Личностная гармония. Личностная психокоррекция и гармонизация личности. Некоторые практические выводы о ценностных ориентациях общества, вытекающие из представлений о гармоничной жизни человека

21.11.2013

Гармония - что это?

Гармония личности - что стоит за этими яркими словами? Когда мы говорим, что личность гармонична, а когда нет? Многие из нас хотели бы достичь внутренней гармонии, гармонии себя как личности. Каждый из нас для себя может честно ответить на вопрос, является ли он гармоничной личностью или же нет. Мы чувствуем это, но что означает такое чувство, с чем оно связано?

Слово "гармония" (от греческого слова "harmonia ") означает соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое (опр. БСЭ). Тогда если мы говорим о личности, то из каких же "различных компонентов" она состоит, что в итоге составляет нашу личность, "органическое единое целое"?

Различные компоненты нашей личности возникают тогда, когда мы попадаем в разные жизненные ситуации. Для примера рассмотрим пять базовых ситуаций, которые есть практически у каждого человека. Первая ситуация - общение в дружеской компании, например за столом или на прогулке. Другая ситуация, когда мы находимся на работе и делаем свое дело, каким бы оно ни было. Третья ситуация - романтическая, интимная. В ней мы находимся только с любимым человеком. Семейная ситуация, когда мы решаем какие-то бытовые вопросы или вместе с детьми идем на пикник. И пятая ситуация - творческая. В ней мы одни и занимаемся чем-то очень интересным для нас, например готовкой новых блюд, решением кроссвордов, написанием музыки, компьютерными играми, просмотром видео, одинокой прогулкой за размышлениями - всем чем угодно, если это не требует участия других людей и при этом полностью нас увлекает.

Думаю, можно смело сказать, что если во всех данных ситуациях человек себя чувствует хорошо - это очень похоже на гармонию. Если у человека все прекрасно на работе, в творчестве, в интимной жизни, в семье и с друзьями, то вряд ли он будет жаловаться, что у него проблемы. Отсутствие гармонии проявляется и в речи человека. Он говорит: "Все хорошо, да не знаю, что с детьми делать", "Все хорошо, только вот на работе проблемы" или "Все хорошо, только вот жена..." Разумеется, если человек говорит, что все плохо, то это также далеко от гармонии.

Как же мы утрачиваем гармонию нашей личности и нашей жизни?

Когда жизнь становится пустой?

Почему так получается, что у нас в какой-то из жизненных ситуаций все идет не так? Почему у нас может быть все хорошо в семье, но что-то не ладится с друзьями? Или мы можем легко и профессионально работать, много зарабатывать, но при этом быть в семье тираном. Или можем быть прекрасным другом, отличным коллегой по работе, но в романтических ситуациях вести себя совсем не подходящим образом, что приводит к проблемам в интимной жизни. Все эти случаи - примеры негармоничной личности, примеры нарушения гармонии.

Я знаю мужчин, которые годами приходят домой с работы очень поздно. Причем сначала они жалуются на то, что это новая работа и нужно показать себя с лучшей стороны, следовательно, необходимо задерживаться. Затем оказывается, что их оценили и обещают повышение, поэтому нужно оправдать надежды. После им повышают зарплату, должность, и работы тоже не становится меньше. И так далее… Годы идут, жена дома привыкает все больше общаться с телевизором и меньше с мужем. Уже и скандалы пропали, так как за много лет стало ясно, что это бесполезно. Он прекрасный работник, и денег на жизнь хватает, но в один прекрасный день он может обнаружить, что жена от него ушла.

Или другой пример. Женщина много времени уделяет детям, перестает следить за собой. И конечно, у этого есть важнейшие причины! Ведь дети растут, за ними нужен глаз да глаз. Начинается школа, уроки, родительские собрания, первые проблемы подросткового периода, а потом институт - все это требует максимума ее внимания. Затем она обнаруживает, что муж уже давно ходит «налево». А она и не заметила, когда это случилось.

Или когда любящие родители сообща воспитывали детей, всегда за ними ухаживали, обучали их всему с самого детства. Дети прекрасно учились в школе, затем поступили в институт, получили отличное образование, конечно, в том числе благодаря стараниям родителей. Потом случилось счастливейшее событие: у ребенка, уже выросшего, появилась семья, свои дети, и родители стали дедушкой и бабушкой. И вдруг молодые приняли решение уехать жить за границу. Родители крайне рады, что дети их так многого достигли! Но вдруг обнаруживают, что их жизнь опустела, причем сразу и полностью. И они не знают, что хотят делать теперь, когда у детей уже все хорошо, и выросшие дети далеко, а маленькие внуки учатся говорить на другом языке.

Заметьте, мы рассмотрели варианты, где личности, которые были участниками наших примеров, - это вовсе не какие-нибудь лодыри или бездельники. Каждый из них преследовал исключительно хорошие, можно сказать, важнейшие цели, вот только почему же их жизнь так легко стала пустой?

Кто мы?

Конечно, это связано с отсутствием гармоничного устройства жизни людей. Ведь когда мы руководим подчиненными на работе или делаем в полном одиночестве свое любимое дело - это совсем не похоже на то, как мы общаемся, воспитываем детей или разговариваем с любимым человеком. Это совсем разные наши роли, у которых есть названия, например: "начальник", "умелец", "отец", "любовник". Именно это и есть, согласно определению гармонии, наши "различные компоненты", слияние которых образует в нас то самое "органическое целое", называемое личностью. И если в нашей личности представлены все роли, которые нам нужны, то мы говорим, что личность гармонична. Если же одна или несколько из нужных нам ролей отсутствуют, то личность негармонична, и, скорее всего, это со временем негативно скажется на жизни в целом. Как и в наших примерах, это может привести к большим сложностям.

Например, в ситуации, когда муж много и хорошо работает, достаточно зарабатывает - он отличный "начальник". И скорее всего, хороший "коллега" и "друг". Но его части "любовник", "отец" не проявляются. Приходя домой, он остается "начальником", "другом", но только не тем, кем хотели бы видеть его в семье. И как только его семья рушится, он либо испытывает серьезнейший шок, сопровождаемый скандалами, либо находит замену. Но замену, скорее, ждет та же участь, если он не изменится сам.

В примере с женщиной, посвящающей себя ребенку, ясно, что она, конечно, отличная "мать". Однако зачастую и "подруга", и "любовница" - это не про нее. Я направленно не использую слова "муж" и "жена", так как вместо них я употребляю слова "любовник" и "любовница", подчеркивая именно интимный аспект общения супругов. Слова "муж" и "жена" в нашей культуре во многом утратили эту часть.

