Обучающие игры по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста. Игра – конкурс «Поиграем в экономику Игра по экономическому воспитанию

Современные дети с раннего детства так или иначе сталкиваются с экономическими вопросами. Они слышат, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Желание обладать дорогостоящей игрушкой, которую мама и папа не могут приобрести - также соприкосновение с миром финансов. Именно поэтому в дошкольной педагогике не так давно появилось инновационное направление - экономическое воспитание. Педагог поможет создать у малыша правильное представление о деньгах, семейном бюджете, производстве, потреблении и прочих важных понятиях.

Зачем и как заниматься с детьми экономикой

Экономические занятия проводятся в дошкольном учреждении (далее - ДОУ) в рамках образовательной деятельности по познанию окружающего мира (блок «Социализация»). Они преследуют следующие цели:

  1. Дать понятие о деньгах, научить бережно относиться к ним.
  2. Сформировать понимание значения труда в жизни человека.
  3. Рассказать о процессе производства товаров и их потреблении.
  4. Познакомить с термином «реклама».
  5. Научить полезным бытовым привычкам.
  6. Способствовать развитию разумных потребностей.

Таким образом, экономическое воспитание в ДОУ включает в себя следующие основные блоки:

  • труд и его продукт;
  • деньги;
  • реклама;
  • экономика в быту.

Задачи и приёмы, актуальные для детей разного возраста

Экономические занятия в детском саду целесообразно начинать со средней группы:

  1. Четырёхлетние малыши узнают, откуда берутся разнообразные товары в магазинах.
  2. Дети узнают, что каждый товар имеет свою цену.
  3. Расширяется знание о профессиях, воспитывается уважение к трудящимся людям.
  4. Ребята знакомятся с понятием семейного бюджета, его составляющими:
    • зарплата родителей;
    • пенсия бабушки с дедушкой;
    • стипендия старшей сестры или брата.
  5. Вводится понятие «потребности человека».
  6. Дошкольники получают начальное представление о рекламе - способе донести информацию о товаре до потребителя.

На занятиях с детьми пятого года жизни будут эффективны следующие приёмы:

  1. Обязательное присутствие игрового компонента. Например, на каждое занятие к ребятам приходит один и тот же сказочный персонаж, к примеру, гномик Экономик или игрушечный мальчик Вася Экономкин.
  2. Работа по экономическому воспитанию будет проходить успешнее при подключении к ней родителей. Воспитатель должен донести до их понимания важность проблемы (например, если педагог говорит ребёнку о разумном потреблении, а мама с папой исполняют любую его прихоть, то о какой эффективности занятий может идти речь?). Интересная идея - провести аукцион «товаров», которые малыши сделают дома со своими родителями. Другой вариант - обменяться ими с одногруппниками (вводится понятие «бартер»). Мама и папа должны объяснять детям особенности своей работы, рассказывать, довольны ли они зарплатой. Эти старые истинные понятия о труде и его оплате помогут воспитать в малыше самостоятельность и бережливость.

На каждом занятии по экономике может фигурировать один и тот же сказочный герой, например, гном Эконом

В старшем дошкольном возрасте расширяется круг экономических понятий, с которыми знакомятся дети. Полученные ранее знания углубляются:

  1. Ребята знакомятся с профессиями, которые имеют связь с экономикой и бизнесом: предприниматель, менеджер, маркетолог, рекламодатель, рекламный агент.
  2. Педагог учит дошкольников правильно воспринимать рекламу, умению разбираться в ней, соизмерять свои желания и возможности.
  3. Усложняется понятие производства и потребления.
  4. Вводится понятие экономики в быту, ребята осваивают полезные привычки, которые помогают сохранять природные ресурсы, а также семейный бюджет (например, не оставлять включёнными свет и воду, бережно относиться к одежде, обуви и пр.).
  5. Воспитатель знакомит детей с понятием «валюта», они рассматривают альбом, где изображены купюры и монеты разных стран.

