙ ПРОИЗВОДИТ ВНЕШНИЙ ЭФФЕКТ, ИМЕЕТ ЭФФЕКТНЫЙ ВИД.

СОВЕТ 3 НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ ЗАПОМНИТЕ НЕСКОЛЬКО ПАРОНИМОВ (а вдруг встретятся именно они!): АБОНЕНТ – тот, кто пользуется правом на чтото. АБОНЕМЕНТ – документ, подтверждающий это право.

ГЛАГОЛЫ ТИПА «БЕЛЕТЬ – БЕЛИТЬ» , «ЧЕРНЕТЬ – ЧЕРНИТЬ» , «ЗОЛОТЕТЬ – ЗОЛОТИТЬ»: НА –ЕТЬ: ПРЕДМЕТ САМ ПРОИЗВОДИТ ДЕЙСТВИЕ (САМ БЕЛЕЕТ, ЧЕРНЕЕТ, СТАНОВИТСЯ ЗОЛОТЫМ) НА –ИТЬ: КТО-ТО НАД ПРЕДМЕТОМ СОВЕРШАЕТ ДЕЙСТВИЕ (ЕГО ДЕЛАЮТ БЕЛЫМ, ЧЕРНЫМ, ЗОЛОТЫМ).

варианта

ответ

Предварительный просмотр:

ВАРИАНТ 1

  1. На девочке было ОДЕТО осеннее пальто.
  2. АБОНЕНТ не отвечает.
  3. Все лето стояла НЕСТЕРПИМАЯ жара.
  4. ЛЕСНЫЕ озера очень красивы.
  1. Тут послышались издали РИТМИЧНЫЕ щелчки, похожие на лёгкое щёлканье кнутом.
  2. В нашей школе больше нет НЕПОПРАВИМЫХ двоечников.

А2-3. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено верно?

  1. В полку царило ВОИНСТВУЮЩЕЕ настроение
  2. В документе указано на возросшее значение объединения всех прогрессивных и ДЕМОКРАТИЧНЫХ сил.
  3. На этом предприятии не создано никакого запаса овощей для переработки. КОНСЕРВАЦИЯ их ведется из подвозимого сырья, что называется, с колес.
  4. Оля стала ДИПЛОМАНТОМ в конкурсе сочинений на военно-патриотическую тему.
  1. Многие наши фильмы получили ПРИЗНАНИЕ и наших зрителей, и за рубежом.
  2. Город СТРЯХНУЛ оцепенение будней.
  3. На солнце блестят ИГОЛЬЧАТЫЕ кристаллы снежинок.
  4. В моей жизни это было самое ПАМЯТЛИВОЕ событие.
  1. Рассвет прояснил ГОРИСТЫЕ берега, открыл море по всему горизонту.
  2. Этот человек любит испытывать судьбу, участник всех опасных переходов, одним словом очень РИСКОВАННЫЙ.
  3. Стрекочут кузнечики, НЕСТЕРПИМЫЙ зной стоит над лугом.
  4. На СБОРОЧНОМ пункте было много народу, но работы еще не начинались.
  1. ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.
  2. Для него, видимо, это был единственный СПАСИТЕЛЬНЫЙ аргумент.
  3. СЫТЫЙ голодного не разумеет.
  4. Всего три месяца назад этот спортсмен дебютировал как солист на ОТБОРНОМ региональном этапе.
  1. Я работаю каждый БУДНИЧНЫЙ день.
  2. Можно было бы рассказать, как сделался он неисправным АБОНЕНТОМ библиотеки Философского института и библиотеки колледжа.
  3. Из всех слов Витька выбрал самое злое, ОБИДНОЕ и несправедливое
  4. Он скупал лес на сруб, давал деньги в рост, вообще был старик ОБОРОТЛИВЫЙ.
  1. Первое описание заболевания, похожего по признакам на ЯЩЕР, относится к 1514 году.
  2. По грубо оштукатуренным стенам скатывались капли и, набегая одна на другую, образовывали длинные ПОТЁКИ.
  3. На дверях ПОМЕТКИ: сколько раз кому звонить.
  4. Гжельский фарфор имеет устоявшуюся, только ему присущую стилистику, венчающую долгие ПОИСКИ наилучшего сочетания формы и цвета.
  1. Дверь, снабжённая АВТОМАТИЧЕСКИМ замком, захлопнулась.
  2. Весь день она зло высмеивала Григория, глядела на него НЕНАВИСТНИЧЕСКИМИ глазами.
  3. Любая её прихоть исполнялась им мгновенно с РАСТОЧИТЕЛЬНОЙ щедростью любви и волшебства
  4. Всё очевиднее становилось: это не РЕБЯЧЬЯ забава - это потребность прирождённого таланта.
  1. На трёх пластинках стоят НЕПОНЯТЛИВЫЕ буквы.
  2. Она жила в ВЫСОТНОМ здании в центре города.
  3. И вот бывший ГЕНЕРАЛЬНЫЙ инспектор, став министром, пришёл навестить его.
  4. Вошёл в контору человек низенького роста, чахоточный на вид, с неподвижными глазами и весьма ГОРДЕЛИВОЙ осанкой.

