Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации холмса-рея. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации холмса и раге Шкала социальной адаптации холмса и раге

Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации была разработана Томасом Холмсом и Ричардом Pare (США) , которые изучали зависимость возникновения заболеваний (в том числе инфекционных болезней и травм) от различных стрессогенных жизненных событий. С этой целью они обследовали более пяти тысяч пациентов. В результате Холмс и Pare пришли к выводу, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют серьезные изменения в жизни человека. На основании своего исследования они составили шкалу, в которой каждому жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности (Holmes, Rahe, 1967). При этом в качестве стрессогенных рассматриваются не только негативные события (например, развод, тюремное заключение), но и события, которые относятся к разряду приятных (вступление в брак, выдающееся личное достижение). Так, например, почти одинаковое количество баллов приписывается травме и вступлению в брак. Таким образом, авторы методики рассматривают в качестве стрессогенных любые события, вызывающие серьезные жизненные изменения, которые приводят к физиологическому или эмоциональному возбуждению.

Бланк методики

Инструкция: Внимательно прочтите весь перечень, чтобы иметь общее представление о том, какие ситуации, события и жизненные обстоятельства, вызывающие стресс, в нем перечислены. Затем отметьте все события, которые происходили с Вами в течение последнего года.

№ п/п Жизненные события Баллы
1. Смерть супруга (супруги) 100
2. Развод 73
3. Длительная разлука, разрыв с партнером 65
4. Тюремное заключение 63
5. Смерть близкого родственника 63
6. Травма или болезнь 53
7. Вступление в брак 50
8. Увольнение с работы 47
9. Примирение с супругом 45
10. Уход на пенсию 45
11. Болезнь близкого родственника 44
12. Беременность 40
13. Сексуальные проблемы 39
14. Появление нового члена семьи, рождение ребенка 39
15. Изменения на работе 39
16. Изменение финансового положения 38
17. Смерть близкого друга 37
18. Смена места работы 36
19. Усиление конфликтных отношений с супругом 35
20. Денежный долг или кредит на крупную покупку (например, дома) 31
21. Окончание срока выплаты долга 30
22. Изменение должности, повышение служебной ответственности 29
23. Уход детей из дома 29
24. Проблемы с законом 29
25. Выдающееся личное достижение, успех 28
26. Супруг бросил работу или приступил к работе 26
27. Изменение жилищных условий 25
28. Отказ от каких-то индивидуальных привычек, изменение стереотипов поведения 24
29. Крупные проблемы с начальством 23
30. Изменение условий или часов работы 20
31. Перемена места жительства 20
32. с проведением досуга или отпуска 19
33. Изменение привычек, связанных с вероисповеданием 19
34. Изменение в социальной активности 18
35. Взятие денег в долг для покупки не очень крупных вещей (машины, телевизора) 17
36. Изменение индивидуальных привычек, связанных со сном, нарушение сна 16
37. Изменение числа живущих вместе членов семьи, изменение характера и частоты встреч с другими членами семьи 15
38. Изменение привычек, связанных с питанием

(количество потребляемой пищи, диета,

отсутствие аппетита и т. п.)

15
39. Отпуск 13
40. Рождество, встреча Нового года, день рождения 12
41. Незначительное нарушение правопорядка (штраф за нарушение правил уличного движения) 11

Обработка результатов

Каждое событие оценивается соответствующим количеством баллов (правый столбец в таблице). Если событие повторилось несколько раз за год, то соответствующий ему балл нужно умножить на количество повторений. Затем все набранные баллы суммируются. Полученный результат - мера жизненных изменений - отражает уровень стресса и одновременно степень сопротивляемости стрессу.

В соответствии с проведенными исследованиями было установлено, что при 150 баллах по методике определения стрессоустойчивости и социальной адаптации возможно возникновение какого-либо заболевания с вероятностью 50%, а при 300 баллах вероятность возникновения заболевания увеличивается до 90%.

Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации дает также возможность воссоздать картину стресса, в соответствии с которой становится очевидным, что не отдельные события в жизни явились причиной возникновения стрессовой ситуации, а их комплексное воздействие.