А если мы говорим о родителях, вместе воспитывающих своих детей и преданных друг другу, то они, конечно, хорошие "отец" и "мать", а затем "дедушка" и "бабушка". Однако когда дети уезжают от них, оказывается, что они уже не знают, кто они без детей или внуков. Они не нуждаются и могут быть предоставлены сами себе - это творческая ситуация. Но они к ней не готовы. Возможно, она могла бы быть "художником" или "модельером". Возможно, он мог быть "ученым" или "музыкантом", но они про это забыли. Они потеряли эту часть своей личности, и теперь им придется учиться жить заново, но как?

Как сделать жизнь гармоничной?

Ответ на вопрос, как стать гармоничной личностью, совсем не прост. Если бы это было легко, мы давно бы уже применяли это и повсеместно встречались бы с гармоничными людьми. Однако мы знаем, что чаще как раз приходится сталкиваться с обратным. В этой статье мы с вами рассмотрим только один из аспектов того, в чем секрет гармоничных личностей, к чему имеет смысл стремиться, чтобы наша жизнь стала гармоничной.

Для того чтобы человек был гармоничной личностью, нужно понять все ее части. Задайте себе вопросы: «Какие жизненные ситуации для Вас важны: дружеские, романтические, семейные, рабочие, творческие, какие-то еще? Кем вы хотите быть в этих важных для Вас ситуациях? Кем являетесь сейчас? Какие способности у Вас есть, чтобы стать тем, кем Вы хотите? Какие стоит развить? Как Вы должны себя вести в этих ситуациях? Как Вы ведете себя в них сейчас?»

Ответив на все эти вопросы, вы явно увидите, почему ваша жизнь не похожа на гармоничную. Или обнаружите, что она такая (с чем вас и поздравляю!). Все указанные пять базовых ситуаций - это общие для всех людей важные обстоятельства, которые должны быть ярко проявлены в жизни. И у вас, конечно же, могут быть личные ситуации, важные только для вас.

После того как человек определяет для себя те "роли", которые он выбирает для своей жизни, ему остается только распределить свое время. Время - единственный ограниченный и невосполнимый ресурс нашей жизни. Оно всегда идет вперед, и мы ничего не можем переделать. Поэтому, если даже вы определите все те "роли", которые вам нужны в жизни, но одной из них будет уделена огромная часть вашего времени, а какой-то ничего, то это не сделает вашу жизнь гармоничной. Когда ваши "роли" будут вам понятны, посчитайте (хотя бы на листочке), сколько часов в месяц вы уделяете той или иной роли. Вложите в это свое драгоценное время, составьте таблицу. Удивитесь, увидев результаты. Подумайте, как это распределение влияет на Вашу жизнь?

Подводя итоги.

Итак, «гармония» - греческое слово, означающее слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. Гармоничная личность - это такая личность, в которой представлены все различные роли, которые ей нужны в жизни. И каждой из этих ролей уделено достаточно времени, чтобы в полной мере ее реализовать.

Как уже говорилось, вопрос этот сложен и многогранен. Но если вы начнете с того, что устроите свою жизнь именно так, как описано в этой статье, она изменится и станет гораздо ближе к тому, что мы называем гармонией.

Введение……………………………………………………………………………..3

1.Аспекты внутренней гармонии и психологическое здоровье личности...4

1.1 Духовная природа человека…………………………………………….5

1.2 Характеристики гармонии личности…………………………………...9

1.3 Психологическая устойчивость личности…………………………...13

1.4 Соотношение понятий психического и духовного здоровья……..16

1.5 Международный день психического здоровья……………………..22

2.Понятие стресса, основные психологические приемы борьбы со стрессом……………………………………………………………………………24

2.1 Стресс - общие понятия………………………………………………..24

2.2 Виды стресса………………………………………………………….....25

2.3 Основные психологические приемы борьбы со стрессом……….30

2.3.1 Релаксация………………………………………………………..32

2.3.2 Концентрация…...……………………………………………......34

2.3.3 Ауторегуляция дыхания…….…………………………………..36

2.3.4 Методы профилактики стресса……………………………......37

Заключение………………………………………………………………………...39

Список литературы…...…………………………………………………………..40

Практическая часть.

Введение.

Данная работа посвящена анализу психологического здоровья личности, а также изучению стресса, его видов и борьбы со стрессовыми состояниями.

В работе даны несколько определений понятия “стресс”. Наиболее широкоупотребимым определением является следующее:” Стресс - это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое.” Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности несомненно. Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки зрения управления, наибольший интерес для нас представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье - одно из условий достижения успеха в любой деятельности. Поэтому в работе рассматриваются и личностные факторы, вызывающие стресс. Кроме причин появления стрессов, в первой главе уделено особое внимание психологическому здоровью личности.

Во второй главе даны некоторые упражнения по релаксации, концентрации, ауторегуляции дыхания, а также, общие понятия стресса, его виды. Очень важно преодолеть себя и заняться данными упражнениями, в дальнейшем, в случае возникновения стрессовой ситуации, эффект от их выполнения с лихвой компенсирует первоначальные усилия на освоение упражнений. Мне пришлось это испытать на себе: релаксация и концентрация на любимом слове действительно могут помочь в трудной ситуации не поддаться панике и не впасть в депрессию.

В конце работы представлены результаты анкетирования руководителей разного уровня.

1. Аспекты внутренней гармонии и психологическое здоровье личности.

1.1 Духовная природа человека.

Сейчас много говорят о духовности. Иногда под духовностью понимается совокупность положительных, нравственных качеств личности, иногда духовным называют человека верующего, который ходит в церковь, стремится соблюдать Божественные заповеди в своей жизни, часто это понятие употребляется слишком абстрактно с целью оградить себя от нежелательной критики, и в результате оно превращается в модное слово, за которым нет реальности.

Мы не будем рассматривать разные точки зрения и определения, но выделим то, что дает духовность человеку, в чем ее ценность, или что это за состояние. Духовные, святые люди всегда дают идеал обычному человеку, служат ориентиром и примером для подражания, представляют, неоценимый маяк в воспитательных целях.

Первое, что бросается в глаза как отличительная черта духовного человека - это его уравновешенность и необыкновенная целостность, искренность и неподкупная стойкость, полная гармония с самим собой и миром Истины, в котором живет такая личность. Духовность обозначает такие высоко нравственные качества, с которыми согласны все люди, какими бы индивидуальными особенностями они ни обладали, это такие взаимоотношения между людьми, которые ценимы в любом обществе, и испокон веков проявляются в милосердии, сострадании, взаимопомощи, уважении, любви к ближнему. Духовность дает такое состояние личности, которое выражается в гармонии единичного и всеобщего, индивида и Космоса, личности и общества, дает ощущение устойчивости и единства с окружающим миром, природой, людьми.