А2-11. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Руками он раскопал одну из ямок, где спрятаны были бутылки с ГОРЮЧЕЙ смесью.
  2. Кругозор мой расширялся, моё отношение к книгам становилось более РАЗБОРОЧНЫМ.
  3. Главой в семье была мать, умная, но властная и ДЕСПОТИЧНАЯ женщина.
  4. Я столько месяцев был принуждён вести СКОТСКИЙ образ жизни, что испытал поистине райское блаженство, маясь в ванне.

2 ВАРИАНТ

  1. Должно быть, характером [сын] тоже в неё - замкнутый, СКРЫТЫЙ, неласковый.
  2. Все меня до сих пор помнят, любят и с удовольствием читают мои ЭКОНОМИЧНЫЕ статьи.
  3. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ и лечебные ванны появились в глубокой древности.

А2-2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено верно?

  1. Тут стоят лыжи короткие и широкие для ходьбы по глубокому пушистому снегу, длинные и узкие для ГОНЧЕГО бега.
  2. Как все женщины с живыми, подвижными лицами, Аня ДУРЕЛА, изучая себя в зеркало.
  3. Борьба и КУЛАЧНЫЙ бой, особенно «стенка на стенку», были типичными приметами старинного русского быта
  4. Я не буду в состоянии приходить в её дом, чтоб чувствовать вновь на себе НАБЛЮДАТЕЛЬСКИЙ и недру желюбный взгляд её мамы.
  1. Я с собой привёз несколько книг ДУХОВОГО содержания.
  2. Грызуны часто погибают из-за ИСТРЕБИТЕЛЬСКИХ наклонностей горностая.
  3. Жужжало веретено в её ЛОВКИХ руках.
  4. В сотый раз я объясняю тебе это правило. Какой же ты НЕПОНЯТЛИВЫЙ.

А2-4. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Это была эпоха Пестеля и Муравьёва, университетов и лицеев, Пушкина и 1812 года, эпоха ГРАЖДАНСТВЕННОГО сознания и гражданственной мощи.
  2. Свой путь ГРАЖДАНСКОГО служения Пушкин осознаёт как возвышенный и благородный.
  3. Человек ты, видно, ЗАПАСЛИВЫЙ: вон у тебя добра сколько.
  4. Люди, вышедшие наружу, сняли шапки, повинуясь какому-то ЕДИНСТВЕННОМУ порыву.

А2-5. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Покидали его [коня] последние силы: дрожь становилась всё реже, МЕРТВИЛИ глаза, на шее выступила испарина.
  2. ОПЕЧАТАЛИ дом его и приставили караул, на каждую дверь по два солдата.
  3. Я так устал сегодня: РАЗДЕНЬ меня да уложи.

А2-6. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Когда ГОНОЧНЫМ псам запрещают убегать в лес за дичью, то они дома бросаются на мирных домашних животных
  2. Её слова открыли мне многое, но не загадку ГОРНОГО эха.
  3. ЛОВЧИЙ сокол нВ охоте ценился более всего.
  4. За КАМЕННОЙ высокой стеной находятся бывшие архиерейские палаты.
  1. Родственники и друзья умершего съезжались со всех сторон и с ГРОМОВЫМ плачем шли в саклю.
  2. Сдвигая камни вековые, текли потоки ДОЖДЛИВЫЕ.
  3. Даже татарин, разливавший ИГРИВОЕ вино по рюмкам, с заметною улыбкой удовольствия поглядывал на Степана Аркадьича.
  4. По своему жанру «Руслан и Людмила» - шуточная и ИРОНИЧЕСКАЯ поэма-сказка.

А2-8. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Отец был изрублен в далёком районном селе, куда он отправился для ликвидации КУЛАЧНОГО бунта.
  2. Некоторые успехи сделала и ПРАКТИЧЕСКАЯ медицина при Иване Грозном.
  3. Живая, свободная, бодрая мысль пытлива и властна; для ленивого, ПРАЗДНОГО ума она невыносима.

А2-9. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Пропаганда среди солдат велась так ИСКУССТВЕННО, что офицеры не замечали в своём батальоне ничего по дозрительного.
  2. На каком-то реальном факте эта легенда безусловно основывается: она слишком ФАНТАСТИЧНА, для того чтобы её можно было выдумать.