Литература:

Психодиагностика толерантности личности. Под редакцией Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. - М.: Смысл, 2008 . - 172 с.

Когда понадобится: опросник диагностирует стрессоустойчивость и социальную адаптацию.

Опросник Холмса и Раге

Инструкция

Внимательно прочтите весь перечень, чтобы иметь общее представление о том, какие ситуации, события и жизненные обстоятельства, вызывающие стресс, в нем представлены. Затем повторно прочтите каждый пункт. Далее укажите в соответствующем столбце количество раз, когда
ситуация имела место быть за последние два года.

Тестовое задание

Жизненные события Ответы
Кол-во раз
за год
1 Смерть супруга (супруги)
2 Развод
3 Разъезд супругов (без оформления развода), разрыв с партнером
4 Тюремное заключение
5 Смерть близкого члена семьи
6 Травма или болезнь
7 Женитьба, свадьба
8 Увольнение с работы
9 Примирение супругов
10 Уход на пенсию
11 Изменение в состоянии здоровья членов семьи
12 Беременность партнерши
13 Межполовые проблемы
14 Появление нового члена семьи, рождение ребенка
15 Реорганизация на работе
16 Изменение финансового положения
17 Смерть близкого друга
18 Изменение профессиональной ориентации, смена места работы
19 Усиление конфликтности отношений с супругом
20 Ссуда или заем на крупную покупку (например, дома)
21 Окончание срока выплаты ссуды или займа, растущие долги
22 Изменение должности, повышение служебной ответственности
23 Сын или дочь покидают дом
24 Проблемы с родственниками мужа (жены)
25 Выдающееся личное достижение, успех
26 Супруг бросает работу (или приступает к работе)
27 Начало или окончание обучения в учебном заведении
28 Изменение условий жизни
29 Отказ от каких-то индивидуальных привычек, изменение стереотипов
поведения
30 Проблемы с начальством, конфликты
31 Изменение условий или часов работы
32 Перемена места жительства
33 Смена места обучения
34 Изменение привычек, связанных с проведением досуга или отпуска
36 Изменение привычек, связанных с вероисповеданием
36 Изменение социальной активности
37 Ссуда или заем для покупки менее крупных вещей (машины, телевизора)
38 Изменение индивидуальных привычек, связанных со сном, нарушение сна
39 Изменение числа живущих вместе членов семьи, изменение характера
и частоты встреч с другими членами семьи
40 Изменение привычек, связанных с питанием (количество потребляемой
пищи, диета, отсутствие аппетита и т. п.)
41 Отпуск
42 Рождество, встреча Нового года, день рождения
43 Незначительное нарушение правопорядка (штраф за нарушение правил
уличного движения)

Спасибо за ваши ответы!

Ключ к тесту на стрессоустойчивость Холмса и Раге

Описание

Методика Холмса и Раге диагностирует стрессоустойчивость и социальную адаптацию у сотрудников.

Под стрессоустойчивостью следует понимать способность выдерживать определенные психофизические нагрузки и переносить стрессы без ущерба для организма и психики. Сложно поддается корректировке, если речь идет о реакции на стресс. А вот стрессор (источник стресса) и/или постстрессовое поведение корректировать можно.

Социальная адаптация – процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Одним из видов социальной адаптации является адаптация социально-психологическая, то есть такое взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. Этот вид приспособления предполагает поисковую активность личности, осознание ею своего социального статуса и социально-ролевого поведения, идентификацию личности и группы в процессе выполнения совместной деятельности, принятие индивидом норм, ценностей и традиций социальной группы.

Адаптационный потенциал – степень скрытых возможностей субъекта оптимально включаться в новые или изменяющиеся условия окружающей его социальной среды. Он связан с адаптивной подготовкой – накоплением человеком такого потенциала в процессе особым образом организованной деятельности по приспособлению к социальным условиям. Внешние трудности, болезнь, состояние затяжной экстремальности, голод и т. д. снижают адаптационный потенциал индивида, и при встрече с ситуацией, угрожающей его жизненным целям, может возникнуть дезадаптация.