Духовность иногда противопоставляется рациональности, либо соотносится с ней с целью дать более точное определение этому понятию. Однако какое бы определение духовности мы ни приняли, в нем перечисляется набор качеств, неизвестно как связанных Друг с другом, непонятно, представляют ли они единство, можно ли включить или исключить без ущерба какое-либо из них. Это придает духовности абстрактный, отвлеченный характер. Однако духовность имеет самое непосредственное отношение к реальности - это та реальность, которая является целью эволюции человека и служит единой основой мировых религий.

Отношение к предельным основаниям жизни, религиозно-философские раздумья о внутреннем мире человека, о пути к истине, о смерти и бессмертии -это все вопросы, относящиеся к реальной сущности человека. Реальность понимается как бытие вещей в его сопоставлении с небытием, а также с другими (возможными, вероятными) формами бытия (философский словарь). Реальность отличается от действительности как наличие всего существенного в данной вещи или предмете, явлении, - в отличие от несущественного. Следовательно, реальность - это предельная очевидность, обладающая следующими характеристиками:

Реальность отражает существенное в вещах,

Реальность обладает Истиной или содержит Истину,

Реальность действенна. Все несущественное и второстепенное в конце концов зависит от реальности.

Существуют два совершенно различных отношения к реальности, которые выражены в различиях западного и восточного менталитетов. Для западного мыслителя существует предельная очевидность - возможности его разума, интеллект. С его помощью можно постичь все, решить все спорные вопросы, проверить выводы на практике.

Восточный мыслитель изначально считает свой разум, интеллект не способным к постижению реальности в целом, он сразу исходит из признания ограниченности способностей любого (пусть гениального) человека. Ограниченное не может выражать и обнаруживать (проявлять) неограниченное (абсолютное). Он убежден в том, что ограниченное (разум) не в силах познать бесконечное, что разум не в состоянии выйти за пределы пространства, времени, причины, так как любая попытка дать им объяснение предполагает их наличие. Утверждать, что абсолютное выражается через эмпирическое - значит оспаривать его абсолютный характер. Именно поэтому Абсолют (предельная очевидность, реальность), с точки зрения восточного менталитета не познаваем логическим путем, однако он постигается другим способом, который достижим для каждого, кто стремится познать истину как реальность. Человек как часть Реальности является и частью Абсолюта, а постижение Истины возможно как связь, союз (йога) между этой частью и целым, индивидуальной, эмпирической душой и совершенной, космической, связь между тварью и Богом. Эта связь возможна (дается) в определенном состоянии, достижимом посредством медитации. Достижение такой связи, такого состояния, которое дает Истину, есть цель и смысл существования отдельного человека. Это и есть возможность ДУХОВНОГО существования, выхода за пределы ограниченного "я" в состояние высшей реальности, которое обеспечивает гармонию между отдельной душой и Космической, дает единство Природе и человеку, обеспечивает целостность Вселенной во всех формах ее проявления.

Тысячелетняя практика медитации как способа постижения Реальности на Востоке привела мыслителей к убеждению в существовании особой предельной Реальности, которая является единственной Реальностью, которая обладает не только духовной природой, но она является сознательной субстанцией и основой всех сил и форм Вселенной.

Именно связь с этой Реальностью может дать отдельному индивиду целостность и единство с миром, что выражается в полной гармонии единичного и всеобщего, индивида и Космоса, личности и общества. Эта целостность на индивидуальном уровне ощущается человеком посредством тех восприятий, которые даны ему как человеческому существу. Целостность, внутренняя гармония является основой духовности, дающей человеку мир, внутренний покой, тишину, радость бытия, отсутствие двойственности. Она является основой его морально-нравственных качеств, ориентиром в буре жизни, маяком в человеческих слабостях. Действительно, прежде всего целостность и гармония дает исключительную уверенность человеку как перед самим собой, так и перед другими, он не может лгать, лукавить, ловчить, хитрить, это противоречит внутренней природе самой духовности. Человек, который имеет гармонию, мир внутри себя, не может быть в гневе на другого человека, так как гнев рождается из внутреннего ощущения дисгармонии, из убеждения своего превосходства над другим, жажды власти, убеждения в обладании истиной и т. д., что противоречит чувству единства всех людей.

Человек духовный не может быть жадным, неудовлетворенным, так как он имеет внутри себя то, что дает ему полное удовлетворение и что превыше всех материальных ценностей - это его духовность, что дает ему радость, не сравнимую с внешним обладанием вещами или властью. Он полностью бесстрашен, так как имеет высшее достояние, возможное в этом мире, которое он не променяет ни за что, и не поступится ничем, и свою жизнь он подчиняет высшему благу. Все Божественные заповеди имеют общий корень и источник в так понимаемой духовности.

Что же происходит в противоположном случае, какими качествами обладает человек, не являющийся духовным в этом аспекте?

Когда нет внутренней гармонии, то идет рассогласование атрибутов человеческого бытия. Человек может говорить одно, думать другое, делать третье. Ум оправдывает плохие поступки, всегда находя им "правдоподобное" объяснение. Интеллект постоянно озабочен поддержанием статуса собственного "я" такой личности, непрерывная мыслительная активность истощает организм, нуждающийся в гармонии эмоций и интеллекта. Гибкий ум берет на себя функцию согласования эмоциональной, ментальной и физической деятельности и до каких-то пределов это ему удается. Но высшая (выше разума) Реальность существует, хочет он это видеть или нет, и постоянно накапливая рассогласования, человек идет прямо к своему разрушению. Реальность человека - его внутренняя и внешняя гармония, единство с высшим Духовным источником, абсолютной реальностью, дающей ему единство с Природой, обществом, космосом, его Домом. Только эта реальность дает ему гармонию в нравственном, моральном, творческом, семейном, интеллектуальном аспектах. Он не должен терять постоянную связь с этой Реальностью. Но так как ум ограничен, и не обнимает, не видит Целого, то в конце концов это рассогласование ведет к дисбалансу личности, что приводит к недовольству собой, неискренности, двуличию, лжи, лицемерию, стрессам, конфликтам между людьми, войнам, болезням, и общему краху. Церковь, которая призвана осуществлять контроль за духовностью, фактически не может дать той целостности и гармонии, в которой нуждается личность. Можно прийти в церковь, и священник, который взял на себя полномочия осуществить связь с Богом Всемогущим (или Абсолютной Реальностью) "отпустит" все грехи, то есть даст тебе этот долгожданный мир и покой внутри, полное согласие с собой, родными, обществом и Вселенной. Ощутит ли это его подопечный? Сам он, нередко проповедуя истинные Божественные ценности, приходя домой, грешит, ибо в современном обществе соблюдать все заповеди почти невозможно. О какой внутренней и внешней гармонии можно говорить в таком случае? Церковь, призванная наставлять искателей к добру, служить примером добродетели, вести к миру и Истине, на деле не может сохранить мир в обществе, многочисленные ритуалы и обряды уводят людей от Бога, и во имя Бога процветает фундаментализм, продолжаются войны, террор, конфликты, что является полной противоположностью ее задачам.