А2-10. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Крестьянин взял оружие и стал ГРОЗОВЫМ партизаном, истребителем угнетателей.
  2. Он скупал лес на сруб, давал деньги в рост, вообще был старик ОБОРОТЛИВЫЙ
  3. Ещё одно ЗЕРНОВОЕ хозяйство вступило в строй.
  4. Снег делается ЗЕРНИСТЫМ, ноздреватым, оседает и чернеет.

3 ВАРИАНТ

А2-1. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено верно?

  1. Оля не воевала с матерью и не ДЕРЗАЛА ей, но она перестала повиноваться матери.
  2. Душевная рана иногда ЗАЖИВЛЯЕТ дольше, чем повреждение на теле.
  3. Я бы, с радости, всех гребцов по рублю серебром ОБДЕЛИЛ.

А2-2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Честь считать себя ДИПЛОМАТОМ Московской консерватории заманчива даже для знаменитостей.

А2-3. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Ей ЯВНО хотелось разыграть передо мною новую роль - роль приличной и благовоспитанной барышни.
  2. Пёс сидел у ног хозяина и ЗЛОСТНО рычал.
  1. ДЛИННАЯ, в несколько вёрст, тень ложилась от гор на степи.
  2. Но она [санитарка] тянет и тянет его меж чернеющих воронок, напрягаясь вся, плача, изнемогая, од новременно и сильная, и слабая, и ЖЕНСКАЯ, и мужественная девочка на войне.
  3. Он даже не потрудился переменить свои НАДУВАТЕЛЬНЫЕЕ приёмы в последние пятнадцать лет.

А2-5. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Входит очень приличный на вид, высокий, статный, пожилых лет незнакомец - в ШТАТСКОМ платье, но манера держаться военная.
  2. Работа на пришкольном опытном участке развивает у ребят НАБЛЮДАТЕЛЬСКИЕ способности.
  3. Декоративные ЛУКОВИЧНЫЕ растения представлены большим числом сортов тюльпанов, нарциссов, ги ацинтов.
  4. Свернувшись в калачик, жмётся, вздрагивает у ног моих старый пёс, мой ЕДИНЫЙ товарищ.

А2-6. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. От телесных наказаний ГРУБЕЮТ и ожесточаются не одни только арестанты, но и те, которые наказывают.
  2. А в бухте - что оставалось делать? Только спать до ломоты в глазах, ДУРЕТЬ от однообразного ветряного воя.
  3. ОТПЕЧАТАЛИ дом его и приставили караул, на каждую дверь по два солдата.
  4. Массовые выступления недавних лет, и прежде всего студенческие волнения во Франции, ПОРОДИЛИ целую библиотеку публицистической, социологической да и художественной литературы.

А2-7. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено верно?

  1. Во время ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО изгнания в Сибирь жён декабристов он [Пушкин] был полон искреннего восторга; он хотел мне поручить своё «Послание узникам» для передачи сосланным
  2. Только ДЛИННЫЕ раскопки могут вскрыть залегающие под землёй слои со следами тех времён.
  3. В Законе о государственном бюджете СССР фиксируется ДОХОДЧИВАЯ и расходная части союзного бюджета

А2-8. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Маленькое ГРОЗОВОЕ облако превратилось в зловещую тучу.
  2. В мастерской установили новый НАДУВАТЕЛЬСКИЙ прибор.
  3. КАМЕНИСТАЯ тропинка вела к уцелевшим воротам.
  4. Стол её нельзя, однако ж, было назвать отличным. Картофель, ветчина и ЛУКОВЫЙ суп - главные основы его.

А2-9. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Осень была долгая, ДОЖДЛИВАЯ
  2. Семьдесят учителей ведут преподавание днём, а по вечерам участвуют в ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ отрядах за щиты революции.
  3. Слева, среди белоснежных цветов орхидей, лежали КРОКОДИЛЬИ черепа.
  4. Чуть не смеясь и от избытка приятных и ИГРИСТЫХ чувств, я нырнул в постель

А2-10. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Учеником я оказался ПОНЯТЛИВЫМ и памятливым.
  2. Налоговая политика Годунова носила ОТЧЕТЛИВЫЙ сословный характер.
  3. Бумаги передали в РАСЧЁТЛИВУЮ часть бухгалтерии.
  4. Новые туфли из КРОКОДИЛОВОЙ кожи стояли на скамейке.

4 ВАРИАНТ

А2-1. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Работница московского завода резиновых изделий проявила в клубном кружке большое дарование ДРАМАТИЧНОЙ актрисы.
  2. Борьба и КУЛАЧНЫЙ бой, особенно «стенка на стенку», были типичными приметами старинного русского быта.
  3. Ковалёв был чрезвычайно ОБИДЧИВЫЙ человек.
  4. Каждый год на ОТЧЁТНЫХ собраниях его разбирали «по косточкам», ругали напрямик, обвиняли в смерт ных грехах.