Доктора Томас Холмс и Ричард Райх (или Холмс и Раге, США) изучали зависимость заболеваний, в том числе инфекционных болезней и травм, от различных стрессогенных жизненных событий у более чем 5000 пациентов. Они пришли к выводу, что 151 психической и физической болезни обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека. На основании своего исследования они составили шкалу, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности.

Ключ к тесту

Оцениваемый в бланке с ситуацией отмечает события, которые с ним случились в течение последнего года. Необходимо посчитать баллы в соответствии с ниже приведенной таблицей. Если какая-либо ситуация возникала чаще одного раза, то количество баллов следует умножить на указанное испытуемым количество раз.

Баллы Баллы
1. 100 23. 29
2. 73 24. 29
3. 65 25. 28
4. 63 26. 26
5. 63 27. 26
6. 53 28. 25
7. 50 29. 24
8. 47 30. 23
9. 45 31. 20
10. 45 32. 20
11. 44 33. 20
12. 40 34. 19
13. 39 35. 19
14. 39 36. 18
15. 39 37. 17
16. 38 38. 16
17. 37 39. 15
18. 36 40. 15
19. 35 41. 13
20. 31 42. 12
21. 30 43. 11
22. 29

Интерпретация результата

Большая степень сопротивляемости стрессу.

Оцениваемый обладает очень высокой степенью стрессоустойчивости. Для него характерна минимальная степень стрессовой нагрузки. Любая деятельность личности, независимо от ее направленности и характера тем эффективнее, чем выше уровень стрессоустойчивости. Это дает возможность говорить про управленческую деятельность как такую, которая имеет сильный стрессогенный характер. Повышение уровня стрессоустойчивости личности прямо и непосредственно ведет к продлению жизни.

Высокая степень сопротивляемости стрессу.

Оцениваемый обладает высокой степенью стрессоустойчивости. Его энергия и ресурсы не тратятся на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса. Поэтому любая деятельность оцениваемого, независимо от ее направленности и характера становится эффективнее. Это дает возможность говорить про управленческую деятельность как такую, которая имеет стрессогенный характер.

Пороговая (средняя) степень сопротивляемости стресса.

Оцениваемый обладает средней степенью стрессовой нагрузки. Его стрессоустойчивость снижается с увеличением стрессовых ситуаций в жизни. Это приводит к тому, что личность вынуждена львиную долю своей энергии и ресурсов вообще тратить на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса. Это дает возможность говорить про управленческую деятельность как такую, которая в малой степени носит стрессогенный характер. Верующий человек, как правило, более стрессоустойчив благодаря своей внутренней способности к духовному самоограничению и смирению.

Низкая степень сопротивляемости стрессу.

Оцениваемый обладает низкой степенью стрессоустойчивости (ранимостью). Это приводит к тому, что личность вынуждена львиную долю своей энергии и ресурсов вообще тратить на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса.

Большое количество баллов (больше 300) – это сигнал тревоги, предупреждающий об опасности. Следовательно, необходимо срочно что-либо предпринять, чтобы ликвидировать стресс.

Если сумма баллов свыше 300, то оцениваемому грозит психосоматическое заболевание, поскольку он близок к фазе нервного истощения.

В настоящий момент в психодиагностике главенствует комплексный подход, согласно которому процесс измерения уровня развития той или иной составляющей психической жизни человека производится с использованием нескольких различных инструментов.

В процессе определения стрессовых состояний организма используются методы наблюдения, опроса, тестирования. Очень часто исследователь применяет несколько методик психодиагностики, анализируя комплекс их результатов, собственных наблюдений, отзывов близких к испытуемому людей и соединяя их в единое представление об уровне развития стресса и состояния стрессоустойчивости испытуемого.

Направления психодиагностики, отбор конкретных методик и условия их применения зависят, прежде всего, от концептуальной основы деятельности специалиста, проводящего диагностику, от направленности его работы, полученного запроса, цели проведения диагностики, от конкретной ситуации.