Иное восприятие Реальности на Востоке оставляет рациональности то место, которого она заслуживает и пытается использовать ее с высот духовности. Там нет благоговейного отношения к любому печатному тексту, авторитету, имеющему сертификат. Авторитетом на Востоке пользуется только тот человек, который сумел осуществить союз (связь, йогу) с Реальностью, что подтверждается в действии: либо открытием новых свойств Абсолюта, либо решением проблем человека (человечества), либо демонстрацией собственных духовных способностей. Причем этот опыт все в большей степени гармонизирует эмпирическое бытие человека и общества, то есть служит на благо людям.

Так, Будда, получив долгожданное Просветление, ничего не написал, но он преобразовал человечество, дал ему такое знание, по которому следует значительная часть Планеты. Будда ничего не написал, но он мог говорить с любым человеком - от нищего до короля - на языке именно этого человека. И искатель приобретал Истину, ощущая свою гармонию, единство, осуществляя ту цель, к которой стремился всю жизнь. Иисус Христос ничего не написал, но Его опыт преобразовал человечество, давая Истину и Духовность, к которой стремятся искатели и поныне.

Пора современному человеку сделать последний, решающий шаг в осознании ограниченности разума и последовательно принять иной способ постижения Реальности, обеспечивающий ему высший этап в собственной эволюции.

1.2 Характеристики гармонии личности.

Гармонию определяют, используя понятия "согласованность" и "стройность". "Согласованный" означает достигший единства. "Стройный" означает имеющий правильное соотношение между своими частями. Добавим, что еще с античных времен гармонию связывают с равновесием противоположно направленных сил. Все эти три понятия, помогающие уточнить содержание гармонии, необходимы и для уточнения характеристик личностной гармонии. Высшим уровнем регуляции всего человеческого существа является личность. В.Н.Мясищев выделял интеграцию как основную функцию личности. Напомним, что интеграцию чаще всего понимают как сохранение целостности. Единство, цельность или целостность, согласованность - очень близкие понятия.

Но о какой именно согласованности идет речь применительно к личности? И какая несогласованность - чего с чем, приводит к нарушению гармонии? С нашей точки зрения, в ответах на эти вопросы на передний план выступает согласованность разных планов бытия человека. Гармония личности - это согласованность и соразмерность основных сторон бытия личности: многомерного пространства личности, времени и энергии личности (как потенциальной, так и реализуемой). Соразмерность количественных характеристик пространства, времени и энергии личности можно конкретизировать как соразмерность между объемом пространства личности, скоростью личностного времени и уровнем энергии личности.

Многомерное пространство человека составляют четыре основных его вида: физическое (предметное), витальное, социальное, духовное. О многомерности пространства личности мы говорим по той причине, что в этом пространстве представлены все выше перечисленные. Эти пространства для личности внешние. Кроме того, личность обладает внутренним пространством. В плане гармонии личности крайне важна связность и согласованность внешней и внутренней жизни личности, внешних и внутренних ее пространств, соотнесенность внешнего и внутреннего пространства личности по объему, их достаточно тесная связанность; соотнесенность внешнего и внутреннего времени личности; соотнесенность потенциальной и реализуемой энергии; соразмерность энергических и информационных ресурсов.

Существование в физическом пространстве - это существование в мире тел и предметов, включенность в мир неживой природы (включенность индивида как тела). Никакое функционирование человека, эффективное поведение, деятельность и жизнедеятельность невозможны вне мира предметов и вещей, без адекватного отражения характеристик этого мира. Тело любого человека имеет вполне определенные физические характеристики. В физическом пространстве человек существует как (физическое) тело.

Существование в витальном пространстве - это включенность в мир живой природы как индивида. Вся жизнедеятельность человека подчинена биологическим законам и невозможна вне мира живой природы.

Существование в социальном пространстве - это социальная жизнь, включенность в мир людей как личности, как члена макро- и микросоциума. Социальное бытие - это погруженность в межличностные отношения, реализация стремления сохранить межличностные отношения или изменить их в желаемом направлении, расширить свое влияние, усилить авторитет и т.п. Вне социального пространства человек не может удовлетворить свои социальные потребности. В социальном пространстве представлены прошлые поколения данного социума и его история. Оно сохраняет их в виде традиций, устоявшихся социальных норм, правил и т.д. Но социальное пространство является пространством современников, пространством ныне живущих, сообществом людей, проявляющих активность, непосредственно общающихся друг с другом и влияющих друг на друга.

Существование в духовном пространстве - это духовная жизнь, включенность в мир духовного как субъекта, имеющего духовные потребности, это приобщение к высшим ценностям человеческого бытия (идеалам нравственности...). Духовная жизнь - это и реализация стремления сделать свой вклад в сохранение высших ценностей. Это также деятельность, направленная на то, чтобы расширялся круг людей принимающих те ценности, которые обоснованы субъектом или ценности, к которым он присоединился как последователь.

В духовном пространстве субъект принадлежит всему человечеству, является его частью. Это пространство существует не только в настоящем времени, а в более широком масштабе: прошлом, настоящем и будущем. Духовное пространство шире пространства социума или этноса. Духовный мир аккумулирует опыт предыдущих поколений, сохраняет то, что прошло проверку временем, что приобрело статус вневременных ценностей.

Духовный мир относительно независим от остальных пространств - физического, витального и социального. Духовное бытие более инерционно в своем укладе, чем социальное, поскольку влияние природных, экономических и других изменений жизни на него опосредованное.

Эти пространства для человека внешние. Внутреннее пространство личности существует, поскольку человек наделен способностью к рефлексии, в ходе развития и усложнения у личности возникает самосознание. Представления о мире и о себе, переживания различных событий, самоотношение и саморегуляция, жизненные цели и планы личности - все это составляет ее внутреннее пространство (субъективный мир). Внешние пространства представлены во внутреннем мире. С другой стороны, во внешней активности личности, в деятельности, в общении, так или иначе, отражается внутренняя жизнь личности.

Таким образом, внешнее пространство и внутреннее пространство не разделены, эти пространства пересекающиеся. По этой причине, точнее говорить не только о различных частях личностного пространства, но и о множестве его измерений.

