Восприятие размера. Другие иллюзии восприятия

Схема переноса кислорода гемоглобином. Hb - гемоглобин hb+o2 hbo2 hbo2 hb+o2 hbco2 hb + CO2 hb + CO2 hbco2. Подумайте! Урок биологии, 8 класс. Но миллионы кораблей выходят из гаваней вновь в плавание». Молекула гемоглобина. Цель урока: Плазма; Сыворотка; Тромб; Фибрин; Фибриноген; Фагоцитоз; Свертывание крови; Фагоцитоз - процесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов, других чужеродных веществ. Тема урока:

«Первоцветы» - Зачем первоцветы так рано цветут весной? Цель исследования. Сроки зацветания ветреницы дубравной происходит на 1 – 12 году жизни в апреле – мае. Особенная примета ранней весны- ранневесеннее зацветание подснежников. Цветок одиночный, околоцветник белый, из 6 красноватых снаружи листочков. Вывод: в среднем в окрестностях д. Архипята ветреница дубравная зацветает 20 апреля.

«Пищеварительная система организма» - В тонкой кишке в основном и происходит процесс пищеварения. Является производным задней кишки. Условно выделяют три отдела пищеварительной системы. Состав пищеварительной системы. Передний отдел включает органы ротовой полости, глотку и пищевод. Функции пищеварительной системы. Передний отдел пищеварительной системы. Жиры. Органы пищеварительной системы. Пищеварение и пищеварительная система. Пищеварение.

«Биология 8 класс Пищеварение» - Желудочный сок. Производственные помещения. рефлекторная дуга БАВ пищи слизистая оболочка. Действие желудочного сока. Система управления. Внутреннее строение желудка. Производственный процесс. Квалифицированные кадры. Человек. 8 класс». Производственное оборудование. 37-39о, hcl. ПИЩЕВЫЕ пищеварение ПИТАТЕЛЬНЫЕ ПРОДУКТЫ ВЕЩЕСТВА. Безусловные рефлексы кровь Условные. М.: Дрофа, 2005 г.), заполните таблицу.

«Органы рыб» - Вопросы для повторения. Как проходит и изменяется пища в организме рыбы? Органы кровообращения. Объясните, почему рыба, вынутая из воды гибнет. Органы пищеварения рыбы. Питание, дыхание, кровообращение рыб. Из каких камер состоит двухкамерное сердце рыб? Биология, 8 класс. Как и чем питаются рыбы? Органы дыхания.

«Значение витаминов» - Значение витамина С Участвуют в окислительно - восстановительных процессах. Участвуют в кроветворения. Значение витаминов группы В Участвуют в работе окислительных ферментов. Основное содержание Что такое витамины? Предохраняет от ненужного окисления клеточные мембраны и другие важные органоиды клетки. Участвуют в важнейших процессах синтеза и распада веществ. Какие витамины существуют? Витамины. Цель работы: выяснить, зачем нужны витамины. Участвуют в обмене аминокислот.

Восприятие формы

Любой предмет имеет определенный внешний вид, называемый формой. Форма олицетворяет качественное своеобразие совокупности геометрических параметров предметов (плоских и объемных). Восприятие плоскостной формы состоит в различении очертаний предмета, его контура. При этом граница не просто выделяется, но взор (или рука при осязании) движется вдоль этой границы, а в наиболее информативных местах совершает многочисленные возвратные движения.

Восприятие трехмерной формы включает восприятие удаленности, объемности. Ролью глубинных ощущений объясняется ряд зависимостей между воспринимаемой формой, удаленностью и величиной предметов. Так, восприятие близких предметов насыщенно глубинными ощущениями, поэтому они кажутся меньшими по сравнению с точно такими же, но расположенными немного дальше. При отдалении от зрителя объемные предметы кажутся все более и более плоскими, поскольку ослабевают глубинные ощущения. Так, куб вблизи кажется вытянутым в направлении от наблюдателя, а вдали - сплюснутым.

