Социальные процессы: типы и виды. Социальные процессы и их виды С социальными процессами и целями

    Роль исследования социальных процессов в научном управлении.

  1. Понятие социальных процессов, основные их виды.

Социальный процесс - Под процессом понимается любой

вид движения, модификации, трансформации, чередования или

"эволюции", короче говоря, любое изменение данного изучаемого

объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места

в пространстве либо модификация его количественных и качественных

характеристик

В основе их возникновения лежат противоречия,

возникающие между различными социальными группами, располагающими

особыми корпоративными интересами, входящими в несоответствие

с интересами других групп. Такое положение позволяет обществу находить наиболее

эффективный путь развития, способный консолидировать интересы

большинства своих членов. Социальный процесс имеет более выраженную временную составляющую, придающую объективированный характер исследуемому

объекту, позволяя рассматривать все свойства последнего в зависимости

от времени. Психическое сопровождение социальных процессов

отходит на второй план.

Социальный процесс совершается в трех возможных формах:

    объектной, то есть в форме последовательного изменения состояния социального объекта;

    субъектной, или деятельностной, то есть в форме последовательных действий субъекта;

    технологической, то есть в форме соблюдения, осуществления определенной технологии.

Процесс предполагает наличие структуры и динамики, обеспечивающих ему устойчивый и направленный характер, упорядочивающий ход пронизывающих его социальных изменений:

    структура процесса включает в себя совокупность всех входящих в него участников, содействующих факторов, условий и прочее;

    динамика процесса базируется на показателях силы и масштаба происходящих изменений, их продолжительности и рабочего ритма.

Параметры процесса

Параметр

Характеристика параметра

Измерение степени вовлеченности в него субъектов. Охват вовлеченных в процесс индивидов или отдельных социальных групп означает микроуровень в исследовании таких процессов. На макроуровне субъектами социальных процессов выступают государства, нации, классы, культуры. Исследования на микро / макроуровне характеризуются принципиально различными способами исследования, техниками интерпретации и так далее

Направленность

Характеризуется вектором процесса, выражающим ориентацию на определенный исход

Интенсивность

Задается осознанным значением его результатов для вовлеченных в него участников. Значение может быть задано через освещение данного процесса в СМИ, общественную огласку, осознание масштаба его последствий для конкретного социального субъекта

Складывается из составляющих его участников, их социального расслоения, политических ориентаций и места в системе общественного разделения труда

Характер стимуляции

Проявляется в политике субъекта, контролирующего и направляющего этот процесс. По данному параметру процесс может быть форсированным или равномерным, стремительным или вялым

Основными элементами социального процесса выступают:

      Участники процесса: к ним относятся все активные и пассивные члены общества, чьи интересы затрагивают происходящие в обществе изменения.

      Субъект (инициатор) процесса: один из его участников, располагающий значительными ресурсами, позволяющими продолжительное время поддерживать динамику и направленность социальных изменений. Инициатор процесса способен оказывать серьезное влияние на ход таких изменений путем воспроизведения благоприятных условий, направленных на достижение ожидаемого результата. Оказываемое инициатором влияние на процесс может быть и не осознаваемым, вызывающим определенные изменения вопреки воле и интересам инициатора. Это способно (помимо прочих факторов) стимулировать широко распространенные случаи утраты инициатором контроля за вызванными им изменениями.

      Причины процесса. Следует отчетливо различать субъекта (инициатора) процесса и причины процесса: природные, демографические, культурные, социально-политические и прочие. Субъект может быть неизвестен, его роль может быть неосознаваемой им самим; причина - органически присуща процессу и составляет его внутренний источник.

      Наблюдатель - формальный или неформальный член научного сообщества; является источником когнитивных параметров процесса.

Р. Парк и Э. Берджес предложили следующую классификацию основных социальных процессов:

Кооперация - может протекать в диадах (группах из двух индивидов), малых группах, а также в больших группах (в организациях, социальном слое или обществе). В основе любой кооперации лежат согласованные действия и достижение общих целей. Для этого необходимы такие элементы поведения, как взаимопонимание, согласованность действий, установление правил сотрудничества. Кооперация прежде всего связана с желаниями людей сотрудничать, и многие социологи считают это явление основанным на бескорыстии. Однако проведенные исследования и просто опыт показывают, что корыстные цели в большей степени служат кооперации людей, чем их симпатии и антипатии, нежелания или желания. Таким образом, главный смысл кооперации состоит прежде всего в обоюдной пользе.

Конкуренция (соперничество) - борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограниченны и неравным образом распределены между индивидами или группами (это могут быть деньги, власть, статус, любовь, признательность и другие ценности). Она может быть определена как попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям. Однако, стимулирование путем конкуренции может быть ограничено по крайней мере в трех отношениях. Во-первых, люди сами могут уменьшить конкуренцию, если условия борьбы связаны с излишними тревогами, риском и потерей чувства определенности и безопасности. Во-вторых, конкуренция представляется стимулирующим средством только в некоторых областях человеческой деятельности. В-третьих, конкуренция имеет тенденцию превращаться в конфликт.

Приспособление - принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения. Приспособление представляет собой сложный процесс, в котором можно выделить ряд возможных моделей: 1) подчинение, 2) компромисс, 3) терпимость.

Конфликт - открытая борьба между индивидуумами или группами в обществе или между государствами-нациями. Конфликт часто возникает из-за конкуренции над ограниченными ресурсами или возможностями. Конфликт может быть институционализированным (регулируемым сводами правил, на которые соглашаются все участники, например, избирательный процесс); либо нерегулируемым, подобно террористическим действиям, действиям революционных организаций и тому подобное. Первый вид часто понимается как доказательство здорового демократического процесса. Д. Катц предложил получившую широкое распространение классификацию конфликтов:

    конфликт между косвенно конкурирующими подгруппами;

    конфликт между непосредственно конкурирующими подгруппами;

    конфликт внутри иерархии по причине вознаграждения.

Ассимиляция - процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Ассимиляция может значительно ослаблять и гасить групповые конфликты, смешивая отдельные группы в одну большую с однородной культурой.

Амальгамизация - биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом.

К перечисленным видам присоединяются два других вида социальных процессов, проявляющиеся только в группах:

Поддержание границ . Создание и модификация границ между группами - это процесс, происходящий постоянно с большей или меньшей интенсивностью в ходе взаимодействия между группами (язык, диалект, униформа, отличительные знаки и прочее).

Систематические связи - создание системы связей определяется как процесс, с помощью которого элементы по крайней мере двух социальных систем сочленяются таким образом, что в некотором отношении и в некоторых случаях они выглядят как единая система. Очевидно, что каждая группа вынуждена решать дилемму: стремиться поддержать свою независимость, целостность, самостоятельность или сохранять и укреплять систему связей с другими группами.