На занятиях с воспитанниками старшей и подготовительной группы актуально использование следующих приёмов:

  1. Индивидуальное заполнение таблички семейных расходов (дошкольник ставит плюсы в необходимых разделах: продукты, одежда, лекарства, крупные покупки, игрушки, транспортные расходы и т. д.). Это позволит ребёнку понять, из чего складываются расходы в семье, с пониманием воспринимать временное отсутствие денег.
  2. Поощрение детей за активную работу на занятии, правильные ответы (например, это могут быть изготовленные воспитателем медали).
  3. Обязательный анализ занятия, развитие у детей самооценки. Этот момент можно интересно обыграть. Например, на доске вывешиваются белая и голубая тучка. Если ребёнок считает, что получил полезные знания, которые ему пригодятся в жизни, то он приклеивает голубую каплю под голубую тучку. Если же что-то осталось непонятным или дошкольнику было неинтересно на занятии, то он помещает белую каплю под белую тучку.
  4. Продолжается работа с родителями. Можно заинтересовать их конкурсом презентации собственной «фирмы»: ребёнок совместно с членами своей семьи придумывает логотип, изучает рыночный спрос и предложение своего товара и продумывает рекламные ходы.
  5. В подготовительной группе можно практиковать экономические шарады и кроссворды.

Виды экономических занятий в ДОУ

Чтобы экономика стала для дошкольников интересной и понятной, педагог выбирает интересные формы занятий. В первую очередь это подразумевает включение в их структуру игрового компонента.

Игровое занятие

Игра - наиболее приемлемый способ обучения для дошкольника. Знания ему не навязываются: путём проб и ошибок ребёнок делает для себя выводы, а педагог его незаметно направляет. Игровые занятия могут иметь форму «путешествия» (в город Экономинск, по известным сказкам), викторины, соревнования.

Сюжетно-ролевые игры

Сделать экономику доступной поможет сюжетно-ролевая игра. Так, уже в средней группе малыши с удовольствием играют в магазин, кафе, воспроизводя действия взрослых, - примеряют на себя функцию продавца и покупателя. Также экономическую направленность имеют игры в парикмахерскую, такси (продажа услуг). Все эти действия можно включать в занятие. При этом крайне важно, чтобы воспитатель проговаривал все манипуляции, обогащая словарный запас детей экономическими терминами. Можно также использовать условные деньги - разноцветные бумажки.

Усвоение новой информации успешно проходит в виде сюжетно-ролевой игры

В старшем дошкольном возрасте педагог предлагает ребятам новые игры – «Аптека», «Банк», «Аукцион». Традиционная игра «Магазин» усложняется: ассортимент продуктов расширяется, их уже нужно взвешивать, вводится роль не просто продавца, а кассира, выдающего чеки, к бумажным купюрам присоединяются монетки. Детям будет интересно поиграть и в супермаркет, где продавец рассказывает покупателям о выгодных акциях. Пусть магазин будет предлагать не только продукты, но и одежду, игрушки, спортивные и канцелярские товары и пр. Чтобы сюжетно-ролевая игра максимально была приближена к реальности, воспитатель вместе с детьми может изготовить ценники для товаров.

Цель: формировать знания детей о разных видах товаров, их классификации; учить использовать жизненный опыт в анализе стоимости товаров и применять при этом арифметические действия, раскладывая в последовательности от дорогого к дешёвому и наоборот;

1–й вариант. Дети должны расположить карточки по мере возрастания цены на товар и наоборот

2–й вариант. Дети раскладывают по две карточки и с помощью знаков определяют, какой из товаров «дороже», а какой «дешевле».

3–й вариант. Детям на выбор предлагается выбрать одну из карточек и сказать, почему именно этот товар нужно купить в первую очередь.

Игра «Потребности».

Цель: формировать представление с экономической точки зрения о происхождении окружающих нас предметов, товаров; о товарах первой необходимости, о потребностях и возможностях человека.

1–й вариант. Дети выбирают из предложенных карточек товар первой необходимости, и товар без которого в настоящее время можно обойтись.

2–й вариант. Назвать потребности материальные и духовные.

Игра: «Что можно купить, что нельзя»

Цель: формировать у детей желание экономно относиться к природным ресурсам

1–й вариант. Дети называют те предметы, которые можно купить и те, которые купить нельзя;

2–й вариант. Дети называют объекты природного мира, как человек использует их, и предметы рукотворного мира, называя профессию людей, которые эти предметы производят.

Игра «Профессии»

Цель: формировать представление о содержании деятельности людей отдельных профессий об их орудиях и продуктах труда; воспитывать уважение к людям, умеющим трудиться.

1-й вариант. Детям предлагаются карточки с изображением людей разных профессий. Они должны подобрать орудия труда;

2-й вариант. Дети подбирают не только орудия труда. Но и называют продукт труда.

Игра «Супермаркет»

1–й вариант. Детям предлагается придумать текст рекламы к картинке с Цель: учить детей сопровождать показ речевым текстом; формировать радостное настроение изображением товара.