А2-2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Происшествия ДРАМАТИЧНЫЕ здесь соединены с весёлыми, обыденные - с праздничными; так соединяет их сама жизнь.
  2. Месяц светил в окно, и луч его играл по ЗЕМЛЯНОМУ полу.
  3. Как бы ни были ЛОГИЧНЫ его [Вайса] рассуждения, он не смог уснуть ночь.
  4. Музыка строилась на ДУХОВНЫХ инструментах, из них преобладали медные валторны, трубы, тромбоны

А2-3. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. И, наконец, пришёл это ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ день и час!
  2. Огромная и ОТВЕТСТВЕННАЯ роль назначена историей литературе нашей
  3. Второй удар пришёлся по венцу башни, и все ПОВОРОТНЫЕ механизмы отказали разом.

А2-4. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено верно?

  1. Потом такое выразительное и ДОХОДНОЕ доказательство от противного стало общедоступным и рас пространённым актёрским приёмом.
  2. ЗАПАСНЫХ струн у музыканта Егорова не было и достать их было негде, потому что дело происходило осенью 1941 года на осаждённом острове Эзель в Балтийском море.
  3. Из всех слов Витька выбрала самое злое, ОБИДЧИВОЕ и несправедливое
  4. Математика дисциплинирует ум, приучает к ЛОГИЧНОМУ мышлению.

А2-5. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Ему было, наверное, лет под пятьдесят, но глаза МОЛОДИЛИ его
  2. Уверяю, что ты ЗАБЛУЖДАЕШЬСЯ насчёт этого человека: он совсем не тот, за кого себя выдаёт.
  3. Деды сами раны ЗАЖИВАЛИ.

А2-6. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Боец ИСТРЕБИТЕЛЬНОГО батальона - он находился на линии обороны.
  2. Происшествие это не окрашено высокой героикой, ЖЕЛАТЕЛЬНОЙ для вашей диссертации, но оно рас кроет перед вами некоторые пружины тогдашнего быта
  3. Не только молодым, но и некоторым нашим так называемым маститым художникам не мешало бы вспомнить эту ПОДВИЖНУЮ жизнь.
  4. Огромная и ОТВЕТСТВЕННАЯ роль назначена историей литературе нашей.

А2-7. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено верно?

  1. Я увидел окаменелое извержение, поднявшее к небу пласты ЗЕМНОЙ коры.
  2. На острове, по преданию, насыпанном ИСКУСНО пленными турками, стоял полуразвалившийся дво рец.
  3. На уроке учитель говорил об ОБСТОЯТЕЛЬНЫХ придаточных предложениях.
  4. И всё-таки хочется думать, что Пётр Александрович не чувствовал себя ОДИНОЧНЫМ: редко кому на долю выпадает столько уважения и любви, которыми был окружён Герцен.

А2-8. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Она повернулась всем своим костлявым телом, пробормотав сквозь вставные ЗУБЬЯ: - Это не ему, а вам хочется попутешествовать.
  2. Он уважал рабочий класс, невиновный в своей безграмотности - НАСЛЕДИИ дореволюционного прошлого.
  3. - Как? с НЕВЕЖЕЮ! чтобы я примирился с этим грубияном?
  4. НЕВЕЖДА он был круглый, ничего не читал.

А2-9. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Я ж не кулак какой-нибудь, который ЗЛОСТНО хоронил пшеницу в землю.
  2. - Прошу у пани разрешения отлучиться на минутку: пан майор хочет холодного пива, - УГОДЛИВО сказал проводник.

А2-10. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Это был очень ОРГАНИЧНЫЙ, приятный во всех отношениях человек.
  2. ВЫБОРОЧНЫЙ диктант оказался достаточно лёгким.
  3. Буржуазия не знала более НЕНАВИСТНИЧЕСКОГО имени, чем имя Дзержинского, отражавшего стальной рукой удары врагов пролетарской революции.
  4. Результатом процесса информатизации является созданиЕ ИНФОРМАЦИОННОГО общества.

5 ВАРИАНТ

А2-1. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. ЗУБЬЯ, длинные, короткие, огромные, острые, стальные, шестерни, ковша, пилы, бороны, колеса, гре бёнки, ржавеют, блестят на солнце.
  2. Звучали сигналы, которые подавал ОСВЕТЛИТЕЛЯМ их бригадир, слышались указания операторов.
  3. Работа исследователя прошлого России, которую вёл Пушкин с целью понять будущее страны, требовала ПОИСКОВ в архивах.