Сложности, существующие в области изучения стрессового поведения, отразились и на подходах к классификации методов психодиагностики стресса. Из множества представленных в науке и практике методик, предлагаемых специалистами по работе в области стресса, можно выделить, в соответствии с целью и предметом исследования, несколько классов:

1. Методики на определение актуального уровня стресса, выраженности нервно-психической напряженности и тревожности. К этой группе методик можно отнести:

§ опросник Т. А. Иванченко, М. А. Иванченко, Т. П. Иванченко "Инвентаризация симптомов стресса";

§ методику для выявления подверженности стрессу Т. А. Немчина и Дж. Тейлора;

§ шкалу психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона;

§ тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона;

§ комплексную оценку проявлений стресса Ю. В. Щербатых;

§ тест "Степень напряженности" Н. А. Литвинцева;

§ методику экспресс-диагностики уровня психоэмоционального напряжения (ПЭН) и его источников О. С. Копниной, Е. А. Суслова, Е. В. Заикина и др.

Поскольку стресс сопровождается переживанием тревоги и нервно-психического напряжения, в эту же группу можно отнести блок методик, направленных на диагностику тревожности:

§ опросник Т. А. Немчина "Определение нервно-психического напряжения";

§ шкала самооценки тревоги В. Цунга;

§ шкала ситуативной тревожности Ч. Д. Спилбергера;

§ опросник иерархической структуры актуальных страхов (ОАС) Ю. В. Щербатых.

2. Методики, помогающие прогнозировать поведение человека в экстремальных условиях. Данные методики позволяют выявить нервно-психическую неустойчивость и предрасположенность к невротическим расстройствам. Наиболее широко используются для этих целей следующие инструменты:

§ симптоматический опросник "Самочувствие в экстремальных условиях" А. Волкова, Н. Водопьяновой;

§ методика склонности к срывам в стрессовой ситуации "Прогноз" В. А. Баранова.

3. Методики, позволяющие выявлять негативные последствия дистресса. Известно, что существование в длительных стрессовых ситуациях или переживание острого (травматического стресса) приводит к истощению адаптационной энергии организма.

Результатом данного процесса является ухудшение различных показателей физического здоровья и психологического самочувствия

К методикам этого класса можно отнести:

§ Гиссенский опросник;

§ шкала клинических жалоб SCL Р. Л. Дерогатис;

§ шкалу оценки влияния травматического события (ШОВТС) и др.

К последствиям стресса причисляют и развитие депрессивных состояний. Возникновение депрессии имеет сложный патогенез, однако очевидно, что переживание фрустрации или хронических стрессов может провоцировать появление депрессивных состояний и депрессивных симптомов. Методики, направленные на выявление депрессивных симптомов, синдрома и депрессии как заболевания, таковы:

§ "Опросник суицидального риска";

§ методика "Дифференциальная диагностика депрессивных состояний" В. Зунга, адаптация Т. И. Балашовой;

§ методика "Дифференциальная диагностика депрессивных состояний" В. Жмурова;

§ опросник "Уровень депрессии" А. Бека и др.

4. Диагностика профессиональных стрессоров. В настоящее время проблема стрессов на рабочем месте актуальна для большинства работающих людей. Знание факторов стрессогенности в деятельности персонала и руководителей является целью организационной диагностики. Стресс на работе может быть связан как с особенностями организационной культуры, так и с профессиональными стресс-факторами. Методики данного класса можно разбить на несколько групп:

4.1. Методики, направленные на определение уровня стресса и факторов стресса в профессиональной деятельности. В эту подгруппу можно включить такие методики, как:

§ шкала оценки стрессогенности профессионально трудных ситуаций (ПТС) на рабочем месте Н. Водопьяновой, Е. Старченковой;

§ тест на профессиональный стресс Ю. В. Щербатых;

§ опросник "Причины деятельностного стресса";

§ тест-вопросник "Причины стресса в вашей работе";

§ тест на определение профессионального стресса Т. Д. Азарных, И. М. Тыртышникова;

§ оценка уровня деятельностной стрессогенности.