Принципиально форму предметов возможно воспринимать, помимо зрения, осязания и кинестезий (в первую очередь через движения рук в целом), и с помощью слуха, что доказывают способности летучих мышей, дельфинов и других животных, использующих для ориентации в пространстве эхолокацию. Но человек такими способностями не обладает. 1

Восприятие размера (величины)

Величина предметов с помощью зрения определяется, во-первых, величиной их изображений на сетчатке глаза и, во-вторых, оценкой их удаленности от наблюдателя. Четкое видение различно удаленных предметов, а соответственно, определение их истинной величины осуществляется с помощью двух физиологических механизмов: аккомодации и связанной с ней конвергенции.

Аккомодация - это изменение переломляющей способности хрусталика глаза путем изменения его кривизны. При рассматривании близких объектов линза хрусталика становится более выпуклой, далеких - более плоской. С возрастом эластичность и подвижность хрусталика уменьшается, вследствие чего развивается дальнозоркость.

Конвергенция - это сведение зрительных осей на фиксируемом объекте. Связана с аккомодацией.

Комбинация двух факторов - величины изображения на сетчатке и напряжения глазных мышц сигналом размера воспринимаемого предмета.

Зрительное восприятие величины нередко приводит к ошибкам в оценке истинных размеров предметов. Одна из наиболее типичных ошибок - переоценка вертикальных размеров. Это происходит потому, что вертикальное движение глаз сопровождаются рефлекторной дивергенцией, требующей для удержания взора на предмете компенсаторных усилий по обратной конвергенции. Дополнительные мышечные усилия «зачитываются» мозгом (и психикой), как дополнительный размер или приближение объекта к наблюдателю.

С этим же эффектом связана известная «иллюзия луны»: на горизонте луна кажется большего размера, чем в зените. Со времен Птоломея считается, что это явление как-то связано с кажущейся удаленностью. Наиболее тщательное исследование этого феномена было предпринято Е. Борингом. Сейчас этот факт объясняется возникновением при рассматривании луны в зените тех самых дополнительных усилий глазных мышц, необходимых для удержания исходной конвергенции. Это, в свою очередь, является признаком уменьшения расстояния до объекта. Если теперь луна в зените представляется ближе, чем на горизонте, то величина ее кажется меньше, так как размер сетчаточного образа не изменился. 1

Еще один вид ошибок при зрительном восприятии величины связан с нашими социальными установками. Общая тенденция такова: социально значимые объекты представляются нам большими по размерам, чем равные им по величине, но менее значимые.

Иллюзии часто приводят к совершенно неверным количественным оценкам реальных геометрических величин. Оказывается, что можно ошибиться на 25 % и больше, если глазомерные оценки не проверить линейкой.

Глазомерные оценки геометрических реальных величин очень сильно зависят от характера фона изображения. Это относится к длинам (иллюзия Понцо), площадям, радиусам кривизны. Можно показать также, что сказанное справедливо и в отношении углов, форм и так далее.

Иллюзия Понцо - оптическая иллюзия, впервые продемонстрированная итальянским психологом Марио Понцо (1882-1960) в 1913 году. Он предположил, что мозг человека определяет размер объекта по его фону. Понцо нарисовал два одинаковых отрезка на фоне двух сходящихся линий, наподобие уходящего вдаль железнодорожного полотна. Верхний отрезок кажется крупнее, поскольку мозг интерпретирует сходящиеся линии как перспективу (как две параллельные линии, сходящиеся на расстоянии). Поэтому мы думаем, что верхний отрезок расположен дальше, и полагаем, что его размер больше. Кроме сходящихся линий силу эффекту добавляет уменьшающееся расстояние между промежуточными горизонтальными отрезками.

Некоторые исследователи [кто? ] полагают, что лунная иллюзия является примером иллюзии Понцо , в которой деревья, дома и другие детали ландшафта играют роль сходящихся линий. Объекты переднего плана заставляют наш мозг думать, что Луна больше, чем она есть на самом деле.

