Пограничные пункты. Экономические санкции против России: причины, анализ, списки, последствия

Так или иначе повлияли примерно на пятую часть российской экономики. При этом они слабо воздействовали на финансовое состояние российских компаний и банков. В среднесрочной перспективе санкции не являются сдерживающим фактором для роста экономики, главные ограничители для роста ВВП - это внутренние причины. Такие выводы содержатся в исследовании Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА), имеющегося в распоряжении "Российской газеты".

Под санкции США в общей сложности попали более 400 российских компаний и банков, большинство из которых - "дочки" крупных материнских структур. По итогам 2017 года их совокупная консолидированная выручка составила 30 триллионов рублей, а вклад в ВВП - 20-21 процент, говорится в исследовании.

Ограничения затронули в основном крупные госбанки (54 процента активов всего сектора), нефтегазовые компании (95 процентов выручки отрасли) и почти все предприятия военно-промышленного комплекса, отмечают аналитики АКРА. В отношении России санкции ввели также Евросоюз, Канада и Австралия - по своей сути они аналогичны санкциям США и работают против тех же компаний.

Западные санкции 2014 года не привели к переходу российской финансовой системы к кризису, считают в АКРА. Однако инвестиционный климат в России тогда ухудшился, что вместе со снижением цен на нефть вызвало рецессию, говорится в исследовании. В период после 2014 года резкого роста финансовой нестабильности в России не наблюдалось.

Однако санкции, введенные США в апреле 2018 года (тогда они впервые распространились на крупный частный бизнес и носили блокирующий, а не секторальный характер), стали проверкой на прочность для экономики и финансовой системы, считают в АКРА. После их введения произошел ощутимый отток средств зарубежных инвесторов из финансовых инструментов компаний, в том числе и не затронутых ограничениями. Вместе с мартовским ростом базовой ставки ФРС США это привело к снижению курса рубля даже при дорогой нефти. При этом последствия апрельских санкций довольно быстро абсорбировались - возможно, благодаря адаптации российской финансовой системы к ограничениям, полагают в АКРА.

Санкции 2014 года не привели к кризису в финансовой системе

Санкции 2014 года не отразились на рентабельности российских компаний, отмечается в исследовании. При этом снижение рентабельности банковского сектора в 2015 году затронуло не только подсанкционные банки - проблемы носили общий характер. В целом по сектору рентабельность снизилась в среднем на 0,8 процентных пункта. Изменилась и структура долга подсанкционных компаний и банков - у них выросла доля рублевых заимствований (в среднем с 13 до 41 процента), а также доля облигаций (в среднем с 40 до 66 процентов), говорится в исследовании.

В целом санкции больше повлияли на экономическую политику косвенно, а не напрямую, отмечают в АКРА. В первую очередь это влияние выразилось в более жесткой бюджетной политике, развитии автономной инфраструктуры связи и финансового рынка, а также в торговых барьерах, говорится в исследовании.

Санкции нельзя назвать ключевым сдерживающим фактором экономического роста в России в среднесрочной перспективе, подчеркивают в АКРА. Аналитики агентства оценивают потенциал роста российского ВВП в 2018 году в 1,5 процента, фактические показатели уже близки к этому уровню. В основном рост экономики сдерживается из-за сокращения численности рабочей силы (-0,4 процентных пункта в темпах увеличения ВВП в 2018-2020 годах), поэтому даже в случае отмены внешних ограничений экономика существенно бы не ускорилась, отмечается в исследовании.

Основным барьером санкционного режима для роста российской экономики в долгосрочной перспективе авторы исследования называют отмену совместных технологических проектов, возможное снижение экспорта алюминия и добычи нефти и газа.

Программа Экономика на телеканале Крым-24.
США и Великобритания обсуждают введение новых санкций против России. В американском Конгрессе зарегистрирован законопроект, который – в случае принятия – серьёзно ужесточит санкционный режим.

Как экономика России справляется с санкциями и какие ограничения уже были введены, разберём в этом выпуске программы Экономика Плюс.

Санкции против России можно поделить на 6 групп. Первая – это персональные санкции против отдельных лиц. Им запрещено посещать Европу, США, Канаду и Новую Зеландию. Их активы в этих странах, в случае наличия, были заморожены. Например, в санкционном списке находятся спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко и вице-премьер Дмитрий Рогозин.




Для экономики России это не сыграло никакой роли, ни положительной, ни отрицательной. После того как начали вводиться персональные санкции, появилась шутка: жизнь надо прожить так, чтобы попасть под санкции США и Евросоюза . Это значит, что ты поступаешь правильно.
Видео программы:

Архив выпусков
Вторая
группа санкций была направлена против отдельных компаний. Например из-за них прекратила работу авиакомпания Добролёт – лоукостер, предлагавший билеты по низким ценам.


Добролёт летал в Крым, и это стало причиной санкций. Тем не менее, компания после закрытия, быстро воскресла под новым названием Победа. Она работает и выполняет рейсы как по России, так и зарубежные.

Санкции коснулись и некоторых военных компаний. Тем не менее, на общие цифры оружейного экспорта это не повлияло. В 2013 году – до санкций – Россия экспортировала оружия на 15,7 млрд. долларов , в 2016 году – примерно на такую же сумму. По этому показателю мы вторые в мире, уступая только Соединённым Штатам.


Третий вид санкций – запрет на поставки в Россию некоторых товаров. Это касается продукции военного назначения, высокотехнологичной продукции, оборудования для нефтегазовой сферы. Эта мера была болезненной в начале, пока не включились механизмы импортозамещения. Та же компания Газпром в своей работе использовала довольно много иностранной техники, химии, комплектующих.

В итоге были наказаны сами страны, вводившие санкции. В прошлом году Газпром полностью импортозаместил трубы большого диаметра.


Раньше они покупались в Японии и Германии, теперь их делают в России. У Газпрома на сайте висит список иностранной продукции, которую предстоит заменить. В нём 250 наименований. Производители этих товаров – американская General Electric, британская фирма Castrol – она выпускает гидравлическую жидкость, немецкие компании Сименс, Бауэр и многие другие.