А2-2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Покидали его [коня] последние силы: дрожь становилась всё реже, МЕРТВЕЛИ глаза, на шее выступила испарина.
  2. От счастья, от добрых слов, от песни МОЛОДЕЕМ душой.
  3. Она лежала лишённая красоты и торжественности мёртвых, даже в этом судьба её ОДЕЛИЛА
  4. Я здесь наслаждаюсь совершенным здоровьем и --- начинаю очень и очень ПОЛНЕТЬ (т. е. толстеть).

А2-3. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Патриотизм и гуманизм творчества Непринцева нашли в людских сердцах живой и горячий ОКЛИК.

А2-4. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Воробей закружился над сценой, освещённой сотнями огней, и все заметили, что в клюве у него что-то НЕСТЕРПИМО блестит, как будто хрустальная веточка.
  2. Княжна сидела против меня и слушала мой вздор с таким глубоким, напряжённым, даже нежным вниманием, что мне стало СОВЕСТЛИВО.
  3. Ей ЯВНО хотелось разыграть передо мною новую роль - роль приличной и благовоспитанной барышни.
  4. Пёс сидел у ног хозяина и ЗЛОБНО рычал.

А2-5. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Владимир направил своего надёжного Терёшку в Ненарадово с своею тройкою и с подробным, ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫМ наказом.
  2. Следом шла его фраза уже по роли и за ней моя ОТВЕТНАЯ
  3. Донеслось ещё несколько ОДИНОЧНЫХ выстрелов.
  4. Время оборота капитала зависит от того, в каких пропорциях он делится на основной и ОБОРТНЫЙ

А2-6. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Проценко собственноручно составил общее донесение и приказал ОТПЕЧАТАТЬ.
  2. Дыша тяжело, как загнанные лошади, они ОТИРАЛИ широкими ладонями пот, лившийся с их лиц.
  3. Пионерам поручили ПОДСТРИЧЬ кустарник у входа в школу.
  4. Большое это дело - ПОРОДИТЬ людей между собой! Когда вот знаешь, что миллионы хотят то же, что и мы, сердца становятся добрее.

А2-7. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Но сегодня собрание было настроено НЕСТЕРПИМО, не прошло и минуты, как из зала крикнули: - Кон кретней, Бабинков!
  2. Чем больше рассказывал он о своих приключениях, тем ИРОНИЧНЕЕ и недоверчивее становились слуша тели.
  3. Княжна сидела против меня и слушала мой вздор с таким глубоким, напряжённым, даже нежным вниманием, что мне стало СОВЕСТНО.
  4. - Прошу у пани разрешения отлучиться на минутку: пан майор хочет холодного пива, - УГОДЛИВО сказал проводник.

А2-8. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. У неё не было сил обрадоваться, когда она услыхала за спиною быстрые шаги и приглушённый ОКЛИК.
  2. И лишь один воин захоронен по-особому. ОСТАНКИ его лежат под небольшой конической юртой
  3. За большие ПОСТУПКИ наказывали тогда студентов солдатчиной.
  4. Я сама стряпаю, сама хожу на базар. Вы знаете, сколько я делаю ЭКОНОМИИ?

А2-9. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. По приказу Фёдора мать Дмитрия насильно ПОСТРИГЛИ и отослали «в место пусто» на Белоозеро.
  2. Она стала СИНИТЬ бельё.
  3. Старцеву ПРЕДОСТАВИЛИ Екатерину Ивановну, восемнадцатилетнюю девушку.
  4. ПРОЗАИЧЕСКИЕ произведения были насыщены не только характерным для Скитальца бунтарским роман тизмом, но нередко и революционными настроениями.

А2-10. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

ВСЯКИЙ раз мне приходилось объяснять эту тему по-другому

Я обратил внимание на ОРГАНИЧНЫЕ остатки, валяющиеся среди песка и гальки.

Здесь [в Петербургской академии наук] впервые ОПЫТНЫМ путём был доказан закон сохранения вещества при химических процессах.

В ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКОМ словаре всё сказано про алгебру и про всякое слово, какое вам только в голову

6 ВАРИАНТ

А2-1. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Я старательно ОТТИРАЛ пятно с моих новых брюк, боясь, что мама его тут же заметит.
  2. Это платье её ПОЛНИТ.
  3. Медлить было нельзя, потому что в эту пору рано ТЕМНЕЕТ.
  4. Была тема, к которой постоянно обращались его [Н. К. Рериха] мысли, к которой ТЯГОТИЛО его творчество.