Для гармонии личности важно равновесие событийной наполненности внешней и внутренней жизни человека и равновесие в активности, которая может быть разделена на два потока - экстраактивность и интроактивность. Когда активность, направленная вовне, встречает какие-либо преграды, она не реализуется полностью. Неудовлетворенность результатами проявления внешней активности приводит к накоплению отрицательных оценок собственных достижений. Это постепенно снижает мотивацию к самореализации себя в делах, в социальном взаимодействии и влиянии. Происходит перераспределение энергии в сторону большей внутренней активности, что проявляется в усилении стремления к самоизменению и самосовершенствованию, в повышенном внимании к своему внутреннему миру. Происходящие в нем события на таком пути развития приобретают все большее значение. В этой сфере личность до определенной степени автономна от окружающей социальной среды и поэтому потенциально имеет широкие возможности для проявления активности.

В субъективном аспекте, гармония - это переживание благополучия в разных его аспектах. Духовное благополучие - ощущение причастности к духовной культуре общества, осознание возможности приобщаться к богатствам духовной культуры (утолять духовный голод). Это также возможность принимать те или иные высшие ценности и свободно им следовать, переживать духовное единство с другим человеком, определенной общностью людей или всем человечеством. Для духовного благополучия важно продвижение в понимании сущности и предназначения человека, достаточно полное осознание смысла жизни. Социальное благополучие - это удовлетворенность личности своим социальным статусом и актуальным состоянием общества, к которому личность себя относит. Это и удовлетворенность межличностными связями, статусом в микросоциальном окружении. Витальное (телесное) благополучие - хорошее физическое самочувствие, телесный комфорт, ощущение здоровья, удовлетворяющий индивида физический тонус.

Личность является одновременно феноменом индивидуального и социального бытия. Внутренняя гармония невозможна без гармоничных связей с социальным окружением, без удовлетворяющего личность социального бытия. В свою очередь, гармония межличностных отношений предполагает согласие индивида с самим собой, настроенность (а не "расстроенность") внутреннего мира личности.

В перечне интеракционных (диспозиционных) чувств - регулирующих межличностное взаимодействие субъекта - мы выделяем два основных вида интеракционных чувств: сближающие и удаляющие. В интеракционных чувствах нами выделены девять пар противоположных друг другу чувств, регулирующих межличностную дистанцию: принятие другого человека и стремление сблизиться (уменьшить межличностную дистанцию), либо, наоборот - непринятие и стремление удалиться от него. Эти пары таковы: единство (общность) с человеком или людьми - одиночество; дружелюбие - отвращение (или неприязнь); добросердечие - злоба, злость; уверенность в собственной правоте - вина (или раскаяние); собственная достаточная значимость - зависть; гордость (за себя) - стыд (или смущение); признательность - обида; уважение - презрение; любовь - ненависть.

Несоразмерные сближающие чувства - заостренные, нарушают гармонию. Безграничное единство может приводить к бездумному согласию, к общности с одинаковостью во всем и, таким образом, к потере собственной индивидуальности. Дружелюбие ко всем может выступить основой неразборчивости в межличностных отношениях и неадекватно сниженной критичности в оценках людей. Добросердечие может переходить во всепрощенчество (беспринципность), а уверенность - в неадекватную самоуверенность или уверенность в собственной непогрешимости. Собственная значимость может перейти в собственную сверхценность, а гордость - в гордыню, признательность - в утрированную благодарность и неадекватное восхваление, уважение - в культовое преклонение и идолопоклонство, любовь - в любовную слепоту (неспособность видеть и воспринимать что-либо иное кроме объекта любви, фиксированность с уходом на второй план всей гаммы чувств).

Гармония возможна при достаточно сильных (но соразмерных) сближающих чувствах, превышающих по силе удаляющие чувства. Вероятно, чем больше сближающих чувств, тем полнее, совершеннее гармония личности. Но даже одно сильное удаляющее чувство может разрушить гармонию при выраженных сближающих чувствах.

Таким образом, гармония личности - это согласованность множества процессов ее бытия (функционирования, самоуправления и саморегуляции, развития и самореализации, адаптации) в различных пространствах бытия - внешних (предметном, витальном, социальном, духовном) и внутреннем.

ГАРМОНИЯ (греческое harmonia - связь, стройность, соразмерность), соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В древнегреческой философии организованность космоса, в противоположность хаосу. В истории эстетики рассматривалась как существенная характеристика прекрасного.

ГАРМОНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ - процесс саморазвития, ориентирующий человека на достижение большей психологической гармонии. У большинства людей обнаруживается недостаточный уровень гармоничности личности и жизни, что объясняется генетическими факторами, диспропорциями развития, наличием выраженных акцентуаций характера, неадекватным стилем воспитания и стилем общения окружающих, дисгармоничными личностными установками и образом жизни, неразвитостью общей и психологической культуры личности, вредными физическими условиями среды, традиционным укладом жизни в социуме и т.п.

Гармонизация личности выражается в оптимизации состояния компонентов базовой личности, содержания духовно-личностных мировоззренческих установок, отношений к себе и к окружающему миру, в улучшении психических и физических состояний, в оздоровлении образа жизни, в улучшении отношений с людьми. В целом приводит к повышению у человека чувства внутренней целостности и единства со всем Миром, чувства меры во всех своих проявлениях, общей конструктивности личности, общей и психологической культуры. к преимущественно положительному или нейтральному эмоциональному фону (состоянию спокойствия). Требует ежедневных, но умеренных, собственных усилий и практики в виде постановки и осуществления специальных, гармонизирующих жизнь, целей и самовнушения гармонизирующих личностных установок. Ребенку, подростку, взрослому можно в процессе общения и обучения транслировать полезные жизненные установки и виды поведения, однако реальная Гармонизация личности происходит лишь в результате собственного поиска и приложения собственных усилий.

Методологический подход к теории психологической гармонии

Гармония жизни должна определяться как реально достижимое состояние в ближайший период жизни. Это первоначально удачный опыт оптимальной жизнедеятельности, который нужно постепенно делать долговременным, устойчивым стилем жизни. С этой точки зр. многие религии предъявляют жесткие и утопические, нереализуемые, требования к человеку. Они поэтому дисгармоничны.

Критерии гармоничности личности всегда будут только рабочими, неабсолютными критериями. Они могут изменяться по мере накопления экспериментальных данных.

Высокая гармоничность личности и жизни конкретного чел. – это всегда не абсолютное, а лишь относительное совершенство, оптимальная пропорция для данного типа его различных стремлений и качеств в наличной жизненной ситуации с определенными внутренними и внешними характеристиками его жизни, существенными для настоящего периода. Т.е. это динамическая характеристика личности. Гармония для своего удержания в личности требует умеренных. но ежедневных усилий человека.