Шведские, норвежские, итальянские поставщики – все страдают от последствий антироссийской политики.

Четвёртый вид санкций – это финансовые ограничения. Европейцы и американцы потеряли возможность делать инвестиции в некоторые сектора Российской экономики, например в нефтегаз, транспорт и коммуникации. Эта мера является существенной. Без иностранных партнёров трудно найти финансирование для больших проектов. И действительно иностранные инвестиции в российскую экономику упали. Пришлось искать инвесторов внутри страны, и они были найдены. В итоге капиталовложения в российскую экономику не сократились, а продолжили рост. По итогам прошлого года они составили 14,6 триллионов рублей . Это на триллион больше, чем в 2013 году.

Пятый вид ограничений связан с кредитованием. Крупные российские компании, такие как Сбербанк и Роснефть, потеряли возможность привлекать займы за рубежом за исключением краткосрочных кредитов. Этот удар в начале казался серьёзным. Ведь если Сбербанк не возьмёт в долг, он не сможет давать в долг россиянам – физическим и юридическим лицам. На выручку пришли сами россияне. Вклады населения, то есть депозиты физических лиц в банках за 4 года возросли на 7 триллионов рублей .


Эти деньги позволили пусть не полностью, но отчасти, компенсировать утрату западных источников финансирования.

Кроме того, помогли деньги из Резервного фонда. Все последние годы они активно использовались для поддержания экономики. Тем не менее, кредитование в России всё же забуксовало. Посмотрим на график.

По объёмам оно откатилось на несколько лет назад и сейчас находится на уровне 2012 года. То есть падение есть, кредит взять сложнее, но ситуацию нельзя назвать обвалом.

А вот график, где депозиты и кредиты представлены вместе. Депозиты населения в банках растут, а кредиты, выданные физическим лицам падают.

О чём это говорит? О том, что деньги в банковской системе есть. Сейчас наблюдается так называемый профицит ликвидности . Это банковский термин. Он говорит о наличии у банков денежных излишков. Но банки стали боязливы при предоставлении денег в долг. Повысились требования к заёмщикам. Вот объёмы кредитования и снизились.

Это очень дискуссионный вопрос – большие долги это хорошо или плохо? США и Китай сейчас очень закредитованы. У Китая огромный корпоративный долг.


Если начнётся новый мировой финансовый кризис, этим странам будет очень больно. Там начнутся массовые дефолты. А мы – с низким размером долга – как государственного, так и частного, будем стоять в сторонке и свысока наблюдать за происходящим.

Вот ещё один интересный график. Доходность по российским и итальянским облигациям. Российские отмечены белым цветом, итальянские – синим. Чем ниже график, тем лучше. Это означает низкую вероятность дефолта.


Вот уже много месяцев, как риски инвестирования в российские гособлигации падают. По мнению инвесторов, риск дефолта Италии выше, чем риск дефолта России. Российские облигации во всём мире стали называть тихой гаванью , надёжным убежищем. В них безопасно вкладывать капитал.

Шестой вид ограничений – это санкции против Крыма. Они жёстче, чем против остальной России. Под санкциями находятся наши банки и многие крупные предприятия. Из Симферопольского аэропорта не могут совершаться зарубежные рейсы, только внутрироссийские, в Крыму не работают многие интернет-сервисы и приложения. Я не буду подробно останавливаться на этой теме, потому что каждый житель Крыма и так хорошо знает об этих проблемах. За три года мы научились жить в этих условиях. Рост крымской экономики за последние два года показывает, что санкции как мухи. Мешают, но не останавливают. На прошлой неделе у нас был инвестиционный триумф – Ялтинский международный экономический форум, ещё более активный и насыщенный, чем год назад. Он показал, что если иностранный капитал хочет работать в Крыму, он сможет это сделать.




Ещё один интересный эпизод санкционной войны. В 2014 году платёжные системы Виза и Мастер Кард прекратили обслуживание нескольких российских банков. После этого они перестали работать на территории всего крымского полуострова. Мы, крымчане, хорошо это помним. Но кому они навредили? Только себе. Ответные меры включились уже в следующем году.

В России заработала своя платёжная система НСПК – Национальная система платёжных карт . Теперь все расчёты по пластиковым картам проходят через неё. Виза и Мастер Карт платят Российской системе за то что та обслуживает их платежи. За прошлый год выручка отечественной НСПК составила около 6 миллиардов рублей , а чистая прибыль – 2,6 миллиарда .


Раньше эти деньги получили бы Виза и Мастер Кард. Теперь всё наоборот – они платят эти деньги нам. Это и есть причина, по которой в Крыму прекрасно работают Виза и Мастер Кард, не смотря на санкции – процессинг проходит в России. Единственное ограничение – вы не можете с крымской карты заплатить за рубеж. А вот внутри страны – пожалуйста.

У вас может появиться вопрос. Если санкции имеют столь ограниченное влияние, почему же начался кризис и ухудшилось финансовое положение россиян? Всё довольно просто. Дело не в санкциях, а в нефти. Цены на углеводороды упали, из за этого снизилась выручка от экспорта. В результате подешевел рубль и уменьшились реальные доходы граждан. Интересная особенность этого кризиса состоит в том, что он не является кризисом в чистом виде.

Безработица не выросла, а уменьшилась. Сейчас она составляет 5,3% .


Это ниже, чем было в 2013 году. Экспорт в деньгах упал, денег из-за рубежа мы стали получать меньше, но в физической массе и физических объёмах за рубеж мы стали отправлять больше продукции, чем раньше. Из-за дешёвого рубля наши товары стали привлекательны по цене. Не все знают, что в прошлом году Россия стала чистым экспортёром шоколада . Мы продали за рубеж больше шоколада, чем купили. Главными покупателями стали Казахстан, Китай и Белоруссия.

Рост экспорта в физическом объёме означает, что предприятия загружены заказами, а наша продукция востребована на мировой арене. Вот график, предоставленный агентством Блумберг. Фиолетовые столбики показывают поставки Российской нефти в Китай, а голубые столбики – это поставки Саудовской нефти в Китай.