Основными структурными единицами, определяющими направление и интенсивность происходящих процессов, позволяющих их описывать и анализировать, являются социальные системы

Понятие «социальный процесс»

Замечание 1

Для любого общества характерно взаимодействие внутренних и внешних сил, если этого не происходит, то общество обречено на гибель.

В жизни людей случаются те или иные изменения, идет развитие, на смену одним процессам, исчерпавшим свой потенциал, приходят другие. Все социальные процессы к жизни вызывают как субъективные, так и объективные обстоятельства и социальные изменения происходят в процессе совместных действий людей.

Так или иначе, люди обязательно участвуют в социальных процессах, когда, например, корректируют свое поведение, ищут выход из трудных ситуаций, меняют свое положение в экономической и политической сферах, поэтому социальные процессы в жизни общества играют очень большую роль.

Результаты социальных процессов могут быть как позитивные, так и негативные.

Являясь участниками социальных процессов, люди не всегда могут оказывать на них влияние по той причине, что утрачивается контроль в результате неспособности понять внутренний механизм происходящих изменений.

Для социального процесса характерна достаточно выраженная временная составляющая – фактор времени в исследовании социально-экономических процессов является одним из критериев формализации процессов.

Экономические, политические, культурные процессы постоянно наслаиваются друг на друга, а в их центре непрерывно находятся люди. Одни процессы создают фон для того, чтобы люди решали повседневные проблемы, а другие вполне могут являться предметом изучения.

Подобное различие делит процесс на практический и когнитивный. Человек, в ходе практической актуализации социального процесса, который предполагает низкую степень рефлексии, склонен для себя переживать его последствия либо полным игнорированием, адаптацией, открытым противодействием или целенаправленным уходом.

В зависимости от своего отношения к процессу, человек выбирает ту или иную стратегию, причем осознанно занижая значение одних и усиливая значимость других процессов. Безусловно, что в данном случае он будет основываться на собственных представлениях о процессе и простом жизненном опыте.

Подчинить процессы собственной линии поведения и своему варианту возможных действий, будет приоритетной его задачей.

Фактор рефлексии в условиях когнитивной актуализации выходит на первое место, суть которой заключается в том, чтобы определить все свойства процесса и возможные последствия.

Описание, объяснение, понимание и прогноз являются основными функциями когнитивной актуализации социального процесса, а выявление причин и факторов воздействия являются целью.

Замечание 2

Таким образом, социальный процесс представляет собой социально значимые изменения в обществе, которые вызываются стремлением различных групп оказать влияние на условия, сложившиеся в социуме для того, чтобы удовлетворить определенные интересы.

Когда интересы различных социальных групп сталкиваются, происходит доминирование одних над другими. Положение социальных субъектов, стремящихся во взаимоотношениях достичь равновесия, неоднородно, что определяет вектор социального процесса.

Социальный процесс невозможен без структуры, включающей в себя всех входящих в него участников, факторов и условий, а также динамики, которая базируется на показателях силы и масштаба изменений, их продолжительности и рабочего ритма.

Характеристикой процесса являются масштаб, направленность, интенсивность, состав, характер стимуляции.

Под масштабом понимается измерение степени вовлеченности в него субъектов. Вектор, выражающий ориентацию процесса на тот или иной исход, характеризуют направленность процесса.

Осознанное значение результатов процесса для вовлечения участников, говорят о его интенсивности. Участники процесса, их социальное расслоение, политическая ориентация, место в общественном разделении труда, являются слагаемыми состава процесса.

Характер стимуляции проявляется в политике субъекта, который направляет и контролирует этот процесс. Отсюда процесс может быть равномерным или форсированным, стремительным или вялым.

Виды социальных процессов

Целенаправленная деятельность людей является причиной социальных изменений в обществе.

Несмотря на огромное многообразие социальных процессов, социологи сумели их классифицировать и выделить основные социальные процессы, имеющие общие черты:

  • кооперация;
  • конкуренция;
  • приспособление;
  • конфликт;
  • ассимиляция;
  • амальгамизация.

Довольно часто к ним можно присоединить ещё два процесса, имеющих групповое проявление – поддержание границ и систематические связи.

Кооперация представляет собой объединение большой группы лиц, работающих в одной крупной организации. В её основе лежат согласованные действия и общие цели, для достижения которых необходимо взаимопонимание и установление правил сотрудничества.

Социологи считают, что в основе желания людей сотрудничать лежит бескорыстие, но проведенные исследования показали, что как раз кооперации людей в большей степени способствуют корыстные цели. Это означает, что обоюдная польза является главным смыслом кооперации.

Ко второму виду социальных процессов относится конкуренция, представляющая собой борьбу между группами, общностями или индивидами за овладение какими-либо ценностями. К ним могут относиться деньги, статус, любовь, власть и др. Поскольку запасы ценностей ограничены и распределяются неравномерно, то конкуренция является своеобразной борьбой за вознаграждение, а для этого надо опередить или отстранить соперника, имеющего такие же цели.

Жизнь в обществе предполагает принятие индивидом утвердившихся норм ценностей и эталонов этой среды. Если эти нормы и ценности не удовлетворяют потребностей индивида, то необходимо принять нормы и ценности новой среды, т.е. приспособиться.

Так как условия внешней среды меняются постоянно, то и процессы приспособления или адаптации протекают непрерывно. Приспособление может носить кратковременный характер или быть длительным по времени.

В этом сложном процессе выделяется подчинение, компромисс, терпимость. Терпимость, или как сегодня говорят толерантность к новой ситуации, новым ценностям, новым образцам культуры необходимое и важное условие успешного приспособления.

Происходящие во внешней среде изменения требуют подчинения или открытого противодействия, чтобы отстоять свои интересы, т.е. вступления в конфликт.

Процесс приспособления имеет важное условие – подчинение, потому что любое сопротивление будет затруднять вхождение индивида в новую структуру. Подчинение при конфликте невозможно.

Приспособление имеет такую форму, как компромисс. Принятие компромисса означает, что группа или индивид соглашаются с изменившимися условиями и принять новые цели и способы их достижения могут частично или полностью.

Таким образом, компромисс представляет собой временное соглашение, и при изменении ситуации необходимо будет искать новый компромисс.

Такой социальный процесс, как ассимиляция является процессом взаимного культурного проникновения, в результате чего группы или личности приходят к общей культуре, которую разделяют все участники процесса.