А2-2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Работа исследователя прошлого России, которую вёл Пушкин с целью понять будущее страны, требовала ПРОИСКОВ в архивах.
  2. Когда офицер кончил чай, денщик унёс самовар и ОСТАТКИ ужина к себе в сарай.
  3. Вода в резервуаре ОСВЕТЛИТЕЛЯ поднимается снизу вверх через слой хлопьев, образовавшихся после коагуляции, придерживает их во взвешенном состоянии и сама освобождается от взвеси.
  4. Они всё спорили об оставшемся от отца НАСЛЕДСТВЕ: каждому казалось, что именно его обделили.

А2-3. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Алёша считал себя в эту минуту боль шим ДИПЛОМАНТОМ: желая задобрить хозяина, он говорил ему «товарищ».
  2. - Как? с НЕВЕЖЕЮ! чтобы я примирился с этим грубияном?
  3. Основой ЭКОНОМИКИ Исландии является рыбный промысел и отчасти животноводство.

А2-4. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Александр Павлович устало закрыл глаза, и вдруг совсем ЯВСТВЕННО он ощутил запах сосен и увидел ровные земляничные грядки
  2. При каждом шорохе он осторожно приподымал голову, всматривался в темноту: не покажутся ли две их СОВЕСТНО крадущиеся фигуры?
  3. Ей ЯВНО хотелось разыграть передо мною новую роль - роль приличной и благовоспитанной барышни.
  4. Поспешил фуражку снять: «Здравия желаю! Что УГОДНО приказать, Водки или чаю?..»

А2-5. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. У девушки, имеющей красивый голос, ПОНЯТНОЕ желание - поступить в консерваторию.
  2. Коренными называются те первоначальные слова в языке, от которых происходят другие слова, которые, поэтому, и называются ПРОИЗВОДНЫМИ.
  3. На Пете был городской ПРАЗДНИЧНЫЙ костюм, из которого он за лето сильно вырос.
  4. Потекли искренние, восторженные речи, каких не говорит человек, когда его сдерживает РАСЧЁТНАЯ и осторожная трезвость.

А2-6. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Ещё ребёнком он ПРОСЛЕДОВАЛ за отцом, которого сослали в Сибирь.
  2. Войдя в гостиную, он довольно свободно подошёл к Кураеву и произнёс обычное: «Честь имею ПРЕДСТАВИТЬСЯ»
  3. Оксана получила у него обещание ПРЕДОСТАВИТЬ ей должность преподавательницы русского языка.
  4. Я доказываю обратное - значит, я мудрю, ТЕМНЮ, выступаю против очевидной для всех простоты.

2-7. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Во дни сомнений, во дни ТЯГОСТНЫХ раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
  2. Что же, другие умирают, а теперь моя очередь, - и только. Вещь по своему существу не только обыкновенная, но даже ПРОЗАИЧНАЯ.
  3. Это был несколько другой успех, чем мы ожидали, потому что спектакль был задуман как ТРАГИЧЕСКИЙ, а зрители почти всё время смеялись.
  4. Это был дружелюбный и ТАКТИЧЕСКИЙ человек.

2-8. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Получив сообщение с разъезда о том, что пассажирский ПРОСЛЕДОВАЛ, начальник станции Щеглово, Василий Иванович, встал из-за стола.
  2. Девять дней хворал Иванушка, на десятый день ПРЕДСТАВИЛСЯ.
  3. Богатства своего он как будто бы стыдился, во всяком случае оно его ТЯГОТИЛО и заботило.
  4. Побледневшее небо стало опять СИНЕТЬ - но то уже была синева ночи.

2-9. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. На шлюпочной верфи мы нашли подходящую килевую шлюпку с двумя парами вёсел и установили на ней СЪЁМОЧНУЮ мачту.
  2. Никто не объясняется в любви так, как об этом пишут! И жизнь совсем не ТРАГИЧНА... она течёт тихо, однообразно.
  3. Ознакомьтесь с новым ШТАТНЫМ расписанием.
  4. Онемевшая на щеках кожа стала понемногу отходить, пальцы на руках тоже сделались ПОДВИЖНЫМИ и чувствительными.

7 ВАРИАНТ

А2-1.В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Хочу перейти к самому СЪЁМОЧНОМУ процессу, попытаться обрисовать работу актёра на киностудии в течение киносъёмки.
  2. Она порой сама недоедала, Чтоб только детям досыта хватало, Чтоб СЫТЫМИ вставали от стола.
  3. Основная задача военно-инженерного дела - облегчить манёвр своих войск и стеснить манёвр против ника. Это - задача чисто ТАКТИЧЕСКАЯ
  4. Ознакомьтесь с новым ШТАТСКИМ расписанием.