За время санкционной войны и низких цен на нефть Россия сравнялась с Саудитами на Китайском рынке, хотя раньше мы серьёзно отставали.

В прошлом году Россия начала поставки в Индию подсолнечного масла, хотя долгие годы мы этого не делали.


На индийском рынке доминировали, и пока продолжают доминировать украинцы. Но российская компания Эфко сделала на своё подсолнечное масло хорошую скидку, и начала сбыт продукции в эту страну. Вот вам и санкции, вот вам и кризис. Внешний негатив Россия использовала для того, чтобы захватить иностранные рынки сбыта, а свой рынок очистить от иностранной продукции.

Падение экономики прекратилось год тому назад. Это ещё один график от информационного агентства Блумберг. ВВП России с поправкой на сезонные изменения. От падения мы перешли к росту уже в 1 квартале 2016 года, и с тех пор экономика на подъёме.


В 2016 году доля ненефтегазовых доходов в структуре бюджета составила 64%, а нефтегазовые – всего 36%.

Это говорит о том, что наша страна прощается с нефтяной иглой. Иные источники дохода играют всё большую роль. Это и есть ответ на вопрос, почему рубль и нефть перестали ходить парой. Теперь у рубля своя голова, у нефти – своя. И санкции сыграли в этом процессе существенную роль.

На фоне массовой истерии вокруг ситуации на Украине и спекуляции в отношении сложившейся проблеме редко кто может объективно взглянуть на реальное положение дел.

И, в частности, на единовременное влияние санкций на экономику России.

Вносить неразбериху помогают и сами средства массовой информации, выполняющие социальный заказ. Данное утверждение верно, как в отношении России, так США, Украины и стран Евросоюза. Но это – политика, где каждый хвалит своих и очерняет «врагов». Попробуем отойти в сторону от политических дрязг и посмотреть, исключительно, на влияние санкций на экономику России. В данном материале не будут рассмотрены черные списки политических и прочих деятелей, так как их создание напрямую связано с политическими разборками глав государств.

Ключевые санкции, оказавшие влияние на экономику РФ

  1. Ограничение доступа ряду российских банковских организаций к дешевым кредитным продуктам. Последствия санкций для России: рост ставок по кредитам (в частности, на фоне повышения ставки ЦБ РФ с целью снижения скорости падения национальной валюты).
  2. Запрет в отношении ряда российских компаний, связанный с ограничением доступа к финансированию со стороны иностранных банков и ограничения на приобретение их продукции. Например, «Роснефть» и «Газпромнефть». Последствия: поддержка компаний из федерального бюджета, что способствовало ускорению инфляционных процессов и росту цен.
  3. Запрет большинством стран Евросоюза инвестирования в российские компании и приобретение долей в них. Последствия: рост цен на продукцию компаний, функционировавших с привлечением иностранных капиталов. Примерами могут выступать следующие организации: компания «Сириус», концерн «Алмаз-Антей», автомобильные заводы «ГАЗ» И «АвтоВАЗ» и другие.
  4. Отток иностранных капиталов, начавшийся в марте 2014 года и продолжающийся по сей день. Рост налогов (на недвижимость, на добычу полезных ископаемых, акцизы на алкогольную продукцию и табак и так далее), тенденции к повышению пенсионного возраста и т.д. По мнению большинства экспертов-аналитиков, именно отток капиталов из страны стал основной причиной роста инфляции, снижения стоимости рубля и, как следствие, начала финансового кризиса в России.
  5. Ограничения на оборот ценных бумаг российских компаний и приобретение ценных бумаг иностранных компаний юридическими и частными лицами Российской Федерации. Последствия: снижение рейтинга ряда российских компаний на мировом рынке. Однако, важно отметить о повышении стоимости акций российских компаний на отечественных фондовых биржах.

Продовольственное эмбарго

Закономерным ответом на санкции со стороны стран Еврозоны и США стало российское эмбарго, выражающееся в первую очередь в запрете на импорт широкого перечня продовольственной продукции. В связи с этим, рассматривая вопрос о том, как повлияли санкции на экономику России, важно осветить и влияние контрмер. Был ограничен ввоз молочных и мясных продуктов, овощей и фруктов, морепродуктов и других товаров продовольственной группы.

По предварительным расчетам, объем импорта за год суммарно сократился примерно на 10 млрд. долларов. Однако, учитывая, что страны ЕвроСоюза и США имеют общий показатель мирового ВВП примерно 40%, ответные меры со стороны Российской Федерации на них практически не сказались. В наибольшей степени пострадали Польша, Латвия и Финляндия. Продовольственной эмбарго возымело негативные последствия для экономики Российской Федерации и рядовых потребителей:

  • сложности с импортозамещением в связи с недостаточной развитостью аграрного сектора России. Это привело к росту оптовых и розничных цен на продукты питания, подпавшие под продовольственное эмбарго. Стоит отметить, также снижение качества ряда товаров в связи с уменьшением конкуренции на рынке.
  • Необходимость вложений в аграрный сектор на федеральном и региональном уровне, что также негативным образом сказалось на единовременных экономических показателях по стране.

Итоги: негативные последствия для российской экономической системы

  • Падение цен на нефть и снижение котировок национальной валюты.
  • Необходимость увеличения отчислений из федерального бюджета с целью поддержки отраслей, попавших под санкции.
  • Существенные потери на перспективу для бюджета в связи с расторжением договоров с иностранными компании (демонтаж «Южного потока», отказ «BMW» от строительства завода на территории России и т.д.).
  • Снижение покупательной способности населения при росте цен на большинство товаров (электроника, автомобили, продукты питания и т.д.).

По официальному заявления президента Российской Федерации В. В. Путина, по состоянию на март 2015 года экономика страны потеряла порядка 150 млрд. долларов.