Этот процесс двусторонний и культура каждой группы, пропорционально своему размеру и престижу, может проникнуть в другие группы. Имея возможность смешивать группы в одну большую с однородной культурой, ассимиляция, таким образом, гасит конфликты и устраняет их причину.

При биологическом смешивании этнических групп или народов возникает одна группа или народ – в данном случае речь идет об амальгамизации или кровнородственном смешивании, например, в результате биологического смешивания многих племен и народов, произошло формирование русской нации.

Замечание 3

Препятствием на пути амальгамизации могут стать расовые и национальные предрассудки или глубокий конфликт между ними. Неполная амальгамизация может проявиться в том, что положение человека в обществе будет измеряться «чистотой крови», например, в отдельных частях Южной Америки для обладания высоким статусом необходимо испанское происхождение.

Все социальные процессы происходят одновременно и между собой тесно связаны. Они создают возможности для развития групп или постоянных изменений в обществе.

Социологические исследования социальных процессов

Главной целью исследования социальных процессов является объяснение и прогноз поведения субъектов в определенных условиях, диагностика характера взаимоотношений внутри социальной общности, определение адекватности социальных условий в рамках этих общностей.

Выделяется три основных типа социологических исследований:

  1. Разведывательное исследование, основой которого является упрощенная программа и инструментарий, сжатый по объему. Это зондирование общественного мнения и к нему часто прибегают для того, чтобы оценить ход и результаты различных социально-экономических и политических мероприятий;
  2. Описательный характер исследования дает возможность получить относительно целостное представление об изучаемом явлении. Программа для данного исследования глубоко разработана, а базой является методически отработанный инструментарий. Объектом исследования могут быть районы, регионы, города, крупные предприятия;
  3. Цель аналитического исследования не только углубленное изучение явления, но и всесторонний анализ его структуры и характеристик. Характер аналитического исследования комплексный с различными формами сбора и анализа информации. Его разновидностью является социальный эксперимент.

Выше мы ознакомились с так называемой "социальной статикой" общества (социальный состав общества и социальные связи, которые удерживают сложную структуру социальных элементов, разного типа сообщества). Но это - одна сторона общества, подает его в статике. Существует еще и другой, который характеризует общество как систему изменяющихся процессов, так называемый динамический сторону общества, в который входят все любые изменения, движения в обществе, процессы, циклы. Поскольку одним из главных условий существования всей природы есть движение, то процессуальность - главный признак постоянно движущейся, социально организованной природы. Основу социальной динамики составляют социальные процессы.

Даже поверхностный взгляд на общество и его составляющие позволяет понять, что социальная сфера видоизменяется. Меняются состав групп, культурные комплексы, взаимоотношения. Эти подвижные элементы, которые меняются, относятся к категориям социальной динамики. Они указывают на то, как развивается социальный объект, какая эволюция, особенности его изменения, его качественные преобразования. Наиболее важными категориями этой части общественной природы являются: "социальные процессы", "социальные изменения", "социальный развитой).

Термин "процесс" происходит от лат. procesus - продвижение, прохождения. Это относительно однородные серии явлений, связанные взаимными причинами или функциональными зависимостями. Например, рост организма - это процесс, поскольку дальнейшее его состояние определенным образом обозначен предыдущим состоянием.

Социальными процессами мы называем серии явлений взаимодействий людей друг с другом или составными элементами общества. Серия социальных явлений может быть принята как процесс, если она сохраняет идентичность (последовательность, взаимосвязь во времени). Социализация, рассматривая формирование социальной лица, также социальным процессом, потому что представляет собой длинную серию взаимодействий между ребенком и социальной средой. Серия явлений сохраняет свою идентичность (постепенность, последовательность воздействия, восприятия). Социальным процессом будем называть последовательные изменения состояния или движения элементов социальной системы. Это могут быть стали акты взаимодействия людей, направленные на сохранение своего социального статуса, условий жизни, досуга и тому подобное.

Социальные изменения в обществе происходят не сами по себе (деперсонализированы), а в результате целенаправленной деятельности людей, которая состоит из отдельных социальных действий и взаимодействий, которые характеризуются сродством и однонаправленностью, причем иногда - неосознанно.

Главная задача социологии по изучению социальных процессов заключается в оценке их состояния, проявлении проблем и противоречий их развития, глубины и содержательности связей и тому подобное.

Каждый социальный процесс состоит из нескольких стадий, которые отличаются по содержанию и механизмами, которые и определяют его характер, направленность, темпы. Характеризуя социальные процессы, необходимо учитывать и такие признаки, как: стадийность, фазность, этапность (например, процессы социализации охватывают такие этапы жизненного пути, как детство, юность, зрелость, старость). Не менее сложную структуру имеют и процессы, которые отражают различные параметры коллективов, социальных институтов и других социальных образований (каждый коллектив, организация, то институт проходит этап формирования, развития, расцвета, упадка, распада).

Одним из главных условий типологизации социальных процессов является установление базовых критериев классификации. Один из таких критериев классификации социальных процессов - степень их всеобщности. Исходя из этого, различают глобальные (процессы экономических, демографических, экологических изменений, национально-освободительных движений и т. Д.), Общие, особые (процессы урбанизации, адаптации, стабилизации) и отдельные социальные процессы.

В зависимости от системы, где эти процессы проходят, их можно разделять так:

■ внутришньоособисти (например процесс самообразования)

■ процессы, которые проходят между двумя лицами;

■ между лицом и группой;

■ процессы, которые изменяют организацию и внутреннюю структуру общности;

■ процессы, которые изменяют отношения между двумя группами (общностями)

■ изменяющие структуру и организацию в глобальных масштабах общества.

Классификация социальных процессов построена на различных критериях переменных. Если в любой системе возникают какие-либо новые составляющие элементы или исчезают ранее существовавшие, или возникают новые отношения или исчезают старые отношения, то мы говорим, что эта система подчиняется изменению. Если изменения, которые проходят в какой-то системе, приводят к дифференциации с обогащением составляющих элементов и существующих между ними отношений, то мы говорим, что эта система развивается. А когда изменения приводят к уменьшению составляющих элементов и существующих между ними связей, то система регрессирует. Если развитие, которое происходит в любой системе, приближает ее к определенному идеалу, оцененного положительно, то мы говорим, что это развитие является прогрессом. Это такой тип, направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. В современной социологии социальный прогресс связывается чаще всего с движением от традиционного к индустриальному и постиндустриальному обществу. Общественный прогресс имеет более общий проявление (перемены в глобальном обществе), так и региональный характер (конкретное общество, страна), конкретные моменты (технические, технологические) отдельных сфер общественной жизни. Понятие регресса означает противоположный прогрессу процесс изменений от высшего к низшему, деградацию, но, как правило, охватывает не все общество, а лишь отдельные его сферы (экономическую, техническую, культурную, нравственную).