3–й вариант. Детям выдаются купюры разного достоинства, и даётся задание купить какой – то товар, на эту сумму.

Игра «Товарный поезд»

Цель: формировать представления о продуктах труда людей разных профессий, о роли рекламы в продаже товара; воспитывать уважение к труду и потребность в ролевых взаимоотношениях.

1–й вариант. Детям предлагаются карточки с разным товаром его надо поместить в определённый вагон.

2–й вариант. Дошкольники выбирают любую карточку, рассказывают об этом предмете, а остальные должны сказать, о чём идёт речь и кто этот продукт производит.

Игра «Товары – услуги»

Цель: закрепить умение отличать товар от услуг, которые предоставляет учреждение; воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение к людям разных профессий.

1–й вариант. Детям предлагается взять картинку и ответить товар это или услуга.

2–й вариант. Дети делятся на две разные команды: одни называют профессию, а другие говорят какие услуги, предоставляют люди этой профессии.

Игра «На необитаемом острове»

Участникам игры предлагается следующее задание: «Предположим, что вы состоите в команде корабля, который терпит караблекрушение, и вы оказались на необитаемом острове. У вас осталось время, чтобы посетить корабль, который еще не затонул, и взять самые необходимые вещи (они изображены на карточках) и предметы.

Игра может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. В случае группового проведения игры участники разделяются на команды и на основе группового обсуждения (в течение 5 минут) решают, что нужно взять с корабля. Выигрывает тот участник или та команда, которая отберет более рациональные вещи.

Игра «Прием гостей»

Это коллективная игра, цель которой обучение детей умению принимать гостей и определять, что необходимо заготовить и закупить для такого приема.

Вначале организатор игры предлагает участникам разделиться на группы по 4-5 человек, условно образующие семью. Затем он выдает группам следующее игровое задание: «Предположим, что ваша семья отмечает день рождения одного из детей, сына или дочери. На дне рождения будет присутствовать вся ваша семья и, конечно, приглашенные друзья того, чей день рождения отмечается. Если вы отмечаете день рождения сына, то придется пригласить семь мальчиков и три девочки, а если отмечается день рождения дочери, то наоборот. Исходя из этих условий, установите, что и в каком количестве вам придется закупить для угощения гостей и участников торжества и сколько примерно денег понадобится для этого.

Следует обратить внимание участников игры на то, что в предлагаемое меню для угощения достаточно включить 5-6 блюд, а стоимость определять приблизительно.

После того, как все группы составят список необходимых закупок, организатор игры предлагает выслушать детей и обсудить предложенные варианты.

При выступлении представителей группы следует дать им возможность высказаться, обосновывая необходимость покупок, целесообразность предлагаемого угощения, его доступность по стоимости.

Побеждает та группа, чей список будет признан лучшим.

Разновидности экономических игр для детей являются прекрасным способом развить математическое и логическое мышление. Однако родителям стоит четко осознавать, что их типы градированы строго по возрасту и преследуют четко очерченные цели.

Польза и удовольствие – назначение экономических игр

Понимание того, что такое экономика и для чего она необходима, дается детям не так уж просто. И проблема состоит в том, как именно преподать сложные научные темы понятным для ребят языком. На помощь в этом случае приходят специально разработанные типы экономических игр, с которыми можно прекрасно проводить время как в семейном кругу, так и в детском коллективе.

Какие задачи преследуют рассматриваемые типы игр?

  • Во-первых, это создание у ребенка понимания, что для того, чтобы получить желаемое, необходимо приложить определенные усилия.
  • Во-вторых, формирование логической связи «мысль-действие-результат» для того, чтобы ребята четко понимали, что для достижения поставленной ими цели необходимо продумать тактику своего поведения и только потом ее реализовывать.
  • В-третьих, формирование осознания, что собой представляют деньги, как их получают и как с их помощи можно достичь поставленной цели.
  • И, наконец, в-четвертых, формирование связей между экономическими и нравственными понятиями.

Поставленные задачи решаются в детском коллективе в зависимости от возраста детей.

Игры для дошкольников

Говоря об экономических играх для детей дошкольного возраста, педагоги рекомендуют сконцентрировать их внимание на 4 блоках:

  1. потребности человека и способы их удовлетворения;
  2. профессии и их особенности;
  3. что такое деньги;
  4. на что можно их потратить и что нельзя купить за деньги.

Все четыре блока преподносятся детям в виде игр: «Почта», «Банкомат», «Магазин», «Фермер»,

«Рынок» и иных.