А2-2.В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Он один в ЦЕЛЬНОМ свете понял бы меня.
  2. Каждое утро из ворот порта выезжают огромные грузовики с ТЕХНИЧЕСКИМ оборудованием для строек
  3. Но ПРАКТИЧНЫЕ греческие и турецкие торговцы быстро разобрались в сомнительности этой «валюты» и вскоре, к нашему огорчению, признали её совсем лишённой цены
  4. Он [Вашингтон] мог считать себя УДАЧЛИВЫМ дельцом и с учётом возраста был таковым

А2-3.В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Эпитет «простоватый» означал не столько умственную бедность, сколько отсутствие ХИЩНИЧЕСКИХ наклонностей.
  2. По сравнению с десятью месяцами прошлого года наибольших темпов роста добились ПРОИЗВОДНЫЕ коллективы химического и нефтяного машиностроения
  3. Открытие оказалось УДАЧНЫМ, и прежде всего потому, что во многом определило уникальность его живописной системы.
  4. Пулей, вытянув шею, несётся чирок, над ним, не отставая, падая, примеряясь - проворный ХИЩНЫЙ сокол.

А2-4.В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Слова Рудина так и остаются словами и никогда не станут ПОСТУПКОМ, а между тем эти слова могут смутить, погубить молодые сердца.
  2. В жизни большого двора Прейну принадлежала выдающаяся роль, хотя он и держался по возможности всегда в стороне от всяких ПРОИСКОВ и интриг.
  3. Алёша считал себя в эту минуту боль шим ДИПЛОМАТОМ: желая задобрить хозяина, он говорил ему «товарищ».
  4. - Как? с НЕВЕЖДОЮ! чтобы я примирился с этим грубияном?

А2-5.В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Какой ЦЕЛЬНЫЙ, законченный образ революционера, - «революционера, который никогда не отступает»
  1. Любовь к Вареньке освободила всю СКРЫТУЮ в моей душе способность любви.
  2. Барыня ласково приняла её, угостила пирожками и СЛАДОСТНЫМ вином.
  3. Он нашёл на поле сражения СЛОМАННУЮ золотую челюсть.

А2-6.В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Глафира Львовна сама купила в магазине на Кузнецком мосту детское платье, РАЗОДЕЛА Любоньку как куклу
  2. Девять дней хворал Иванушка, на десятый день ПРЕСТАВИЛСЯ
  3. После осмотра места происшествия велено было ОТПЕЧАТАТЬ дверь.
  4. Была тема, к которой постоянно обращались его [Н. К. Рериха] мысли, к которой ТЯГОТЕЛО его творчество.

А2-7.В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. И должно быть, характером сын тоже в неё - замкнутый, СКРЫТНЫЙ, неласковый
  2. Наконец, совершенно обессилев, она упала в кустах и сразу же уснула, СЛОМЛЕННАЯ отчаянием и уста лостью
  3. Всё небо в тучах, по лужам пузыри прыгают, у забора под реденькой ёлкой СОСЕДНЯЯ собака сидит.
  4. Смутно вспоминая свой выпускной спектакль, я должна была сказать, что была далеко не так ТЕХНИЧНА, как мне бы того хотелось.

А2-8.В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Под ТЯЖКОЙ ношею даров Едва, едва переступая, За ним верблюдов длинный ряд Дорогой тянется, мелькая.
  2. После СЫТНОГО обеда Париж кажется веселее и приветливее.
  3. Обломов не учился любви, не засыпал в своей СЛАДОСТНОЙ дремоте, о которой некогда мечтал вслух при Штольце.
  4. Дверь, снабжённая АВТОМАТНЫМ замком, захлопнулась.

А2-9.В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. У девушки был явный талант к языкам: её ПРОИЗНОШЕНИЕ на английском было великолепным.
  2. Мне просто хотелось оставить ему что-нибудь на память... Какую-нибудь БЕЗДЕЛИЦУ.
  3. Когда офицер кончил чай, денщик унёс самовар и ОСТАТКИ ужина к себе в сарай.
  4. Политика ДИКТАНТА свойственна империалистическим государствам.

А2-10.В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Характер сформировался неприятный, вздорный, СКРЫТНЫЙ.
  2. В ЭНЦИКЛОПЕДИЧНОМ словаре всё сказано про алгебру и про всякое слово, какое вам только в голову.
  3. Смысл его слов был вполне ПОНЯТНЫЙ.
  4. ОТВЕТНЫЙ удар был нанесён мгновенно

8 ВАРИАНТ

А2-1. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Ему, старому строителю, приятно и радостно думать о том, что у нас инженеры, которые умеют ДЕРЗАТЬ.
  2. Чуть не смеясь и от избытка приятных и ИГРИВЫХ чувств, я нырнул в постель
  3. Сначала боль в ногах была НЕСТЕРПИМОЙ, но страх сильнее боли.
  4. Каждый год на ОТЧЁТЛИВЫХ собраниях его разбирали «по косточкам», ругали напрямик, обвиняли в смерт ных грехах.