Немецкий социолог Фон Визе совершил попытку дать полную классификацию всех процессов, возможных в отношениях между людьми. Определяя сущность общества как множественность отношений между людьми, он пришел к выводу, что все процессы, которые меняют общество, по характеру сводятся к двум большим категориям:

■ процесс взаимного сближения людей или объединяющие процессы;

■ процесс отчуждения, разделения людей.

Процесс отчуждения определяется в следующих основных видах:

Каждый из этих видов делится на ряд подпроцессов. В одном только сближении он выделил 18 подпроцессов. Схема процессов, ведущих к сближению, выглядит так:

■ на начальной стадии имеем дело с изоляцией, отчуждением, враждой;

■ переходной стадией является контакт;

■ начальной стадией объединения является взаимная терпимость - компромисс, путь от которого может привести к сближению.

Но это - условная и неидеальная схема. Делая попытку классифицировать другие процессы, мы снова будем исходить из утверждения, что основной источник общественной жизни - это необходимость удовлетворения потребностей. Стремясь получить средства для удовлетворения потребностей, люди сталкиваются с аналогичными стремлениями других людей. Эти столкновения аналогичных стремлений в определенных исторических ситуациях, в рамках определенных групп и систем отношений могут вызвать различные серии явлений - различные процессы. Стремление могут быть приспособлены друг к другу. Причем это приспособление может иметь различные формы. Может возникнуть серия явлений сотрудничества для совместной деятельности. Может возникнуть процесс соперничества, конкуренции. Если в ходе соперничества проявляются стремление ликвидировать соперника, конкурента или какую-то его систему предметов ценностей, то соперничество превращается в конфликт, который также имеет различные виды, степени. Процессы приспособления оказываются всегда там, где лицо или группа оказывается в новой среде и его система действий, оценок, критериев не приводит к удовлетворению своих потребностей.

Из всего многообразия социальных процессов по подобной технологии можно выделили следующие:

■ кооперация (сотрудничество) - согласование действия и достижения общих целей; для кооперации необходимы следующие элементы поведения, как взаимопонимание, установление правил сотрудничества, согласованность действий;

■ соперничество - противоположность интересов или на базе стремлений к удовлетворению одинаковых интересов с помощью тех средств, которыми руководствуются другие лица (соперники) сюда относят и конкуренцию - борьбу между индивидами, группами или обществами за обладание ценностями;

■ приспособления - принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей, эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в предыдущем среде, не ведут к удовлетворению потребностей;

Сами по себе такого рода "типологизированных" процессы делятся на множество подвидов. Так, к соперничеству можно отнести: конфликт - социальный процесс, в котором индивид или группа стремится к достижению собственных целей (удовлетворения потребностей, реализации интересов путем устранения, уничтожения, подчинения себе другого индивида из группы, которые стремятся к идентичным целей), они возникают на основе антагонизма, и могут возникать между группами или лицами, которые стремятся к разным целям, но одними и теми же средствами; антагонизм - как комплекс негативных установок и оценок, которые приводят к действиям, направленным на уничтожение, подчинение противника; борьбу - как форму конфликта (цель борьбы - заставить противника к капитуляции путем признания его условий, превосходство, сюда относят разного типа войны). Социология тщательно изучает такого типа отношения между социальными объектами как конфликты. Существует направление в социологии, который называется конфликтологией.

К приспособлению можно отнести: аккомодацию - как терпимость; ассимиляцию - признание полностью новых критериев, процесс взаимного культурного проникновения; амальгамизация - биологическое смешение нескольких этнических групп народов. Процесс приспособления составляет несколько элементов: изучение новой ситуации, изучение новых методов, моделей поведения, психологическая переориентация. Примером может служить поведение человека или группы при изменении экономических, политических и социальных условий (группа эмигрантов выпускник школы, когда идет на производство или в армию; крестьянин, который попадает в город).

В рамках любых групп процессы приспособления, сотрудничества, соперничества и конфликта проходят постоянно, сохраняя определенное равновесие. Если в рамках существующей организации и системы контроля данной общности эти процессы поддерживаются в равновесии, при этом полноценно реализуются потребности человека, то мы говорим, что эти процессы проходят социально организованным образом. Если возникает определенный дисбаланс, угрожая реализации потребностей людей, то возникает состояние социальной дезорганизации. Дезорганизация - это совокупность социальных процессов, которые приводят к угрозе установленного движения процессов коллективной жизни. Она заключается в дезорганизации институтов, которые не выполняют задач, функций, ослабление механизма контроля.

Неустойчивость критериев оценки, самоконтроля ведет к появлению новых способов поведения, которые противоречат общепризнанным. Это приводит к развитию: алкоголизма, наркомании, проституции, повышение уровня преступности, повышение численности нервных потрясений, состояния аномии (игнорирование и несоблюдение норм и правил поведения и деятельности) и др.

Далее выделяем процессы, которые меняют место лиц или групп в пространстве и в социальных структурах. Мы называем их миграционными процессами (миграции населения сыграли важную роль в истории человечества) и процессами мобильности. (О процессах мобильности см. Предыдущий пункт). Коротко осмотрим миграционные процессы. (См. Рис. 1. Разновидности социальных процессов.)

Миграция - это территориальное перемещение людей из страны в страну, из района в район, из города в город, из города в деревню (и наоборот), из села в село. Они могут быть: политическими (политико-экономические причины миграции), сезонными (туризм, лечение, обучение, с / х работы) и маятниковой (регулярные перемещения по данному пункту и возврата к нему). Первые цивилизованные (которые стали причинами политико-экономических перемен в обществе) миграционные процессы начались после великих географических открытий (колонизация Южной и Северной Америки, Австралии) и освоения новых земель (Сибирь, Дальний Восток). К большим миграционных явлений относятся и так называемые переселения народов или этнических миграции (нашествие варваров, миграции еретиков, евреев и образования еврейского государства).

Социологи выделяют три группы факторов, которые побуждают людей к смене места жительства:

■ факторы недовольство (условиями существования в родных местах);

■ притяжения (наличие привлекающих условий проживания в других местах);

■ доступность путей миграции (наличие или отсутствие барьеров для реализации намерений изменения места жительства.

Процессы, которые изменяют социальную организацию общества, - это процессы реорганизации и дезорганизации.

Вот далеко не полный перечень основных разновидностей социальных процессов. Все рассмотренные процессы тесно связаны между собой и всегда протекают одновременно, создавая таким образом возможности для развития изменений в обществе. Теоретический анализ и конкретное изучение социальных процессов - одно из важных направлений социологической деятельности.