Антироссийские санкции были введены после эскалации конфликта на юго-востоке Украины и проведения референдума о статусе Крыма. Первоначально США и Евросоюз ввели персональные санкции против ряда политиков, запретив им въезд на свою территорию и заявив о замораживании их финансовых средств (если таковые обнаружатся) в западных банках.

Постепенно список этих лиц, а также виды санкций и количество стран к ним присоединившихся, расширились. Россия ответила собственными продовольственными контрсанкциями.

Через три года можно говорить, что негативные последствия ограничений почувствовали на себе все - и те, кто их ввел, и те, против кого они направлены. "Мы часто повторяем уже как мантру, что пресловутые санкции на нас не очень-то и влияют. Влияют. И прежде всего угрозу я вижу в ограничении передачи технологий, - констатировал Владимир Путин в октябре прошлого года в ходе форума "Россия зовет". - Это, кстати говоря, наносит ущерб не только российской экономике, а мировой экономике в целом, потому что российская экономика, безусловно, является важным сектором и общемировой экономики".

При этом эксперты отмечают и положительный эффект от санкций для целого ряда отраслей экономики.

Персональные санкции

Первоначально в санкционный список ЕС входил 21 человек, США - 7.

Но постоянно списки расширялись и сейчас под санкциями разных стран находятся 78 федеральных политиков, чиновников и военных, 29 политиков Крыма и Севастополя, 16 бизнесменов и четыре общественных деятеля.

Негативные последствия. "Экономический и политический эффект от персональных санкций ничтожен. Конечно, некоторые могут опасаться попасть в такую ситуацию, особенно если через зарубежные активы связывают свое будущее и будущее своих детей с Европой или США. Но это личные истории, в масштабах страны эффект незаметен", - считает вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.

Позитивный эффект. "Отдельные чиновники и коммерсанты могут превратить свое попадание в такие списки в иммунитет, дополнительный аппаратный вес и возможности. Раз он пострадал за национальный интерес, то и трогать его теперь нельзя, наоборот, надо помочь", - продолжает Макаркин. Кроме того, санкции способствуют консолидации и "национализации" элиты, которая теперь все больше связывает себя со страной, в том числе материально.

Финансовые санкции

Негативные последствия. Главная проблема - запрет на кредитование российских банков и компаний в западных банках. Это резко сократило доступ российского бизнеса к "дешевым" деньгам. По данным PricewaterhouseCoopers, если в 2013 году только на рынке еврооблигаций российские эмитенты привлекли $46,4 млрд, то в 2015-м - лишь около $5 млрд.

В европейских и американских банках было выгодно перекредитовываться, не отвлекая на выплату процентов по старым кредитам основные средства. В результате, компании могли инвестировать их в развитие. Эксперты Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН в 2015 году подсчитали, что "российская экономика вынуждена восполнить $160−200 млрд выпадающих заемных ресурсов". То есть, эти деньги нужно либо искать в азиатских банках, что невозможно сделать быстро, либо брать из собственных оборотных средств. В итоге, деньги, которые можно было бы направить на развитие бизнеса, часто уходят на выплату процентов по старым кредитам.

В то же время, запрет кредитовать российские компании сказался и на европейских банкирах. Эксперты ИНП РАН прогнозировали "ежегодные потери европейских институтов в $8−10 млрд" - речь о не полученных процентах по не выданным кредитам. Недавнее исследование австрийского Института экономических исследований (WIFO), опубликованное в Der Standard, подтвердило эти цифры даже "с перехлестом": только за 2015 год европейцы упустили 17 млрд евро выгоды.

Позитивный эффект. Российский бизнес начал искать альтернативные пути и выходить на азиатские финансовые рынки, чего раньше зачастую не делали просто из-за привычки брать деньги в "удобных" западных источниках.

Например, "Газпром" в 2015 году впервые привлек $1,5 млрд от консорциума китайских банков, а в прошлом году договорился с Bank of China о кредите на 2 млрд евро. В начале февраля этого года компания US Rusal выразила намерение разместить на Шанхайской бирже облигаций на 10 млрд юаней ($1,5 млрд).

Российские компании доказали, что могут найти стратегических инвесторов не только в США и Европе . Показательный пример - продажа 19,5% акций "Роснефти". Многие аналитики до последнего сомневались, что в условиях, когда западным инвесторам запрещено вкладываться в акции "Роснефти", она вообще найдет инвестора. Но акции купили международный консорциум Glencore и суверенный фонд Катара

Еще один положительны момент: в ответ на попытки ограничить расчеты ряда банков в системах Visa и MasterCard, в России была успешно запущенна национальная платежная системы "Мир".

Ограничения на экспорт оборудования и технологий

США, ЕС и ряд других стран запретили поставки в Россию товаров военного и двойного назначения, любое сотрудничество своих компаний с предприятиями российского ОПК , поставки оборудования, необходимого для разработки нефтяных и газовых месторождений на арктическом шельфе и в сланцевых пластах (буровых платформ, оборудования для горизонтального бурения, насосов высокого давления и т.д.).

Негативные последствия. Наиболее ощутимым для российского ОПК оказалось прекращение военно-технического сотрудничества с Украиной.

Вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщал, что Россия не может завершить строительство ряда кораблей для нужд Военно-морского флота в связи с приостановкой поставок украинских газотурбинных агрегатов. Общеизвестно, что украинскими двигателями сегодня были оснащены фрегаты проектов 11356 (серия для Черноморского флота) и 22350 (новейший фрегат "Адмирал Горшков") для ВМФ России . Строительство ряда кораблей пришлось приостановить. Это же касается еще некоторых видом военной техники.

Но оборонной промышленности зависимость от импортных технологий несоизмеримо меньше, чем в энергетике. Именно на энергетический сектор санкции будут иметь наиболее долгосрочное и болезненное влияние, отмечают эксперты ИНП РАН. По их расчетам, снижение темпов разработки новых месторождений, при самом негативном сценарии приведет к тому, что "к 2030 г. объем добываемой нефти может сократиться на 15%".