Данный тип зрительных иллюзий также возникает при использовании устройства сенсорного замещения. Однако для его восприятия необходимо наличие подобного визуального опыта, поскольку люди с врождённой слепотой не чувствительны к нему.

Перевёртыш - вид оптической иллюзии, в которой от направления взгляда зависит характер воспринимаемого объекта. Одной из таких иллюзий является «уткозаяц»: изображение может трактоваться и как изображение утки, и как изображение зайца.

В восприятии величины предмета существенную роль играет величина его изображения на сетчатке. Чем больше изображение предмета на сетчатке, тем большим нам кажется предмет. Вполне вероятно, что величина изображения воспринимаемого предмета на сетчатке глаза зависит от величины зрительного угла. Чем больше величина зрительного угла, тем больше изображение на сетчатке глаза. Принято считать, что закон зрительного угла как закон восприятия размера открыл Эвклид. Из этого закона следует, что воспринимаемый размер предмета изменяется прямо пропорционально размеру его ретинального изображения. Вполне логично, что эта закономерность сохраняется при одинаковом удалении от нас предметов. Например, если длинный шест находится от нас в два раза дальше, чем палка, которая в два раза короче шеста, то угол зрения, под которым мы видим эти предметы, одинаков и их изображения на сетчатке равны друг другу. В этом случае можно было бы предположить, что мы будем воспринимать палку и шест как равные по величине предметы. Однако на практике этого не происходит. Мы отчетливо видим, что шест намного длиннее палки. Восприятие величины предмета сохраняется и в том случае, если мы будем отходить все дальше и дальше от предмета, хотя при этом изображение предмета на сетчатке глаза будет уменьшаться. Это явление носит название константности восприятия величины предмета.

Восприятие величины предмета определяется не только величиной изображения предмета на сетчатке, но и восприятием расстояния, на котором мы находимся от предмета. Данную закономерность можно выразить так:

Воспринимаемый размер = Зрительный угол х Расстояние.

Учет удаления предметов в основном осуществляется за счет нашего опыта восприятия предметов при меняющемся расстоянии до них. Существенной поддержкой восприятия величин предметов служит знание о приблизительной величине предметов. Как только мы узнаем предмет, мы сразу воспринимаем его величину такой, какая она есть на самом деле. Вообще следует отметить, что константность величины значительно повышается когда мы видим знакомые предметы.

Окружение, в котором находится воспринимаемый нами предмет, оказывает заметное влияние на его восприятие. Например, человек среднего роста в окружении высоких людей кажется значительно меньше своего настоящего роста. Другой пример -- восприятие геометрических фигур. Круг среди больших кругов кажется значительно меньше, чем круг такого же диаметра, находящийся среди кругов значительно меньшего размера. Подобное искажение восприятия, вызванное условиями восприятия, принято называть иллюзией. На восприятие величины предмета может оказывать влияние и то целое, в котором находится предмет. Так, например, две совершенно равные диагонали двух параллелепипедов воспринимаются разными по длине, если одна из них находится в меньшем, а другая -- в большем параллелепипеде. Здесь имеет место иллюзия, вызванная перенесением свойства целого на его отдельные части. На восприятие предмета в пространстве влияют и другие факторы. Например, верхние части фигуры кажутся больше нижних, так же как вертикальные линии кажутся длиннее горизонтальных. Кроме того, на восприятие величины предмета оказывает влияние цвет предмета. Светлые предметы кажутся несколько большими, чем темные. Объемные формы, например шар или цилиндр, кажутся меньше соответствующих плоских изображений.

………………………………………

Опираясь на современную литературу по психологии, можно выделить несколько подходов к классификации восприятия. В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах. В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное (тактильное), кинестетическое (восприятие движения), обонятельное и вкусовое восприятие.

Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие.

Основой другого классификатора типов восприятия является формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени, и восприятие движения.

Отдельно выделяется восприятие человека человеком. Приведем подробно механизмы восприятия по второму из вышеназванных классификаторов.