Социальные процессы тесным образом связаны с изменениями в обществе. Так, любой прогресс может рассматриваться как социальный процесс, состоящий из определенного количества социальных и культурных изменений.

соц процесс - совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий. Процессы, протекающие в обществе, крайне многообразны.

Например, существуют глобальные процессы (гибели, зарождения и т.д.), процессы, касающиеся определенных видов человеческой деятельности, и многие другие.

процессы кооперации, конкуренции, приспособления, ассимиляции, мобильности, конфликта

В ходе процессов кооперации члены общества или социальной группы строят свои действия таким образом, чтобы способствовать достижению как своих целей, так и целей других индивидов. Природа процесса кооперации кроется в социальной природе человека, совместные действия людей были необходимым условием выживания каждого члена социальной группы. В основе любого процесса кооперации лежат согласованные действия людей и достижение общих целей. Для этого необходимы также такие элементы поведения как взаимопонимание, согласованность действий, установление правил сотрудничества. Главный смысл кооперации заключается в обоюдной пользе. Большое значение для успешной кооперации имеет способность отдельных личностей включаться в кооперативные взаимосвязи с другими людьми. Каждая современная организация включает в себя управленческие действия по созданию приемлемых условий кооперации между членами этой организации.

Конкуренция представляет собой попытку достижения большего вознаграждения путем отстранения или опережения соперника, стремящегося к идентичным целям. Конкуренция, как правило, протекает в условиях дефицита ресурсов или неравного распределения ресурсов между членами общества. В связи с этим конкуренция представляет собой один из методов распределения вознаграждения в современном обществе. Конкуренция может проявляться как на личностном уровне, так и носить безличный характер. Этот coциальный процесс основан на том факте, что люди всегда стремятся удовлетворить свои желания в более полной мере. Современное общество пытается вырабатывать определенные правила, в которых должна протекать конкурентная борьба. Если правила конкурентной борьбы отсутствуют, конкуренция может легко превратиться в социальный конфликт, что в значительной степени затрудняет управление социальным процессом.



Приспособление - принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения. Например, эмигранты в чужой стране пытаются приспособиться к новой культуре; школьники поступают в институт и должны приспосабливаться к новым требованиям, к новой среде. Иными словами, приспособление - это формирование типа поведения, пригодного для жизни в изменившихся условиях внешней среды. В той или иной степени процессы приспособления протекают непрерывно, поскольку непрерывно меняются условия внешней среды. В зависимости от оценки индивидом изменений внешней среды и значимости этих изменений процессы приспособления могут быть кратковременными или длительными.

Приспособление представляет собой сложный процесс, в котором можно выделить ряд особенностей. Это подчинение, компромисс, терпимость.

Всякое изменение ситуации в среде, окружающей индивида или группу, заставляет их либо подчиниться ему, либо вступить с ним в конфликт. Подчинение - обязательное условие процесса приспособления, так как любое сопротивление значительно затрудняет вхождение индивида в новую структуру, а конфликт делает это вхождение или приспособление невозможным. Подчинение новым нормам, обычаям или правилам может быть осознанным или неосознанным, но в жизни любого индивида оно встречается более часто, чем неповиновение и отвержение новых норм.

Компромисс - это форма приспособления, которая означает, что индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями и культурой путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения. Каждый индивид обычно старается достичь соглашения, учитывая собственные силы и то, какими силами располагает окружающая изменяющаяся среда в определенной ситуации. Компромисс - это баланс, временное соглашение; как только ситуация изменяется, приходится искать новый компромисс. В тех случаях, когда цели и способы их достижения у индивида или группы не могут удовлетворить индивида, компромисса достичь не удается и индивид не приспосабливается к новым условиям окружающей среды.

Необходимым условием для успешного протекания процесса приспособления является терпимость по отношению к новой ситуации, новым образцам культуры и новым ценностям.

Ассимиляция - это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Это всегда двухсторонний процесс, в котором каждая группа имеет возможности для проникновения своей культуры в другие группы пропорционально своему размеру, престижу и другим факторам. Процесс ассимиляции лучше всего проиллюстрировать на примере американизации иммигрантов, прибывающих из Европы и Азии. Прибывшие в большом количестве иммигранты в период с 1850 по 1913 г. в основном образовали иммигрантские колонии в городах на севере США. Внутри этих этнических колоний - малой Италии, малой Польши и т.д. - они жили во многом в соответствии с образцами европейской культуры, воспринимая некоторые комплексы американской культуры. Однако их дети начинают очень резко отвергать культуру родителей и впитывать культуру своей новой родины. Они часто вступают в конфликт с родителями по поводу следования старым культурным образцам. Что касается третьего поколения, то их американизация практически завершается, и новоиспеченные американцы чувствуют наиболее удобными и привычными американские образцы культуры. Таким образом, культура мелкой группы ассимилировалась в культуре крупной группы.

Ассимиляция может значительно ослаблять и гасить групповые конфликты, смешивая отдельные группы в одну большую с однородной культурой. Это происходит потому, что социальный конфликт предполагает разделение групп, но когда культуры групп ассимилируются, устраняется и сама причина конфликта.

Виды социальных процессов

1. Однолинейные (однонаправленные) процессы следуют одной-единственной траектории или проходят через схожую последовательность необходимых стадий.

Например, большинство социальных эволюционистов считают, что все человеческие культуры - одни раньше, другие позже - должны пройти через определенный набор стадий. Те, кто начал раньше или, шел по этому пути быстрее, показывают остальным, медлительным, как будет выглядеть их будущее; а те, кто отстает, демонстрируют впереди идущим, как выглядело их прошлое.

2. Мультилинейные процессы следуют по нескольким альтернативным траекториям, добавляют в своем движении нетипичные стадии.

3. Нелинейные процессы предполагают качественные скачки или прорывы после продолжительных периодов количественного роста.

Например, с точки зрения марксистов, общественно-экономические формации последовательно проходят через революционные эпохи, когда все общество после длительных периодов накопления противоречий, конфликтов, обострений и напряженностей претерпевает неожиданные, фундаментальные, радикальные трансформации.

4. Ненаправленные (или текучие) процессы имеют чисто случайный, хаотический характер, не опираются на какой-либо образец.

Таковы, например, процессы возбуждения, охватывающие революционную толпу, мобилизации и демобилизации в социальных движениях или в детских играх.

5. Волнообразные процессы. Их течение подчиняется определенным повторяющимся или схожим моделям, причем каждая следующая стадия либо идентична, либо качественно напоминает предыдущие (представляют собой некое подобие кривой на экране осциллографа).