Между тем, от эмбарго на поставку оборудования сильно страдает и западная экономика. " Если мы посмотрим на бурение нефтяных скважин и сотрудничество в этой сфере, то там из-за санкций остаются непроданными машины и оборудование на сумму в несколько миллиардов евро", - отмечал в интервью Postimees заместитель генерального секретаря Еврокомиссии Хенрик Хололей.

Кроме того, если производство нефти в России действительно снизится, это подтолкнет вверх цены и "при текущих объемах потребления нефти и газа в ЕС этот фактор может привести к дополнительным потерям $3 млрд. в год", - отмечается в работе экспертов ИНП РАН.

Таким образом, скорейшая отмена санкций в энергетической сфере выгодна обеим сторонам.

Позитивный эффект. Проблем с импортными, и, прежде всего, украинскими комплектующими резко ускорили реализацию программы импортозамещения в военной сфере. По словам Дмитрия Рогозина , в рамках этой программы в России разворачивается производство по 186 позициям, которые ранее производились на Украине.

По данным Минобороны РФ, уже к концу 2016 года предприятия ОПК России на 70−80% выполнили план по "украинскому" импортозамещению, а 100% этот показатель достигнет в 2018 году.

Так, Рыбинское НПО "Сатурн" начнет поставки газотурбинных двигателей для военных кораблей в конце 2017 - начале 2018 года.

Другой пример - двигатели для вертолетов, которые нам поставлял запорожский завод "Мотор-Сич". "Создавали эти двигатели в КБ имени Климова в Санкт-Петербурге, затем проектную документацию передавали в Запорожье, и там налаживалось серийное производство. Теперь под Санкт-Петербургом построен серийный завод для выпуска таких двигателей и, хотя он пока не может полностью заместить "Мотор-Сич", потребности в двигателях для наших боевых вертолетов компенсировать все же удается", - говорит военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин

Предусматривается выпуск в России порядка 300−320 двигателей в год для вертолетов Ми-28, Ка-52 , Ми-35, Ми-17 и Ка-32. 250 из них предназначены Минобороны РФ, остальные - иностранным заказчам.

Проблемы с импортозамещением были решены и в корпорации "Тактическое ракетное вооружение" (КТРВ) - основном производителе российских авиационных ракет.

"Например, есть ракеты класса "воздух - воздух", которые спроектированы в ГосМКБ "Вымпел", а некоторые комплектующие были украинского производства. Мы создали новую ракету, ее экспортный вариант называется РВВ-МД, на полностью отечественной элементной базе", - отмечает глава КТРВ Борис Обносов.

Он отметил, что была такая же проблема с противокорабельной ракетой Х-35Э. Сегодня создана новая ракета Х-35УЭ с увеличенной дальностью, оснащенная российским двигателем производства НПО "Сатурн".

Продовольственные контрсанкции со стороны России

Суть санкций. В 2014 году Россия ввела эмбарго на поставки в страну для "отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении России". В список вошли мясные и молочные продукты, овощи, фрукты, орехи и т.д..

Негативные последствия. В первое время контрсанкции способствовали росту инфляции на продовольственные товары. В результате это стало одним из факторов того, что впервые за многие годы в 2014 году в стране была зафиксирована двузначная инфляция - 11,4%, а в 2015 году она составила 12.9%.

Чуть острее стала проблема качества продукции. Так, в 2015 году глава Россельхознадзора Сергей Данкверт сообщал, что доля фальсифицированной молочной продукции (с использованием растительных жиров) в России составила 11%, а среди некоторых видов продукции - до 50%.

Однако, основной негативный эффект российские санкции имели для европейских сельхозпроизводителей. Только в 2015 году экспорт продовольственных товаров из стран ЕС в Россию сократился на 29%, европейские производители недополучили 2,2 млдр евро прибыли, под угрозой оказались 130 тысяч рабочих мест.

Позитивный эффект. "Положительный эффект (от введения контрсанкций. - Прим ТАСС ), конечно, есть, - рассказывает ТАСС Андрей Даниленко, руководитель комитета по агропромышленной политике объединения "Деловой России". - Есть детали, нюансы, но в целом импортозамещение сработало. Мы сегодня - один из крупнейших экспортеров зерна, мы в значительной степени обеспечиваем себя мясом и молоком".

По данным Национальной мясной ассоциации (НМА), самообеспеченность России по мясу птицы в настоящее время составляет почти 100%, по свинине - 90%, по говядине - 65%. В кабинете министров, в свою очередь, считают, что молоком Россия себя обеспечивает на 75%. Даниленко отмечает, что "по затратам на производство молока Россия более конкурентоспособна, чем ЕС, США и Южная Америка", но отрасли очень мешает высокая стоимость кредитов.

К настоящему времени минимизировалось влияние продовольственных санкций и на инфляцию. По итогам 2016 году она составила лишь 5,4%.

  • Западные санкции затронули 20-21% российского ВВП. В основном под ограничения попали крупные государственные банки (54% банковского сектора по объему активов), нефтегазовые компании (доля их выручки составляет 95% совокупной выручки нефтегазовой отрасли) и почти все предприятия ВПК.
  • Санкции оказали слабое влияние на финансовое состояние компаний и банков... С 2014 по 2016 год рентабельность по банковскому сектору в целом снизилась в среднем на 0,8 п. п. Снижение затронуло все банки, поскольку его причиной стал финансовый кризис, а не санкции. Снижение рентабельности в нефтегазовой отрасли составило в среднем 1,6 п. п., но также было обусловлено не санкциями. Причиной стала реализация налогового маневра. Санкции повлияли на структуру долга и географию заимствований компаний и банков, попавших в список. Компании увеличили долю рублевого долга и облигаций, а банки снизили долю облигаций в долларах и евро. Долг перед нерезидентами сократился, а из-за снижения доли западных инвесторов выросла доля Азии. Последние санкции вызвали самый большой всплеск нестабильности в российском финансовом секторе, но абсорбировались быстрее.
  • …но существенное — на экономическую политику России. Контрсанкции привели к росту цен и снижению доходов населения на 2-3 п. п. за 2014-2018 годы. Негативное влияние снижения доходов на экономический рост не было компенсировано положительным эффектом со стороны роста производства в АПК. Дополнительные расходы на выстраивание инфраструктуры хранения данных способны привести к росту долговой нагрузки телекоммуникационных компаний.
  • Санкции не являются ключевым сдерживающим фактором для роста экономики в среднесрочной перспективе. Темпы экономического роста в России ограничены из-за сокращения численности рабочей силы, а потому даже в случае отмены санкций рост экономики в среднесрочной перспективе вряд ли существенно превысил бы 1,5% (прогнозный показатель АКРА на 2017-2018 годы). Долгосрочный экономический эффект введения санкций более ощутим из-за ухудшения инвестиционного климата в стране и замедления освоения шельфовых проектов, которое негативно скажется на объемах добычи нефти в период после 2020 года.
  • Международные резервы РФ полностью покрывают внешний долг, уязвимый к расширению санкций. Это повышает устойчивость к потенциальным негативным последствиям возможного усиления финансовых санкций против российских компаний.