Идеал гармоничной жизни - долгая, творческая, в целом здоровая физически, психически, духовно и социально жизнь, с оптимальным уровнем согласия с самим собой, с людьми и с природой. Это оптимально протекающая жизнь, хорошо сбалансированная здесь и теперь с внутренними и внешними требованиями. При этом могут и должны быть отдельные негативные эмоции и поступки, «грехи», всплески сильных эмоций. Но они в целом управляемы и не приносят большого вреда себе и окружающему миру.

Психологическая гармония - это комплексная характеристика человека, проявляющаяся и в личности (мотивации и эмоциональной сфере), и в психических процессах, и в поведении. Включает три группы признаков:

согласие с собой - оптимальный баланс различных мотиваций друг с другом, с психическими и физическими возможностями, желаний и поведения (внутренняя гармония); согласие с людьми, с живой и неживой природой - оптимальные, преимущественно положительные отношения с ними;

наличие здоровья - психического, личностного, духовно-личностного, социального, физического;

оптимальная сбалансированность личности с окружающими ее средами - разнонаправленных и полярных мотиваций, положительных и отрицательных эмоций и состояний, желаемого и реально осуществимого друг с другом и с психическими и физическими возможностями построения поведения;

Собственно психологическая гармония связана с психическим, личностным и духовно-личностным аспектами жизни человека.

Критериями гармоничности состояния, направленности личности и ее жизнедеятельности являются:

Наличие у человека преимущественно положительного, умеренного эмоционального тона;

Наличие и поддержание физического, психического, социального и духовного здоровья;

Наличие оптимально направляемого и организуемого процесса жизнедеятельности

(преобладания внутреннего локуса контроля над внешним, достаточной осознанности, гибкости и широты жизненных ориентаций, действенности жизненных целей, и др.);

наличие устойчивого продуктивного развития (вовлечения себя в новые виды деятельности, в новый круг людей, в новые творческие темы и задачи, и т.п.);

Удовлетворенность процессом своей жизни в целом;

Умеренность стремлений, выражающаяся народной формулой "лучшее - враг хорошего", а также оптимальное преобладание позитивных стремлений над негативными;

Здоровый образ жизни, выражающийся в наличии оптимального числа регулярно совершаемых, адаптивно необходимых видов деятельности;

Хороший, оптимальный уровень самореализации, понимаемой и как процесс, и как результат;

В большинстве ситуаций согласие с самим собой (оптимально положительная Я-концепция и оптимальные балансы между своими желаниями и поведением, между различными внутренними мотивациями), согласие с людьми (оптимально позитивная Я-Ты-Вы-Мы-концепция), взаимопонимание с живой и неживой Природой (достаточно хорошая адаптация в различных природных средах, чувство чуда Природы, уважение к ней и ее созданиям).

Гармоничная личность в целом - это оптимально сбалансированная по большинству важнейших своих характеристик личность. У такого счастливого человека преобладают чувства меры, полноты жизни, спокойствия, ощущение интересности жизни. Он ставит себе сложные и подчас трудные задачи, но не сверхтрудные, памятуя о том, что "лучшее - враг хорошего".

Гармоничный человек не ставит себе цели обязательно достигнуть в чем-то максимума. Он больше ориентируется на достижение и сохранение оптимального процесса жизнедеятельности, то есть в большей степени на параметры процесса жизни, а не на некие конкретные предметные результаты. Хотя и достижения имеют для него достаточно важное значение (но не самое главное!). Он мудр и понимает, что находиться в творческом и разнообразном жизненном процессе в течение всего, по возможности более длительного, отпущенного Природой срока, ощущать себя при этом целостным и здоровым важнее, чем достигать каких-то очень высоких престижных успехов (в виде, например, высокого социального положения, богатства, большой власти, покорения сверхсложной вершины и т.п.).

Максимальные достижения очень часто в конечном итоге оборачиваются "пирровой победой" - разрушают здоровье, нарушают хорошие отношения со значимыми и близкими людьми, фанатизируют личность, делают однобоким образ жизни человека и его личность в целом. Т.е. они дисгармонизируют жизнь и не дают длительного и спокойного чувства удовлетворенности ею.

Гармоничность личности - характеристика личности, определяется степенью оптимальности соотношения силы разнонаправленных и полярных мотиваций друг с другом, с психологическими исполнительными возможностями и с поведенческими проявлениями (“согласием с самим собой”), уровнем конструктивности отношений с людьми и с окружающей природой, характером преобладающего эмоционального тона и др.

Гармоничное состояние личности предполагает и наличие некоторого уровня противоречивости, стимулирующего саморазвитие и вкус к жизни. Процесс самоиспытания не имеет границ. Если человек вовлечен в него, то в его базовом состоянии всегда будет определенная, но не очень большая, толика проблемности, возникающей от неполного выполнения поставленных перед собой задач, тем более, если эти задачи имеют практически бесконечный характер.

Наличие некоторой, оптимальной доли противоречивости личности, неполноты ее согласованности с собой и с Миром, неполной ее самоудовлетворенности, процессов самоиспытания и саморазвития является существенным признаком гармоничной личности и гармоничной жизни человека. Важно отметить, что это противоречия и проблемы, которые реально разрешаются самой личностью путем проб и ошибок, попыток специальной (под проблему) самоорганизации своей жизнедеятельности. То есть жизнь - это и эксперимент с самим собой и с миром. Каждый шаг такого по возможности разумно организуемого эксперимента представляет пусть и небольшое, но движение вперед. Итак, гармоничное состояние личности - это в целом самоуправляемое состояние и самоуправляемый процесс, отличающийся в то же время некоторой долей проблемности, принципиальной незавершенности

У понятия благополучие есть достаточно ясное значение, его трактовки в значительной степени сходны или совпадают в различных научных дисциплинах и обыденном сознании. Благополучие и чувство благополучия весьма значимы для всего субъективного (внутреннего) мира личности. Неслучайно понятие благополучия взято Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в качестве основного для определения здоровья. В нем здоровье - состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. По мнению экспертов ВОЗ, благополучие в большей степени обусловлено самооценкой и чувством социальной принадлежности, чем биологическими функциями организма. Оно связано с реализацией физических, духовных и социальных потенций человека. Традиционно психологическое благополучие рассматривалось через противопоставление психологическому нездоровью и неблагополучию. Вместе с тем, на рубеже ХХ и ХХI веков под влиянием активно развивающегося экзистенциально-феноменологического подхода к личности формировалось представление о недостаточности медицинской модели психологического благополучия. В этот период потребность выхода за пределы дихотомии "здоровье-болезнь" и обращение исследователей к позитивным аспектам функционирования личности обусловили актуальность исследования данного феномена в его взаимосвязи с различными сторонами человеческого бытия.