6. Цикличные процессы возникают в том случае, когда существует возможность повторения.

К подобным процессам можно отнести, например, типичный рабочий день секретаря, сезонную работу фермера или - в более длительной временной перспективе - рутинную деятельность ученого, начавшего писать очередной труд.

7. Спиралевидные процессы возникают в случае, если наблюдается сходство процессов, но при этом они различаются уровнем сложности.

Таково, например, последовательное продвижение школьника из класса в класс или студента с курса на курс университета, когда занятия, лекции, каникулы, экзамены имеют место на каждой стадии, но всякий раз на все более высоком уровне образования. Аналогично, хотя и по другой шкале, проходят определенные циклы экономики в условиях всеобщего роста (как в пословице: два шага вперед, шаг назад).

Если после каждого цикла достигается более высокий уровень, то можно говорить о развивающемся (прогрессивном) цикле ; если же уровень после каждого поворота оказывается по соответствующей шкале более низким, то процесс должен квалифицироваться какрегрессивный цикл .

8. Случайные процессы. Частный случай процессов, когда изменения не следуют какому-либо известному образцу.

9. Стагнация (застой). Другой частный случай процессов, когда в состоянии системы в течение какого-то времени не происходит никаких изменений.

Макропроцессы осуществляются на уровне мирового сообщества, национальных государств, регионов, этнических групп; по времени они самые продолжительные. Процессы глобализации, всемирного ухудшения экономики, разрушения окружающей среды, волны социальных движений, демократизации политических систем, образовательный скачок, усиление единообразия культуры и секуляризация - все это примеры макропроцессов. Мезопроцессы охватывают большие группы, сообщества, ассоциации, политические партии, армии, бюрократию. Микропроцессы протекают в повседневной жизни человеческих индивидов: в малых группах, семьях, школах, объединениях по роду занятий, дружеских кружках.

Уровни социальных процессов соответствуют уровням социальных изменений, которых насчитывается четыре:

глобальный уровень

уровень больших социальных групп

уровень институтов и организаций

уровень межличностных отношений

18 Социальное действие в современной структурно-функциональной теории Т. Парсонса и Р. Мертона.

Структурный функционализм в социологии (Р. Мертон, Т. Парсонс)

Мертон . Функционализм: выделение элементов социального взаимодействия и определение их места и значения в некоторой связи, определенность которой делает необходимым ее системное рассмотрение. Парадигма функционального анализа в социологии Мертона в работе «Явные и латентные функции»: 1) Объект анализа – стандартизированные явления: социальные роли, процессы, институты, культурные обычаи, традиции, эмоциональные реакции и т.д.; 2) Субъективные предпосылки: мотивы, цели деятельности индивидов должны учитываться при исследовании системы; 3) Объективные последствия (функции, дисфункции). Функции – наблюдаемые последствия, которые способствуют адаптации или приспособлению данной системы. Дисфункции – наблюдаемые последствия, которые уменьшают приспособление или адаптацию системы. Нефункциональные последствия – безразличны для системы. Одни и те же последствия могут быть функциональны для одного явления и дисфункциональны для другого.

Необходимо рассматривать совокупность единиц, для которых явление имеет предназначенные последствия: индивиды, занимающие различный статус, подгруппы, социальные и культурные системы. Одно и то же явление может иметь множество функций, одна и та же функция может выполняться различными явлениями.

Понятие структурного контекста: взаимозависимость элементов социальной структуры ограничивает возможности функциональных альтернатив. Понятие динамики и изменения: исследование не только статичной социальной структуры, но и структурных изменений. Валидность функционального анализа: разработка методик анализа, приближающихся к логике экспериментального исследования.

Мертон сосредоточил усилия на изучении дисфункциональных явлений в социальной структуре. В работе «Социальная структура и аномия» анализируются различные типы поведенческих реакций на деформации и напряжения соц. структуры: конформизм, инновация, ритуализм, ретритизм, мятеж. Аномия – результат несоответствия между культурными целями (признанными обществом) и институциональными инструментами (средствами достижения культурных целей). Социальная структура укрепляется наличием комбинации всех реакций.

Структурно-функциональный подход Парсонса . «Общетеоретические проблемы социологии». Пытался объединить теорию действия (Вебера) и теорию систем (Дюркгейма), понимал социальное действие как систему, которая присутствует на всех уровнях социальной жизни. Главная задача Парсонса – построение общей аналитической логико-дедуктивной теории человеческого действия как основы решения частных эмпирических задач.

Человеческое действие – самоорганизующаяся система, специфика которой в: символичности (символические механизмы регуляции: язык, ценности), нормативности (зависимость индивидуального действия от общепринятых ценностей и норм), волюнтаристичности (иррациональность, независимость от условий среды, зависимость от субъективного понимания ситуации). Действие – это процесс в системе «субъект действия («Я») – ситуация». Акт социального действия включает: действующее лицо (субъект действия: человек, группа, организация, нация); цель; ситуацию (внешние обстоятельства); нормы и ценности (основа для выбора средств и целей действия). Функции социального действия: 1) A-адаптация к условиям окружающей среды: ответственен поведенческий организм; 2) G-целедостижение: достижение целей в отношении к окружающей среде: система личности и политическая подсистема; 3) I-интеграция: координация социальных действий с действиями других носителей. Обеспечивается социальной системой и гражданским сообществом; 4) L-поддержание образца (накопление знаний, норм, образцов). Выполняет функцию культурная система и институты культуры. Действующие функции порождают устойчивые отношения (социальные системы).

Введение

Социальные изменения в обществе протекают в результате целенаправленной деятельности людей, которая состоит из отдельных социальных действий и взаимодействий. Как правило, разрозненные действия редко могут привести к значительным социальным и культурным изменениям. Даже если один человек сделал великое открытие, множество людей должны использовать его, внедрить в свою практику. Таким образом, значительные социальные изменения происходят в процессе совместных действий людей, которые не разрознены, а, наоборот, однонаправлены, взаимно сопряжены. Причем это сопряженность часто может быть бессознательным благодаря наличию у людей мотивов и ориентаций.

Совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий, называется социальным процессом. Люди перемещаются с места на место, совместно обучаются, производят продукты, распределяют и потребляют их, участвуют в политической борьбе, культурных преобразованиях и многих других социальных процессах.

Социальные процессы.

Социальные процессы являются проявлением социальной динамики. Социальный процесс (от лат. Processus - продвижение) есть последовательная смена состояний, стадий развития социальных систем, социальных явлений; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Например, учебный процесс представляет собой последовательную смену видов учебных занятий: лекция - самостоятельная работа - семинар - индивидуальное собеседование. Результатом этого процесса является усвоение темы обучаемыми.