4.2. Для сохранения профессионального здоровья особую важность приобретает диагностика симптомов эмоционального выгорания. В настоящее время не существует единой модели выгорания, признанной всеми специалистами. К. Маслач рассматривает выгорание как ответную реакцию организма на профессиональные стрессы и предлагает трехкомпонентную модель: эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция персональных достижений.

Научное исследование факторов СЭВ стало возможным благодаря использованию таких традиционных методик, как:

§ методика диагностики профессионального выгорания К. Маслач-С. Джексон, адаптация Н. Е. Водопьяновой;

§ методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко;

§ опросник определения психического "выгорания" А. А. Рукавишникова и др.

4.3. Результатом высокой стрессогенности деятельности может быть ухудшение психофизиологических параметров и снижение общей энергетики организма. Выявить данные показатели можно при помощи таких методик, как:

§ опросник ДОРС "Дифференцированная оценка состояний сниженной работоспособности (утомление, монотония, пресыщение, стресс) А. Леоновой, С. Величковской;

§ опросник "Ваш индекс психоэнергетической опустошенности";

§ опросник диагностики психофизиологической дезадаптации О. Н. Родиной и др.

4.4. Особая группа методик посвящена диагностике проблем, связанных с управлением временем в профессиональной деятельности. Наиболее известны в этой подгруппе следующие методики:

§ тест "Профессиональная компетентность во времени" Л. В. Куликова;

§ опросник "Тайм-синдром менеджера" Н. Водопьяновой;

§ опросник "Дефицит времени в управленческой деятельности" Н. Водопьяновой.

5. Методики, позволяющие выявить ресурсы стрессоустойчивости человека.

Психологи выделяют два вида ресурсов -- внешние и внутренние (личностные). Применение методик данного класса - часть профилактической работы с клиентом, которому необходимо знать о наличии этих ресурсов для того, чтобы использовать их в возможной трудной ситуации и поддерживать удовлетворительное качество жизни.

5.1. Специалисты в области стресса уверены, что одним из важнейших внешних ресурсов стрессоустойчивости является социальная поддержка. Для диагностики социальной поддержки может быть использована многомерная шкала восприятия социальной поддержки MSPSS С. Зимета, а также опросник В А. Ананьева "Источники социально-психологической поддержки". Шкала Зимета позволяет определить уровень поддержки, которую оказывают семья, друзья и "значимые другие". Опросник "Потери и приобретения персональных ресурсов" (ОППР) Н. Водопьяновой и М. Штейна позволяет исследовать наличие или потери материальных и нематериальных; внешних и внутренних ресурсов.

Центральный аспект современных теорий стресса - концептуализация процессов преодолевающего поведения как стабилизирующего фактора, помогающего человеку адаптироваться в трудных ситуациях. В настоящее время концепция преодолевающего поведения получила широкое признание среди психологов различных направлений, что привело к разработке надежного диагностического инструментария, позволяющего измерить как сам процесс копинга, так и его результат. Для этого используются следующие методики:

§ диагностика предпочитаемых копинг-стратегий (Э. Хейм, в адаптации Л. И. Вассермана);

§ опросник "Копинг-стратегии" Р. Лазаруса;

§ опросник "Стратегии преодоления стрессовых ситуаций" (SACS) С. Хобфолла;

§ опросник SVF120 "Преодоление трудных жизненных ситуаций" В. Янке и Г. Эрдманна (адаптация Н. Е. Водопьяновой);

§ опросник "Копинг-поведение в стрессовых ситуациях" (С. Норман, Д. Эндлер, Д. Джеймс, М. Паркер, в адаптации Т. Л. Крюковой и др.).

Постарайтесь вспомнить все события, случившиеся с Вами в течение последнего года или текшего года, и подсчитайте общее число «заработанных» Вами в данном тесте очков.