Существуют объективные показатели благополучия и каждому человеку хотя бы некоторые из них известны. Представление о собственном благополучии или благополучии других людей, оценка благополучия опирается на объективные критерии благополучия, успешности, показатели здоровья, материального достатка и т.п. Последние оказывают то или иное влияние на переживание благополучия. Но еще раз подчеркну, что это переживание в значительной мере обусловлено особенностями отношений личности к себе, окружающему миру в целом и его отдельным сторонам. Все внешние факторы благополучия при любых объективных характеристиках по самой природе психики не могут действовать на переживание благополучия непосредственно, но лишь через субъективное восприятие и субъективную оценку, которые обусловлены особенностями всех сфер личности.

Другими словами, благополучие личности по самой своей природе является прежде всего субъективным. Объективных (внешних) показателей качества жизни человека, вероятно, может быть достаточно для многих экономических исследований, но, например, социологу крайне необходимо, практически в любом обследовании, учитывать не только объективные показатели, но и субъективное мнение респондентов. Понятно, что для психолога субъективная сторона бытия личности имеет первостепенное значение как предмет исследования.

Следует отметить, что, несмотря на значительную роль субъективных факторов в благополучии (или неблагополучии) личности, вряд ли возможно отождествлять полностью понятия благополучия и субъективного благополучия - за ними стоят различные, хотя и близкие, реальности. Вследствие этого я не считаю лишним добавлять определение " субъективное " к понятию " благополучие " (по крайней мере, при определении темы обсуждения или предмета изучения).

А в народе эту особенность заметили давным-давно. «Бог шельму метит», – издавна говорят о тех, чьи явные или скрытые пороки так или иначе отражены во внешнем облике. Еще народная мудрость утверждает, что «с лица воды не пить», но, тем не менее, лицо говорит о многом…

Известно, что правое полушарие отвечает за левую часть нашего тела, а левое – за правую. Поэтому у «левши» активнее работает правое полушарие, а у «правши», наоборот, левое. Давайте разберемся, за что отвечает каждое из них.

Ученые утверждают, что левое полушарие курирует логику, анализ, количественную обработку информации и выработку стратегии поведения. Следовательно, люди, у которых доминирует левое полушарие, чаще всего занимаются наукой, администрированием, бизнесом – заняты в тех сферах, где необходимо принимать логически обоснованные решения.

А правое полушарие отвечает за интуицию, воображение , творчество , целостное восприятие ситуации. Значит, людям «правополушарным» близки творческие профессии. Поэты, музыканты, актеры и художники, прежде всего, полагаются на свою интуицию, чувства и эмоции.

Но если одно из полушарий доминирует избыточно, это приводит к дисгармонии личности. А под гармонией надо понимать согласованность двух начал в человеке – интуиции и логики или духа и ума.

Но А.Н.Ануашвили, ныне профессор, доктор технических и психологических наук, в результате исследований установил, что эта закономерность не относится к нашему лицу. Оказывается, на правой части нашего лица проецируется состояние правого полушария, а на левой половине – левого. А поскольку, многим из нас далеко до личностной гармонии, лица наши несимметричны. Ученые попробовали составлять портрет человека из двух левых или двух правых половинок. И тут выяснилось, что таким образом зачастую получаются совершенно разные портреты. В системе Автандила Ануашвили портрет из правых половинок лица называется «духовным», а из левых – «жизненным».

У этой системы оказалось одно чудесное свойство – простое наблюдение на экране компьютера портретов, составленных из двух одинаковых половинок своего лица, приводит к гармонизации личности! К такому неожиданному открытию пришли ученые, работающие под руководством Автандила Николаевича. Результаты, по их утверждению, получаются впечатляющие. Бывали случаи излечения психических и неврологических заболеваний, пьянства и т.д.

«Коррекция происходит на основе зрительно-обратной связи. В мозге колебательные процессы происходят синхронно. Это может перестроить весь организм и всю жизнь , восстановить целостность, гармонизировать личность », – уверяет А.Н.Ануашвили.

На основе результатов этих исследований А.Н.Ануашвили разработал метод видео-компьютерной психодиагностики и психокоррекции (ВКП), на который получил медицинский патент. Что же представляет собой этот метод?

Метод основан на определении функциональной асимметрии двух полушарий головного мозга. Изображение человека вводится в компьютер, специальная программа строит два портрета из половинок его лица – «духовный» и «жизненный», а потом сравнивает их. Определяется доминирование одного из полушарий головного мозга, разности амплитуд колебательных процессов в полушариях. После чего компьютер выдает психологическую и профессиональную характеристики, прогноз поведения в разных ситуациях, рекомендации по профессиональной ориентации и гармонизации личности. Достоверность такой компьютерной диагностики очень высока.

Это простой и удобный метод, например, для приема на работу. Никаких тебе психологических тестов с огромным количеством вопросов. Есть и еще немало областей, в которых компьютерная психодиагностика и психокоррекция может прекрасно работать и на сегодняшний день уже работает.

ВКП применяется в Государственной службе РФ, в Генеральном штабе ВС РФ, в Центре перспективных медицинских технологий, а также в медицинских центрах для объективной психодиагностики, психокоррекции и семейной психотерапии в России, в странах СНГ и за рубежом.

Впрочем, сегодня каждый человек, имеющий доступ к ПК, может ввести свое изображение в компьютер, и с помощью графического редактора построить два портрета – «левый» и «правый». И, как советуют создатели системы психодиагностики, хотя бы неделю каждый день по 10-15 минут смотреть на «себя любимого» в двух вариантах. Таким образом можно избавиться от многих проблем. Согласитесь, не так уж это и трудно.

Попробуйте, а вдруг поможет? И ваша жизнь потечет по-новому – гармонично и легко.

Каждый человек хочет быть счастливым, успешным и богатым. Хочет жить цельной и гармоничной жизнью, наполненной смыслом. Это и есть вершина роста и развития личности. И дисгармоничное состояние человека, в основе которого лежит множество внутриличностных конфликтов, является причиной, по которой человек начинает осознанно заниматься самовоспитанием, самообразованием и саморазвитием.

Притча о гармонии

Некто ищущий узнал, что в горах есть потайной колодец, который, если задать ему вопрос, ответит. Трудно было найти тот колодец, но ищущий сумел. Склонившись над колодцем, он спросил:

— Что такое жизнь?…

Три дня и три ночи спрашивал человек снова и снова, а колодец только возвращал его голос. Через три дня колодец понял, что этот человек спрашивал искренне, и сказал:

— Я покажу тебе, что такое жизнь. Спустись в город, войди в первые три лавки. Потом вернись и расскажи, что ты видел.