Западные санкции затронули 20-21% российского ВВП

Под санкции США в общей сложности попали свыше 400 российских компаний и банков. Большинство из них — это «дочки» крупных материнских структур (список последних мы приводим в таблице 1). По итогам 2017 года совокупная консолидированная выручка российских компаний и банков, попавших под санкции, составила 30 трлн руб., а вклад в ВВП оценивается в 20-21% 1 . Ограничения в основном затронули крупные госбанки (54% банковского сектора по объему активов), нефтегазовые компании (доля их выручки составляет 95% совокупной выручки нефтегазовой отрасли) и почти все предприятия ВПК. В отношении России санкции ввели также ЕС, Канада и Австралия; по своей сути они аналогичны санкциям США и введены в отношении тех же компаний 2 .

1 Указанный процент — это доля выручки по МСФО всех находящихся под санкциями компаний в совокупной выручке (до консолидации, по РСБУ) по всей экономике. Доля тех компаний, в отношении которых санкции были введены 6 апреля, составляет около 1% (источник данных: Росстат, консолидированные счета в текущих ценах; отчетность по МСФО).

2 Если российская компания попадает под блокирующие санкции США (SDN list), то ее сотрудничество с компаниями из других стран может повлечь за собой введение в отношении данных компаний вторичных санкций со стороны США. В результате этого происходит заморозка активов компаний из других стран в США и вводится запрет на корреспондентские счета в США (для банков).

Таблица 1. Крупнейшие российские компании и банки, в отношении которых действуют секторальные (SSI list) или блокирующие (SDN list) санкции США

Источник: US Treasury department (OFAC Sanctions list)

3 В отношении ПАО «Газпром нефть» помимо запрета на экспорт и реэкспорт товаров, услуг или технологий (для поддержки разработки и добычи) также действует запрет на привлечение долгового финансирования. Некоторые дочерние компании ПАО «Газпром» находятся в SDN list (например, ООО «Газпром бурение»).

4 Некоторые дочерние компании находятся в SDN list, например, АО «Концерн Калашников», «НПО Базальт», АО «Концерн Радиоэлектронные технологии».

Последние санкции вызвали наибольший всплеск финансовой нестабильности, но абсорбировались быстрее остальных

Подробнее о принципах расчета индекса ACRA FSI см. « » . Значения индекса ACRA FSI регулярно публикуются на сайте .

Блокирующие санкции США (SDN list) запрещают любое взаимодействие компании с американскими агентами. Секторальные санкции (SSI list) делятся на 4 типа (директивы), которые запрещают только какие-то определенные взаимодействия с гражданами или компаниями США (таблица 1). Первая для финансовых компаний, вторая и четвертая для нефтегазовых компаний, третья для предприятий оборонного сектора.

В 2014 году введение санкций не привело к переходу российской финансовой системы в состояние кризиса, о чем свидетельствует динамика индекса финансового стресса ACRA FSI (рисунок 1). Однако инвестиционный климат в стране ухудшился, что на фоне снижения нефтяных цен вызвало рецессию в экономике.

В период после 2014 года резкого роста финансовой нестабильности в стране не наблюдалось. Однако апрельские санкции 2018-го стали своего рода проверкой на прочность для нашей экономики и финансовой системы, поскольку после их введения произошел ощутимый отток средств зарубежных инвесторов из финансовых инструментов не только тех компаний, которых коснулись новые ограничения, но и не затронутых санкциями. В совокупности с повышением ставки ФРС США 21 марта это привело к снижению курса рубля, даже несмотря на рост цен на нефть (индекс ACRA FSI в этот момент существенно вырос, как показано на рисунке 2).

Последние санкции вызвали больший всплеск нестабильности по сравнению с введенными в 2014 году: с 6 апреля ACRA FSI вырос за неделю почти на 1 п., что стало самым значительным недельным приростом индекса после введения санкций. На 14 апреля 2018 года ACRA FSI достиг максимума за период с середины мая 2017 года и составил 1,41 п. Вероятно, это связано с тем, что впервые на такие крупные российские компании были наложены блокирующие, а не секторальные санкции, как происходило ранее.

Рисунок 1. Введение санкций в 2014 году не привело к началу финансового кризиса (2,5 п. — граница перехода индекса ACRA FSI в зону финансовой нестабильности)


Источник: расчеты АКРА

Рисунок 2. Санкции, введенные 6 апреля 2018 года, вызвали наибольший всплеск финансовой нестабильности в России (на графике показана динамика индекса ACRA FSI)


Источник: расчеты АКРА

Russia CDS 5Y (пятилетний кредитно-дефолтный своп) — дериватив, страхующий от дефолта по долгам Российской Федерации.