Из определения и приведенного выше примера следует, что социальный процесс есть суть деятельности людей, в результате которой достигаются определенные цели в развитии социальных объектов, а в самих объектах происходит последовательная смена их состояний.

Структура социального процесса включает следующие элементы:

  • 1. Субъект социальных действий. Это могут быть личность или социальная общность, организация, которые осуществляют действия для достижения поставленных целей.
  • 2. Объект социальных действий. Это социальная система или социальное явление, на которые направлены социальные действия субъекта с целью изменить их состояние.
  • 3. Условия обитания, в которых осуществлется социальное действие. Это - микро- и макросреда. Дело в том, что социальные условия, в которых протекает процесс, являются внешним фактором, его обусловливающим. Социальный процесс характеризуется не только воздействием субъекта на объект (внутреннего фактора), но и социальной среды, в которой он происходит (внешнего фактора).
  • 4. Целенаправленное социальное действие.
  • 5. Результат социального действия - те изменения, которые произошли в социальном объекте в результате воздействия на него субъекта.
  • 2. Закономерности социального процесса

Социальные процессы протекают, подчиняясь определенным закономерностям. Напомним, что закономерность - это проявление действия одного или нескольких законов, это законосообразность. Действуя в соответствии с закономерностью, мы реализуем требования объективных законов.

В социальных процессах закономерности (действия объективных законов) проявляются как тенденции, как результат противоречивого развития социальных сил. Закономерностями социального процесса являются:

  • 1. Направленность движения и смена состояний. Это означает, что социальный процесс всегда выражает определенную направленность, целесообразность деятельности. Его результатом является смена состояния объекта. Всякая ненаправленная на конкретный результат деятельность не является процессом. Цель деятельности определяет содержание и структуру достижения намеченного результата. Конечный результат дает название процессу. Абстрактных безымянных процессов не бывает. Например, от такого конечного результата, как "сплоченность", произошло название процесса "сплочение коллектива". От дисциплины - дисциплинирования, от личности - становления личности, от демократии - демократизация и т.д.
  • 2. Стадиальность процессов. Это означает, что каждый социальный процесс развивается по определенным стадиям. Без завершения предыдущей стадии, без достижения своего конечного результата (состояния) не может начаться, наступить стадия последующая. Стадия - это период, фаза, ступень процесса формирующая новое состояние. Стадия - своего рода минипроцесс. У нее свои, свойственные только ей количественные накопления, дающие качественно новое состояние, новый результат. Исходное состояние стадии существенно отличается от ее конечного результата. Возьмем для примера учебный процесс, его стадиями являются: планирование, организация, проведение, результат. Каждая из этих стадий имеет конкретное содержание и может квалифицироваться как социальный процесс. Так, планирование учебного процесса распадается на такие стадии как: анализ исходных данных для планирования; какого специалиста необходимо подготовить (его профессиограмму); сколько для его подготовки отводится учебного времени; какие дисциплины он должен изучить, их объем, последовательность изучения и т.д.; следующая стадия - разработка учебного плана и учебных программ по дисциплинам. Затем идет согласование разработанных документов с вышестоящими органами и утверждение у соответствующих руководителей. Из приведенного примера видно, что результативность социального процесса будет тем выше, чем четче будут определены его стадии, их содержание и деятельность соответствующих должностных лиц по претворению данного содержания в жизнь.
  • 3. Последовательность. Она характеризует очередность стадий развития социального процесса. Нельзя забегать вперед пока не созданы условия для последующих действий. Нельзя одновременно вести работы, когда результат одной из них является исходной позицией для другой. Последовательность определяется целью социального процесса, его оптимальностью. Изменение порядка протекания процесса меняет его характер, а следовательно, влияет на его результат. Продолжим рассуждения об учебном процессе. Последовательность его проявляется, во-первых, в строгом порядке смены стадий: планирование, организации, проведения; во-вторых, в распределении учебных дисциплин по семестрам, курсам таким образом, чтобы на младших курсах дать обучаемым общетеоретическую и методологическую подготовку для освоения на старших курсах специальных дисциплин.
  • 4. Многофакторность. Это означает, что социальные процессы являются результатом действия многих факторов. Нет ни одного социального изменения, движения, даже самого простого, которое осуществлялось бы под воздействием какой-либо одной силы. Поскольку в социальном процессе обязательно есть субъект, объект, результат, условия в котором он происходит, то это уже говорит о его многофакторности. В свою очередь каждый из перечисленных элементов может быть многофакторным. Поскольку социальный процесс есть проявление действия многих факторов, то его направленность определяется результирующей воздействующих сил. Например, если в процессе развития общества преобладают демократические силы, то этот процесс характеризуется как демократизация.

Таковы основные закономерности социальных процессов. Знания их предопределяет, во-первых, их правильную оценку, понимание сути, возможность учитывать эти закономерности в своей жизнедеятельности; во-вторых, возможность влиять на их протекание, особенно если это связано с профессиональной деятельностью или отношениями в семье; в-третьих, закономерности являются основой принципов, руководствуясь которыми можно осуществлять влияние на протекание процессов. Такими принципами являются: целенаправленность, целесообразность, стадиальность, последовательность смены состояний, подготовленность субъекта, объекта и условий протекания, комплексность оценки факторов. Организация и осуществление социальных процессов предполагает руководство этими принципами.

Из всего многообразия социальных процессов можно выделить некоторые общие черты, совокупность которых позволила социологам Р. Парку и Э. Берджесу создать классификацию основных социальных процессов. Это процессы кооперации, конкуренции (соперничества), приспособления, конфликта, ассимиляции, амальгамизации. К ним обычно присоединяют два других социальных процесса, которые проявляются только в группах, - поддержание границ и систематические связи.

Слово кооперация происходит из двух латинских слов: "ко" - "вместе" и "операри" - работать. Кооперация может протекать в диадах (группах из двух индивидов), малых группах, а также в больших группах (в организациях, социальном слое или обществе).

В основе любой кооперации лежат согласованные действия и достижение общих целей. Для этого необходимы такие элементы поведения, как взаимопонимание, согласованность действий, установление правил сотрудничества. Кооперация прежде всего связана с желаниями людей сотрудничать, и многие социологи считают это явление основанным на бескорыстии. Однако проведенные исследования и просто опыт показывают, что корыстные цели в большей степени служат кооперации людей, чем их симпатии и антипатии, нежелания или желания. Таким образом, главный смысл кооперации состоит прежде всего в обоюдной пользе.

Кооперация у членов малых групп настолько обычное явление, что история жизни большинства индивидов может быть определена в основном как их попытка стать частью таких групп, а также регулировать кооперативную групповую жизнь.