Человек удивился такому ответу. Однако раз так сказал колодец, спустился в город и зашел в три лавки. В первой мастера возились с какими-то деталями из металла. Во второй – изготавливали струны. В третьей – мастерили что-то из дерева. Ищущий вернулся к колодцу:

— Что ты имеешь в виду? В чем здесь смысл?

— Я показал тебе путь, ответил колодец. – Ты пошел по нему. Когда-нибудь ты увидишь смысл.

Ищущий был разочарован:

— Обман! Чего я достиг, три дня и три ночи вопрошая колодец?!

После многих лет странствий он проходил мимо одного сада. Была дивная ночь полнолуния. Кто-то играл на цитре. Будто притягиваемый магнитом, путник вошел в сад и стал слушать. В лунном свете он смотрел на играющего. На инструмент Внезапно ищущий понял, что те мастера трудились над чем-то похожим! То были цитры!

— Я понял! – радостно воскликнул он.

— В жизни есть все! Нужно только знать, как правильно это соединить. Я заходил в три лавки. Там было все, но там не было цитры. Все было отдельно. Нужен был порядок, а все было в хаосе. Так и в жизни есть все, что нужно. Не хватает только Целостности и Единства. И тогда заструится дивная музыка жизни.

Тренируй свой мозг с удовольствием

Развивай память, внимание и мышление с помощью онлайн-тренажеров

НАЧАТЬ РАЗВИВАТЬСЯ

И действительно, в жизни есть все, что нужно нам для счастливой, успешной и богатой жизни. Все, чтобы человек ощущал внутренний покой и радость. Все, чтобы жизнь стала приятной яркой командировкой со смыслом. Просто необходимо все элементы жизни соединить воедино, чтобы получилась гармония. ГАРМОНИЯ (греч. harmonia - связь, стройность, соразмерность) – это соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В древнегреческой философии - организованность Космоса в противоположность Хаосу. В истории эстетики рассматривалась как существенная характеристика прекрасного.

ГАРМОНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ – это процесс саморазвития, который направлен на достижение большей психологической гармонии. У большинства людей обнаруживается недостаточный уровень гармоничности личности, что можно объяснить большим количеством внутриличностных конфликтов. Гармонизация личности предполагает решение этих конфликтов за счет оптимизации начального состояния компонентов, как самой личности, так и ее жизни. Процесс гармонизации приводит к повышению у человека чувства внутренней целостности и единства со всем Миром.

ГАРМОНИЧНАЯ ЛИЧНОСТЬ начинает радовать себя и окружающих своим прекрасным здоровьем, умением ладить с людьми и высоким творческим потенциалом. Гармоничная личность не готова платить излишним для нее внутренним напряжением ради высоких целей: свое спокойствие и гармония такому человеку дороже. Поработал — отдохнул, пообщался — уединился, всего понемногу для себя и других, для здоровья, отношений и карьеры. Быть героем, работать на пределе сил и совершать подвиги — все это за пределами интереса гармоничной личности.

Критериями гармоничного состояния личности и ее жизнедеятельности являются:

— высокая степень осознанности;

— понимание себя и своих талантов,

— понимание окружающего мира и законов Вселенной;

— ощущение благодарности за жизнь и несгибаемая вера в свои силы;

— жизнь в согласии с самим собой, людьми, природой и Космосом;

— понимание своих основных жизненных ценностей и целей;

— наличие постоянного и продуктивного развития личности;

— наличие и поддержание физического, психического, ментального и духовного здоровья;

— наличие положительного эмоционального фона, т.е. ощущение счастья и радости;

— ощущение безусловной любви к себе, семье, друзьям и обществу в целом;

— легкость в построении новых межличностных связей;

— оптимальный уровень творческого процесса и самореализации;

— жизнь в изобилии;

— удовлетворенность процессом своей жизни в целом и т.д.;

Необходимо уяснить, что гармоничность – это динамическая характеристика личности. Это всегда не абсолютное, а лишь относительное совершенство. Проще говоря, процесс гармонизации личности бесконечен, у гармонии нет предела. Это просто оптимальное соотношение различных качеств и стремлений человека в жизни с определенными внутренними и внешними характеристиками личности в настоящий момент времени. Для постоянного развития обязательно необходим малый уровень дисгармонизации. Жизнь считается ИДЕАЛЬНО ГАРМОНИЧНОЙ, если баланс ГАРМОНИИ И ДИСГАРМОНИИ соответствует правилу золотого сечения, т.е. примерно 62% на 38%.

Вообще космический смысл жизни человека состоит в гармонично протекающей творческой игре, в достижении таких параметров своей жизни и своей личности, которые достаточно устойчиво обеспечивают процесс образования новых форм жизнедеятельности, т.е. творческий игровой процесс. Жить сбалансировано, цельно и творчески – в этом, если коротко, суть космического идеала жизни.

Ты – это Творец, Твоя Жизнь – это Инструмент, Твой Шедевр – это Гармония. Но почему же никто не видит твоего творчества!!! Твой инструмент вообще не настроен, он не выдает нужных нот, они не сливаются в гармонию!!! Твоя музыка жизни не похожа на шедевр!!! Что с тобой случилось? Может ты спишь на яву? Может ты не осознаешь своего внутреннего потенциала? Может уже стоит пробудиться? Может необходимо начать двигаться к гармоничной жизни?

Прямо сейчас задай себе несколько вопросов.

Я живу гармоничной жизнью?

Я реализую свой творческий потенциал?

Я счастлив, успешен и богат?

И не твоя вина, если ты на все вопросы ответишь отрицательно. Так устроена система, которой это выгодно. В образовательных учреждениях нам говорят, что всю жизнь вы будете работать. В итоге мы и концентрируемся большую часть времени на Карьере, забывая что в жизни есть и другие сферы. Совершенно забываем про свое здоровье, про любимых людей, про то, чем нам интересно заниматься. Нет ни денег, ни времени. Нет понимания себя и большой цели в жизни.

Такое существование полностью дисгармонично. Ты не понимаешь кто ты есть на самом деле, и нет внутреннего ощущения счастья и радости от жизни. У тебя нет большой творческой цели, и к тебе вряд ли придет когда-нибудь успех. А без реализации себя и движения к цели у тебя вряд ли будут нужные ресурсы. Богатство просто обойдет тебя стороной и пойдет к другому человеку. К тому, кто нашел себя в этой жизни, к тому, чья жизнь наполнена смыслом.

Но всегда все зависит от тебя. И в любой момент жизни ты можешь начать движение к гармоничной жизни. Просто нужно решить начать заниматься своим воспитание, образование и развитием. Только саморазвитие поможет тебе создать гармоничную жизнь, в центре которой будешь ты – цельная и творческая личность. Счастливая, успешная и богатая!!!