По состоянию на конец июня ставки по Russia CDS 5Y на 0,3 п. п. выше, чем на начало 2018 года. Это может быть обусловлено тем, что риски, связанные с российской экономикой, по мнению инвесторов, выросли. Однако более высокие ставки по Russia CDS 5Y могли стать следствием не только лишь санкций: для многих развивающихся стран ставки по CDS с начала года выросли в среднем на 0,5-1 п. п. из-за повышений ключевой ставки ФРС США.
С учетом динамики ACRA FSI можно сделать вывод, что последствия санкций, введенных 6 апреля, уже абсорбировались: в июне 2018-го значение индекса оказалось даже ниже, чем было в среднем в начале года (динамика Russia CDS 5Y обычно запаздывает относительно ACRA FSI). Причиной того, что апрельские санкции были абсорбированы быстрее предыдущих, могла стать адаптация российской финансовой системы к санкционному режиму.

Санкции оказали слабое влияние на финансовое состояние компаний и банков…

Влияние на рентабельность

Налоговый маневр — повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и снижение ставок экспортной пошлины на нефть. Реализация маневра началась в 2015 году.

Санкции, введенные США и ЕС против российских компаний в 2014 году, не отразились на рентабельности последних. Несмотря на то что рентабельность нефинансовых компаний, попавших в список, снизилась на 1,6 п. п. после введения санкций, причиной этого стала реализация налогового маневра, а не введение ограничений.

Что касается банковского сектора РФ, то наблюдавшееся в 2015 году снижение рентабельности затронуло не только попавшие под санкции банки, поскольку его причиной стал общий финансовый кризис. В целом по сектору рентабельность снизилась в среднем на 0,8 п. п.

Рисунок 3. Влияние санкций 2014 года на динамику рентабельности банков и нефинансовых компаний

Источник: КУАП, отчетность компаний и банков, расчеты АКРА

Влияние на долг

Более подробная информация о причинах увеличения объемов облигаций, выпускаемых нефинансовыми компаниями и банками, представлена в исследованиях АКРА от 22 декабря 2017 года и от 13 декабря 2017 года.

Несмотря на то что введение санкций не оказало влияния на рентабельность, оно стало причиной изменения структуры долга попавших под санкции компаний и банков. Так, в период с 2014 по 2018 год все нефинансовые компании под санкциями увеличили долю рублевых заимствований (в среднем с 13 до 41%) или/и долю облигаций (в среднем с 40 до 66%) (рисунок 4). Что касается остальных российских нефинансовых компаний, то доля облигаций в их долге, напротив, снизилась с 5 до 4% за указанный период, а в долге банков вне санкционного списка — с 10,1 до 9,7%. Для компаний под санкциями выпуск облигаций имеет преимущество по сравнению с банковскими кредитами в связи с возможностью расширения списка кредиторов. Увеличение доли облигаций у компаний под санкциями также можно связать с общей тенденцией роста доступности рынка облигаций в России и с высоким спросом со стороны инвесторов. В первом квартале 2018 года 38% заимствований крупного корпоративного бизнеса было представлено облигациями, и эта доля выросла за последний год.
У банков под санкциями доля облигаций в обязательствах, напротив, снизилась с 6 до 4%. Это может быть связано со структурным профицитом ликвидности в банковской системе и со снижением на фоне санкций доли облигаций, номинированных в долларах и евро, с 38 до 31%.

В рамках исследования для нефинансовых компаний был проанализирован только долг в форме облигаций и банковских кредитов.

Рисунок 4. Изменение структуры заимствований компаний и банков под санкциями 5 с 2014 по 2018 год


Источник: Bloomberg, расчеты АКРА

5 К долговым обязательствам ПАО «ЛУКОЙЛ» санкции не применялись. Для ряда дочерних структур ПАО «Газпром» действуют блокирующие санкции.

У большого количества компаний, попавших под санкции, произошло изменение географии заимствований: доля заимствований, привлекаемых от нерезидентов, сократилась. Эта тенденция характерна и для компаний, не попавших под ограничения (рисунок 5). Совокупный долг компаний, против которых были введены санкции в апреле 2018 года, составляет примерно 1,5 трлн руб., из которых 12% приходится на облигации, 30% — на рублевый долг. Поскольку против этих компаний действуют блокирующие санкции, запрещающие любое взаимодействие между ними и компаниями в США, структура долга первых может измениться. Эта тенденция может усугубиться на фоне опасений неамериканских контрагентов о введении против них вторичных санкций со стороны США в случае взаимодействия с российскими компаниями из санкционного списка. В настоящее время 57% долга всех российских компаний корпоративного сектора и 16% совокупного долга банковского сектора относится к компаниям из санкционного списка.

После 2014 года произошло снижение доли заимствований, предоставленных американскими и европейскими банками, в совокупном объеме банковского долга компаний из санкционного списка и соответствующее увеличение доли китайских контрагентов. Последнее не является следствием поиска новых инвесторов на Востоке, поскольку большая часть этих заимствований была еще до первой волны санкций. Стоит отметить, что продолжающийся экономический рост Китая создает потенциал для увеличения доли его инвестиций в российскую экономику. Традиционно Китай много инвестирует в российский нефтегазовый сектор: на него пришлось в среднем 57% всех крупных 6 китайских инвестиций в Россию (в денежном выражении — 10,1 млрд долл.) с 2006 года. Доля азиатских стран в прямых инвестициях в российскую экономику выросла с начала 2014 по начало 2018 года с 4,4 до 6,5%, однако это также стало результатом снижения объема западных инвестиций на фоне санкций (рисунок 6).

6 Более 100 млн долл.

Рисунок 5. Внешний долг как государственных, так и негосударственных компаний снизился после первой волны санкций в 2014-2015 годах


Рисунок 6. Объем входящих прямых инвестиций снизился; доля Запада упала, а Азии выросла


Источник: Банк России, расчеты АКРА

...но существенное — на экономическую политику России

Введенные санкции оказывают как прямое, так и косвенное влияние на российскую экономику (таблица 2).

Таблица 2. Влияние санкций на российскую экономику


Источник: АКРА

Санкции стали стимулом для ускорения разработки и внедрения мер, повышающих устойчивость российской экономики и, в частности, финансового сектора в случае возможной изоляции. Некоторые меры внедрялись бы и в отсутствие санкций, но, вероятно, более медленными темпами. Ценой адаптации к санкциям стали определенные потери в текущем благосостоянии населения.