Кооперация в первичных группах важна не только сама по себе, но и тем, что она незримо связана с кооперацией во вторичных группах. Действительно, все большие организации представляют собой сеть малых первичных групп, в которых кооперация функционирует на основе включения индивидов в большое число личностных взаимосвязей.

Кооперация во вторичных группах выступает в виде многих людей, работающих совместно в крупномасштабных организациях. Желание людей сотрудничать для достижения общих целей выражается через правительственные учреждения, частные фирмы и религиозные организации, а также через группы с узкоспециализированными интересами. Такая кооперация не только включает многих людей в данном обществе, но и обусловливает создание сети организаций, кооперирующих деятельность на уровне государственных, региональных, национальных и межнациональных взаимосвязей.

Конкуренция - это борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограниченны и неравным образом распределены между индивидами или группами (это могут быть деньги, власть, статус, любовь, признательность и другие ценности). Она может быть определена как попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям. Конкуренция основана на том факте, что люди никогда не могут удовлетворить все свои желания. Поэтому конкурентные отношения процветают и в условиях изобилия, точно так же, как соперничество в деле занятия высших, высокооплачиваемых рабочих мест существует и в условиях полной занятости. Если рассматривать взаимоотношения полов, то и там практически во всех обществах существует острая конкуренция за внимание со стороны определенных партнеров противоположного пола. Конкуренция может проявляться на личностном уровне (например, когда два руководителя борются за влияние в организации) или носить безличный характер (предприниматель борется за рынки сбыта, не зная лично своих конкурентов). В последнем случае конкуренты могут не идентифицировать своих партнеров как соперников. Как личностная, так и безличная конкуренция осуществляется обычно в соответствии с определенными правилах, которые фокусируют внимание на достижении и опережении соперников, а не на их устранении.

Плюсом конкуренции можно считать то, что она широко практикуется как средство, стимулирующее каждую личность к самым большим достижениям. Раньше верили в то, что конкуренция всегда усиливает мотивацию и таким образом повышает производительность. последние же годы исследования конкуренции показали, что это не всегда справедливо. Так, встречается множество случаев, когда внутри организации возникают разные подгруппы, которые, конкурируя между собой, не могут положительно влиять на эффективность деятельности организации. Кроме того, конкуренция, не дающая шансов на продвижение какому-либо индивиду, часто приводит к отказу от борьбы и снижению его вклада в достижение общих целей. Но, несмотря на эти оговорки, очевидно, что в настоящее время не придумано еще более сильного стимулирующего средства, чем конкуренция. Именно на стимулирующем значении свободной конкуренции основаны все достижения современного капитализма, необыкновенно развились производительные силы, открылись возможности для значительного повышения уровня жизни людей. Более того, конкуренция привела к прогрессу в науке, искусстве, к значительным изменениям в социальных отношениях.

Приспособление - принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения. Например, эмигранты в чужой стране пытаются приспособиться к новой культуре; школьники поступают в институт и должны приспосабливаться к новым требованиям, к новой среде. Иными словами, приспособление - это формирование типа поведения, пригодного для жизни в изменившихся условиях внешней среды. В той или иной степени процессы приспособления протекают непрерывно, поскольку непрерывно меняются условия внешней среды. В зависимости от оценки индивидом изменений внешней среды и значимости этих изменений процессы приспособления могут быть кратковременными или длительными.

Приспособление представляет собой сложный процесс, в котором можно выделить ряд особенностей. Это подчинение, компромисс, терпимость.

Всякое изменение ситуации в среде, окружающей индивида или группу, заставляет их либо подчиниться ему, либо вступить с ним в конфликт. Подчинение - обязательное условие процесса приспособления, так как любое сопротивление значительно затрудняет вхождение индивида в новую структуру, а конфликт делает это вхождение или приспособление невозможным. Подчинение новым нормам, обычаям или правилам может быть осознанным или неосознанным, но в жизни любого индивида оно встречается более часто, чем неповиновение и отвержение новых норм.

Компромисс - это форма приспособления, которая означает, что индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями и культурой путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения. Каждый индивид обычно старается достичь соглашения, учитывая собственные силы и то, какими силами располагает окружающая изменяющаяся среда в определенной ситуации. Компромисс - это баланс, временное соглашение; как только ситуация изменяется, приходится искать новый компромисс. В тех случаях, когда цели и способы их достижения у индивида или группы не могут удовлетворить индивида, компромисса достичь не удается и индивид не приспосабливается к новым условиям окружающей среды.

Необходимым условием для успешного протекания процесса приспособления является терпимость по отношению к новой ситуации, новым образцам культуры и новым ценностям.

Ассимиляция. Ассимиляция - это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Это всегда двухсторонний процесс, в котором каждая группа имеет возможности для проникновения своей культуры в другие группы пропорционально своему размеру, престижу и другим факторам. Процесс ассимиляции лучше всего проиллюстрировать на примере американизации иммигрантов, прибывающих из Европы и Азии. Прибывшие в большом количестве иммигранты в период с 1850 по 1913 г. в основном образовали иммигрантские колонии в городах на севере США. Внутри этих этнических колоний - малой Италии, малой Польши и т.д. - они жили во многом в соответствии с образцами европейской культуры, воспринимая некоторые комплексы американской культуры. Однако их дети начинают очень резко отвергать культуру родителей и впитывать культуру своей новой родины. Они часто вступают в конфликт с родителями по поводу следования старым культурным образцам. Что касается третьего поколения, то их американизация практически завершается, и новоиспеченные американцы чувствуют наиболее удобными и привычными американские образцы культуры. Таким образом, культура мелкой группы ассимилировалась в культуре крупной группы.

Ассимиляция может значительно ослаблять и гасить групповые конфликты, смешивая отдельные группы в одну большую с однородной культурой. Это происходит потому, что социальный конфликт предполагает разделение групп, но когда культуры групп ассимилируются, устраняется и сама причина конфликта.

Амальгамизация - это биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом. Так, русская нация складывалась путем биологического смешивания многих племен и народов (поморов, варягов, западных славян, меря, мордвы, татар и др.). Расовые и национальные предрассудки, кастовая замкнутость или глубокий конфликт между группами могут образовать барьер на пути амальгамизации. Если же она будет неполной, в обществе могут появиться статусные системы, в которых статус будет измеряться "чистотой крови". Например, в Центральной Америке или в некоторых частях Южной Америки для обладания высокими статусами необходимо испанское происхождение. Но только процесс амальгамизации полностью заканчивается, гран между группами стираются и социальная структура больше не зависит от "чистоты крови".