Игры для младших школьников


Что же касается экономических игр для школьников, то педагоги предлагают несколько иной подход. Все дело в том, что они носят уже не ознакомительный, а интерактивный вариант, побуждающий в ребятах интерес к активному включению в экономические процессы. В данном случае для разминки превосходно подойдет игра в «Монополию», способная стать великолепным подарком ребенку на четырнадцать лет или «Мегаполис».

В коллективе же практикуются те игры что направлены на совместное построение бизнес-моделей, формирование навыков инвестирования и более глубокого раскрытия экономических понятий.

Игра - конкурс «Поиграем в экономику»

Цель: способствовать формированию находчивости, сообразительности, экономической грамотности.

Задачи: 1. образовательная: закрепление и осмысление изученного материала;

2. развивающая: развивать познавательную активность и творческое начало личности, критического мышления и адаптивные возможности к изменяющимся внешним условиям;

3. воспитывающая: совершенствование методики воспитательного воздействия на личность обучающегося через групповые и игровые формы; воспитание интереса к игре, предмету экономике.

Ход игры-конкурса

I Вступительное слово учителя:

Сегодня мы встретились здесь, чтобы показать свои знания и выявить лучших знатоков экономики. За каждое задание игроки получают монетки. Та команда, у которой в итоге окажется больше всего монет - выиграет.

Давайте вспомним, что же такое экономика?

Первоначально слово «экономика» означало искусство ведения домашнего хозяйства. Сегодня слово «экономика» имеет гораздо более широкое значение. Экономикой можно назвать хозяйство отдельного региона, страны, мира. Экономикой называют все отношения в обществе, связанные с деятельностью людей. Наконец, экономика - это наука о том, как люди и общество в целом могут удовлетворять свои потребности в товарах и услугах, имея ограниченные ресурсы. Кто же впервые придумал слово «экономика»? (Аристотель).

Задание: Этот термин ввел в научный оборот философ древней Греции Аристотель, в переводе с древнегреческого термин означает «законы хозяйства». (Ответ: Экономика).

Сейчас мы с вами проведем экономическую викторину.

Вопросы:

1) Какое животное всегда при деньгах? (поросенок: у него есть пятачок)

2) Как называли на Руси купцов, изгнанных из гильдии за систематические обманы и обвесы покупателей? (разгильдяи)

3) Назовите мероприятия, где цену набивают молотком? (аукцион)

4) Кто считает миллионы тысячами? (миллиардер)

5) Какую страну называют «банкиром всего мира»? (Швейцарию)

6) «Кока-кола» по отношению к «пепси - кола» это кто? (конкурент)

7) Назовите любимую монету попугая капитана Флинта (пиастр)

8) Как называется лицевая сторона монеты?(аверс)

9) Как называется оборотная сторона монеты?(реверс)

10) Лицо торговой точки это что?(витрина)

11) Какое сказочное животное умело изготовлять монеты простым ударом копыт?(антилопа)

12) Какая русская народная сказка демонстрирует эффективность коллективного труда?(репка)

Вы должны разгадать шифр, в котором спрятаны слова, имеющие отношение к экономике:

ПАРТАЛАЗ (зарплата)

ОВОДРОГ (договор)

КАНОЭКОМИ (экономика)

ЙЦТОВФАРЫВ (товар)

Экономические загадки-добавлялки:

На товаре быть должна

Обязательна …(цена)

Коль трудиться круглый год

Будет кругленьким…. (доход)

Журчат ручьи, промокли ноги

Весной пора платить … (налоги)

Как ребенка нет без мамы,

Сколько купили вы колбасы,

Стрелкой покажут вам точно. .(весы)

Будут целыми как в танке,

Сбереженья ваши в …(банке)

Дела у нас пойдут на лад:

Мы в лучший банк внесли свой.. (вклад)

И врачу, и акробату

Выдают за труд …(зарплату)

Мебель купили, одежду, посуду

Брали для этого в банке мы …(ссуду)

На рубль - копейки, на доллары - центы

Бегут-набегают в банке.. (проценты)

Полностью урок можно скачать в начале страницы

Воспроизведение материалов на других сайтах возможно только с использованием гиперссылки на данную страницу или на главную страницу сайта

Описание работы : предлагаю вам конспект экономической игры КВН для старших дошкольников. Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных образовательных учреждений. Этот конспект познавательной игры направлен на повышение интереса детей к получению знаний по экономике

Конспект экономической игры: КВН «Путешествие по стране Экономике»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»