А2-2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Героизм его [Ван Гога] заключался в ФАНАТИЧЕСКОЙ вере в прекрасное будущее людей труда - пахарей и рабочих, поэтов и учёных.
  2. Быстрые взоры царя отыскали в толпе молодую ХОЗЯЙСКУЮ дочь
  3. Это была тяжёлая эпоха в истории нашего народа: свирепый ЦАРСКИЙ деспотизм, полицейщина, мракобесие
  4. В течение трёх дней на берегу Адуна появился ПАЛАТНЫЙ посёлок.

А2-3. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. На этом закончилась простая, деловитая и ПАМЯТЛИВАЯ речь.
  2. Когда ГОНЧИМ псам запрещают убегать в лес за дичью, то они дома бросаются на мирных домашних животных и рвут в клочья кошек, телят, кур и проч.
  3. Кондрат Семёныч, с опухшим лицом, но уже в спокойном, БУДНИЧНОМ настроении, сидел за столом против печника
  4. У неё был самый РАЗБОРЧИВЫЙ и красивый почерк.

А2-4. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Красавица собой и добрая, а уж скромная какая! на редкость. И РАСЧЁТЛИВАЯ, уж на наряды или там на какие безделицы денег не промотает.
  2. С заунывной песней высоко в небе потянулись УЗОРЧАТЫМИ вереницами журавли.
  3. Чтобы быть гуманным, ЧЕЛОВЕЧНЫМ в науке, надо помнить границы человека.
  4. ШЕЛКОВИСТАЯ с выспевающими семенами трава была почти по пояс.

А2-5. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Из ШИРОТНОГО трёхстворчатого окна, выходившего на обгорелый балкон, было видно почти всё про исходившее впереди.
  2. Рядом с куклой он действительно был великаном, но кукла по сравнению с настоящим живым человеком казалась мёртвой, а мальчик выглядел неприятно НАТУРАЛИСТИЧНЫМ и неуклюжим.
  3. Кого только там [на портретах] нет - короли и императоры, НАСЛЕДНЫЕ принцы и принцессы, магараджи.
  4. Итальянцы разумели оперу прежде всего как арену чистого пения, ПЕВЧЕСКОЙ виртуозности.

А2-6. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Петербург, как и вся страна, был охвачен ПАТРИОТИЧЕСКИМ подъёмом.
  2. Иудушка самым ЗЛОСТНЫМ образом длил время, помаленьку прихлёбывая из стакана.
  3. При целом ряде НАСЛЕДНЫХ заболеваний уста новлены специфические биохимические нарушения, обуславливающие возникновение и развитие болезни.
  4. Держалась она всегда необыкновенно прямо, и это давало ей, с её красотой и высоким ростом, какой-то ЦАРСТВЕННЫЙ вид.

А2-7. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Воробьёв провозглашал ЗДРАВНИЦЫ в честь руководителей работ, и лучших бригадиров, и лучших стаха новцев.
  2. БЕЗДЕЛЬНИЦА: молодая, толстая; спит, гуляет, болтает, раздражает.
  3. Можно было бы рассказать, как сделался он неисправным АБОНЕНТОМ библиотеки
  4. Покровский выработал правила, которыми нужно руководствоваться при ПОИСКАХ и разведках на рудоносных площадях

А2-8. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Благие цели никогда не достигаются тайными ПРОИСКАМИ.
  2. Я взвешиваю и разбираю свои собственные страсти и ПОСТУПКИ с строгим любопытством, но без участия
  3. ЗУБЫ старой пилы ржавеют под открытым небом
  4. Кругом парк. А по склонам бурых отлогих гор высятся светлые дворцы народных ЗДРАВНИЦ.

А2-9. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. До сих пор я всё ещё не терял надежды сыскать дорогу домой; но тут я окончательно удостоверился в том, что ЗАБЛУДИЛСЯ совершенно.
  2. Миллионы крыс и мышей бросились в стороны, когда мы ОСВЕТИЛИ стены.
  3. Была тема, к которой постоянно обращались его [Н. К. Рериха] мысли, к которой ТЯГОТИЛО его творчество. Эта тема - Россия, её история, её культура.
  4. Рана не очень тяжёлая. И вообще она ЗАЖИВАЕТ.

А2-10. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Я вдруг понял, что давно ЗАБЛУЖДАЛСЯ по поводу этого человека.
  2. Надина худела, ДУРНЕЛА; но в то же время она умнела!
  3. От телесных наказаний люди ГРУБЕЮТ.
  4. Я НАЧЕРТАЛ план школы на шестьдесят мальчиков