Жизненные события Баллы
1 Смерть супруга (супруги) 100
2 Развод 73
3 Разъезд супругов, разрыв с партнером 65
4 Тюремное заключение 63
5 Смерть близкого члена семьи 63
6 Травма или болезнь 53
7 Женитьба, свадьба 50
8 Увольнение с работы 47
9 Примирение супругов 45
10 Уход на пенсию 45
11 Изменение в состоянии здоровья членов семьи 44
12 Беременность (партнерши) 40
13 Сексуальные проблемы 39
14 Появление нового члена семьи, рождение ребенка 39
15 Реорганизация на работе 39
16 Изменение финансового положения 38
17 Смерть близкого друга 37
18 Изменение или смена места работы 36
19 Усиление конфликтности отношений с супругом 35
20 Ссуда или заем на крупную покупку (например, дома) 31
21 Окончание срока выплаты ссуды, растущие долги 30
22 Повышение служебной ответственности 29
23 Сын или дочь покидает дом 29
24 Проблемы с родственниками мужа (жены) 29
25 Выдающееся личное достижение, успех 28
26 Супруг бросает работу (или приступает к работе) 26
27 Начало или окончание обучения в учебном заведении 26
28 Изменение условий жизни 25
29 Отказ от каких-то индивидуальных привычек, изменение стереотипов поведения 24
30 Проблемы с начальством, конфликты 23
31 Изменение условий или часов работы 20
32 Перемена места жительства 20
33 Смена места обучения 20
34 Проведение досуга или отпуска 19
35 Изменение привычек, связанных с вероисповеданием 19
36 Изменение социальной активности 18
37 Ссуда или заем для покупки крупных вещей (машины) 17
38 Изменение индивидуальных привычек, связанных со сном, нарушение сна 16
39 Изменение числа живущих вместе членов семьи, изменение характера и частоты встреч с другими членами семьи 15
40 Изменение привычек, связанных с питанием (количество потребляемой пищи, диета, отсутствие аппетита и т.п.) 15
41 Отпуск 13
42 Рождество, встреча Нового года, день рождения 12
43 Незначительное нарушение правопорядка (штраф за нарушение правил уличного движения) 11

Интерпретация результатов . Доктора Холмс и Раге (США) изучали зависимость заболеваний (в том числе инфекционных болезней и травм) от различных стрессогеннеых жизненных событий более чем у пяти тысяч пациентов. Они пришли к выводу, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека. На основании своего исследования они составили шкалу, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов, в зависимости от его стрессогенности.

В соответствии с проведенными исследованиями было установлено, что 150 баллов означают 50% вероятности возникновения какого-то заболевания, а при 300 баллах они увеличиваются до 90%.

Внимательно прочтите весь перечень, чтобы иметь общее представление о том, какие ситуации, события и жизненные обстоятельства, вызывающие стресс, в нем представлены. Затем повторно прочтите каждый пункт, обращая внимание на количество баллов, которым оценивается каждая ситуация. Далее попробуйте вывести из тех событий и ситуаций, которые за последние два года происходили в вашей жизни, среднее арифметическое (посчитайте – среднее количеств баллов в 1 год). Если какая-либо ситуация возникала у вас чаще одного раза, то полученный результат следует умножить на данное количество раз.

Итоговая сумма определяет одновременно и степень вашей сопротивляемости стрессу. Большое количество баллов – это сигнал тревоги, предупреждающий вас об опасности. Следовательно, вам необходимо срочно что-либо предпринять, чтобы ликвидировать стресс. Подсчитанная сумма имеет еще одно значение: она выражает (в цифрах) степень вашей стрессовой нагрузки. Для наглядности приводим сравнительную схему стрессовых характеристик.

Если, к примеру, сумма баллов свыше 300, это означает реальную опасность, то есть вам грозит психосоматическое заболевание, поскольку вы близки к фазе нервного истощения.

Подсчет суммы баллов даст вам возможность воссоздать картину своего стресса. И тогда вы поймете, что не отдельные, вроде бы незначительные события в вашей жизни явились причиной возникновения стрессовой ситуации, а их комплексное воздействие.