Цель : повысить интерес старших дошкольников к получению экономических знаний

Задачи:

Образовательные:

Учить работать в команде

Учить находить коллективный ответ путем обсуждения

Закрепить представление детей о сущности экономических явлений и понятий, изученных в течение года

Закрепить знание загадок, пословиц, поговорок, изученных ранее

Закрепить умение играть в экономическую игру «Аукцион»

Развивающие:

Развивать экономическое, логическое и нестандартное мышление, кругозор

Воспитательные:

Воспитывать уважение к людям труда, умеющим зарабатывать деньги

Демонстрационный материал: плакат с надписью «КВН»; эмблемы для членов команд; «монетки»; дидактические игры: «Собери банкноту», «Кто трудится, кто играет?», «Кому, что нужно для работы?»; лот - «Мягкая игрушка» для игры «Аукцион

Ход игры:

Музыкальный зал подготовлен к Игре: празднично украшен; на центральной стене расположен плакат с надписью «КВН»; на сцене стоят столы для членов команд. Под песню «Мы начинаем КВН» дети заходят в зал, где их встречает воспитатель, переодетый в костюм «Царицы - Экономики»

Царица - Экономика: Ребята, я целый год приходила к вам в гости, рассказывала много интересного и познавательного. А сегодня хочу, чтобы вы порадовали меня своими знаниями по экономике. Предлагаю поиграть в экономическую игру - КВН на тему «Путешествие по стране Экономике». Согласны?

Дети : Да!

Группа детей делится на две команд. Выбираются капитаны.

1 команда - «Денежки»

2 команда - «Банкиры»

1 конкурс: «Приветствие команд»

Девиз 1 команды: «Делу время - потехе час»

Девиз 2 команды: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

Члены команд поочередно загадывают загадки:

1. Маленькая, кругленькая

Из кармана в карман скачет (монета)

2. Одно брюхо, четыре уха (кошелек)

3. У одних нас много, а у других нас нет (деньги)

4. Угадай, как - то зовется,

Что за деньги продается.

Это - не чудесный дар,

А просто - на просто …. (товар)

2 конкурс: «Разминка»

Царица - Экономика задает вопросы командам по очереди, за правильный ответ член команды получает «монетку»:

1. Как называется группа людей, которые являются родственниками и проживают вместе? (семья)

2. Как называются «доходы» и «расходы» семьи? (бюджет)

3. Как называется дом, где «живут» деньги? (банк)

4. Какая главная потребность человека? (пища)

3 конкурс: «Капитанов»

1. «Собери банкноту»: банкнота разделяется на части; нужно собрать из частей целую банкноту

2. «Кто трудится, кто играет?»: выдаются картинки с изображением играющих и трудящихся людей, нужно рассортировать картинки по видам деятельности

3. «Объясни пословицу»:

1. «Не в деньгах счастье»

2. «Маленькое дело, лучше большого безделья»

4 конкурс: «Задание командам»

1. «Найди лишнее слово»

Доллар, рубль, Россия, евро

Парикмахер, ножницы, плотник, водитель

Зарплата, квартплата, пенсия, стипендия

Шьет, пилит, охраняет, загорает

2. Игра «Кому, что нужно для работы?»: раздаются карточки (профессия - орудия труда), нужно правильно соединить картинки

3. Решение экономических задач:

1. Когда валенки стоят дороже: летом или зимой? Почему?

2. Какие яблоки можно продать при одинаковой цене быстрее: свежие или подгнившие?

3. Где будет дороже бутылка «Пепси»: в пустыне или на севере?

4. В двух магазинах продают огурцы: в одном магазине по цене 5 рублей за 1 килограмм, а в другом по цене 6 рублей за 1 килограмм. В каком магазине раскупят огурцы быстрее? Почему?

5. Зайцы целую неделю продавали морковку по 6 рублей за 1 килограмм. К концу недели она потеряла товарный вид: сморщилась, стала гнить. Никто ее не покупал. Посоветуй, что делать зайцам?

5 конкурс: Игра «Аукцион»

Царица - Экономика: игра подходит к концу, у каждого из вас набралось много «монеток». Я предлагаю поиграть в игру «Аукцион».

Царица - Экономика ведущая (аукционист) проводит Аукцион. Выставляет лот - «Мягкая игрушка». Покупает тот игрок, кто дает больше денег (монет), заработанных в течение игры.

Царица - Экономика : а теперь подведем итоги игры. Посчитайте количество «монет» у команды. В конце игры подводятся итоги КВН, выявляются и награждаются победители.