Косвенное влияние санкционного режима оказалось более существенным, поскольку затронуло экономику в целом, а именно привело к изменению следующих компонентов экономической политики государства:

1) Торговые барьеры . Российские контрсанкции ограничили импорт некоторых категорий продовольственных товаров, что привело к росту цен на ряд товаров. Эффект на реальные доходы населения мы оцениваем в минус 2-3 п. п. на 2018 год 7 . За 2014-2018 годы ВВП России вырос на 1,1%, тогда как вклад фактора контрсанкций (через снижение потребления населением) составил лишь -0,2 п. п. Негативный вклад контрсанкций не был компенсирован положительным эффектом роста производства в секторе АПК и снижения импорта. Несмотря на то что вклад АПК в экономический рост в данный период составил 1 п. п., он был преимущественно обусловлен инвестициями, осуществленными в 2010-2013 годах. Рост производства в секторе АПК, непосредственно связанный с контрсанкциями, не превысил 0,1 п. п.

2) Инфраструктура финансового рынка. Угроза нарушения непрерывного денежного оборота ускорила разработку норм, стимулирующих использование внутренних аналогов глобальных финансовых сервисов в следующих областях: платежные системы, кредитные рейтинги и т. д.

3) Требования по хранению данных на территории России и локализации программного обеспечения госучреждений. Необходимость выполнения данных требований повысила издержки технологических и телекоммуникационных компаний.

4) Фискальная политика. Бюджетное планирование базируется на более консервативных предпосылках, чем это могло бы быть в отсутствие санкций. Внешние заимствования не рассматриваются в качестве надежного источника финансирования.

5) Размещение международных резервов. Необходимость сохранения ликвидности привела к изменению структуры инвестиций в сторону снижения (вероятно, долгосрочного) доли госбумаг инициаторов санкций.

7 Стоимость потребительской корзины выросла на 2-3 п. п.

Например, доля казначейских облигаций США в российских международных резервах снизилась с 20 до 11% с января 2014 по апрель 2018 года.

Санкции будут сдерживать долгосрочный рост экономики

Санкции нельзя назвать ключевым сдерживающим фактором экономического роста в России в среднесрочной перспективе. Потенциал роста экономики страны в период с 2017 по 2018 год АКРА оценивает в 1,5%, и фактический показатель уже близок к этому уровню. В основном рост сдерживается из-за сокращения численности рабочей силы (негативный эффект от данного фактора с точки зрения темпов экономического роста, по оценкам АКРА, составляет -0,4 п. п. в 2018-2020 годах), а потому даже в случае отмены санкций среднесрочный рост экономики вряд ли бы существенно усилился.

Влияние санкций на темпы роста может оказаться более ощутимым в долгосрочной перспективе как для компаний, так и для экономики в целом. Основные барьеры для более быстрого роста, который был бы возможен в отсутствие санкционного режима, — это отмена совместных технологических проектов, снижение экспорта алюминия и добычи нефти и газа.

Влияние на совместные технологические проекты с зарубежными партнерами

После введения санкций в 2014-2015 годах целый ряд долгосрочных проектов по освоению новых нефтяных месторождений был отменен. В том числе это затронуло девять крупных совместных проектов ПАО «Роснефть» и ExxonMobil, что для ExxonMobil означало потерю своих инвестиций, а для ПАО «Роснефть» — необходимость начать поиск новых партнеров и инвесторов.

Ограничения на нефтегазовые компании, введенные в 2014 году, скажутся на показателях добычи нефти в 2020-х. Месторождения, эксплуатация которых началась после 2013-го, должны способствовать увеличению общего объема добычи в период с 2019 по 2020 год, однако в 2020-х понадобятся новые технологические и инвестиционные стимулы как для зрелых, так и для новых месторождений. Этот процесс потребует существенных затрат, но будет сдерживаться из-за санкций.

В то же время запрет на экспорт в Россию различных видов оборудования дал положительный импульс развитию внутри страны энергетического машиностроения и производства нефтегазового оборудования.

Влияние на экспорт

В связи с санкциями, наложенными на компанию UC Rusal, объем экспорта алюминия из России в США за текущий год может снизиться на 5-10%. Темпы роста продаж данного металла на внутреннем рынке не так высоки (в 2018 году показатель вырастет на 3-4% благодаря изменению стандартов для продукции из алюминия) и не позволят нивелировать эффект от сокращения экспорта алюминия на Запад. Однако в 2019-м негативное влияние санкций может сойти на нет благодаря росту как экспорта алюминия в Китай, так
и потребления этого металла на внутреннем рынке.

Международные резервы РФ полностью покрывают внешний долг компаний, уязвимый к расширению санкций

Риск расширения антироссийских санкций остается одним из ключевых рисков, с которыми может столкнуться экономика РФ в текущем году. Потенциально возможные новые санкции могут включать в себя следующие меры:

  • ужесточение ограничений против компаний, уже находящихся в санкционном списке (например, запрет на привлечение более краткосрочного долга);
  • введение санкций против новых компаний;
  • расширение географии санкций: введение схожих ограничений другими странами или введение вторичных санкций в ответ на их сотрудничество с российскими гражданами/компаниями под санкциями;
  • ограничение операций с российскими гособлигациями;
  • применение прочих санкций (ограничение ликвидности резервов ЦБ, отключение от международной платежной системы SWIFT и т. д.).

В 2017 году объем международных резервов стал полностью покрывать все российские внешние долговые обязательства, уязвимые к вынужденному погашению (рисунок 7). Это может нивелировать риски ликвидности, поэтому прямого негативного эффекта на деятельность компаний под санкциями может не возникнуть, хотя и произойдет еще большее ухудшение инвестиционного климата. После введения санкций в апреле 2018 года доля нерезидентов, владеющих российскими гособлигациями, в период с апреля по июнь снизилась с 34,5 до 30% (за второе полугодие 2014 года данный показатель сократился с 25,6 до 18,7%).