Восприятие величины и формы предметов

При восприятии величины и формы предметов большое значение имеет изображение их на сетчатке глаза. Однако наблюдения за деятельностью слепорожденных людей, прозревших после удачной операции, свидетельствуют, что правильное восприятие зависит не только от зрения. Прозревшие люди не сразу научаются лишь с помощью зрительного восприятия определить величину и форму предмета. Вначале они затрудняются отличить шар от круга, четырехугольный предмет от треугольника, не могут определить расстояние до предмета. Лишь после определенной практики в комплексном сочетании зрения, ощупывания предметов и двигательных реакций прозревшие приобретают свободную ориентировку в пространстве.

Особенность строения человеческого глаза такова, что изображение удаленного предмета будет меньшим, чем изображение равного ему предмета, находящегося вблизи.

Вполне вероятно, что величина изображения на сетчатке зависит от величины зрительного угла. Принято считать, что закон зрительного угла как закон восприятия размера открыл Эвклид. Из этого закона следует, что воспринимаемый размер предмета изменяется прямо пропорционально размеру его ретинального изображения.

Вполне логично, что эта закономерность сохраняется при одинаковом удалении от нас предметов. Например, если длинный шест находится от нас в два раза дальше, чем палка, которая в два раза короче шеста, то угол зрения, под которым мы видим эти предметы, одинаков и их изображения на сетчатке равны друг другу. Однако на практике этого не происходит. Мы четко видим, что шест все равно длиннее палки. Восприятие величины предмета сохраняется, если отходить все дальше и дальше. Это явления носит название константностью зрительного восприятия. О ней мы писали выше.

Восприятие величины предмета определяется не только величиной изображения объекта на сетчатке, но и восприятием расстояния, на которое мы удалены от объекта. Данную закономерность можно выразить так:

Воспринимаемый размер = Зрительный угол х расстояние.

Учет удаления предметов в основном осуществляется за счет нашего опыта восприятия предмета при меняющемся расстоянии до них. Существенной поддержкой восприятия размеров служит знание о примерной величине предметов. Как только мы узнаем предмет, мы сразу воспринимаем его величину такой, какая она на самом деле. Следует отметить, что константность величины значительно повышается, если мы узнаем знакомые предметы, и значительно уменьшается в случае отвлеченных геометрических фигур. Другой особенностью восприятия предмета в пространстве является контраст предметов. Окружение, в котором находится воспринимаемый нами предмет, оказывает заметное влияние на его восприятие. Человек среди высоких людей значительно меньше своего настоящего роста. Подобное искажение пространства называют иллюзией.

На восприятие величины предмета может оказывать и та среда, в которой находится предмет. Так, например две совершенно равные диагонали параллелограмма кажутся разными по длине, если одна находится в маленьком, а другая – в большом параллелограмме. Здесь имеет место перенесение свойств целого на его отдельные части. На восприятие предметов в пространстве влияют и другие факторы, такие как цвет. Светлые предметы кажутся несколько большими, чем темные. Поэтому, кажется, что белая одежда полнит. Объемные формы (шар, цилиндр), кажутся меньше своих плоских проекций.

Если предмет находится от нас слишком далеко, то может меняться его восприятие формы. Так, мелкие детали контура по мере удаления объекта исчезают, и его форма принимает более упрощенный вид. Прямоугольные предметы издалека кажутся округлыми. Это объясняется тем, что расстояние между сторонами прямоугольника возле его вершин мы видит под столь малым углом, что перестаем его воспринимать, и вершины как бы втягиваются вглубь, то есть углы закругляются.

По законам оптики, наш глаз дает перевернутое изображение, а мозгу ничего не остается делать, как корректировать его. Поэтому мы воспринимаем предметы, такими как они есть. Та же самая корректировка изображения происходит и при изменении угла зрения. Например, куб мы все время видим кубом, независимо от того, под каким ракурсом мы посмотрели на него.

Восприятие величины и формы предметов осуществляется, следовательно, при сложном сочетании зрительных, осязательных и мускульно-двигательных ощущений.