Понятие природных особенностей человека. Природные предпосылки и индивидуально-психофизиологические особенности личности. Методика «Подвижность нервной системы»


Одни и те же внешние условия, одна и та же среда могут оказывать различное влияние на личность.


Законы психического развития молодого человека потому и сложны, что само психическое развитие является процессом сложных и противоречивых изменений, что многогранны и многообразны факторы, влияющие на это развитие.


Человек, как известно, является существом природным. Природные, биологические предпосылки необходимы для развития человека. Необходим определенный уровень биологической организации, человеческие мозг, нервная система, чтобы стало возможным формирование психических особенностей человека. Природные особенности человека становятся важными предпосылками психического развития, но лишь предпосылками, а не движущими силами, факторами психического развития. Мозг как биологическое образование является предпосылкой появления сознания, но сознание – продукт общественного бытия человека. Нервная система обладает врожденными органическими основами для отражения окружающего мира. Но только в деятельности, в условиях социальной жизни формируется соответствующая способность. Природной предпосылкой развития способностей является наличие задатков – некоторых врожденных анатомо-физиологических качеств мозга и нервной системы, но наличие задатков еще не гарантирует развитие способностей, которые формируются и развиваются под влиянием условий жизни и деятельности, обучения и воспитания человека.


Природные особенности оказывают достаточное влияние на психическое развитие человека.


Во-первых, они обусловливают разные пути и способы развития психических свойств. Сами по себе они не определяют никаких психических свойств. Ни один ребенок не является природно «расположенным» к трусости или смелости. На базе любого типа нервной системы при правильно поставленном воспитании можно выработать нужные качества. Лишь в одном случае это будет труднее сделать, чем в другом.


Во-вторых, природные особенности могут влиять на уровень и высоту достижений человека в какой-либо области. Например, имеются врожденные индивидуальные различия в задатках, в связи с чем одни люди могут иметь преимущество перед другими в отношении овладения каким-либо видом деятельности. Например, ребенок, имеющий благоприятные природные задатки для развития музыкальных способностей будет, при всех прочих равных условиях, развиваться в музыкальном отношении быстрее и добьется больших успехов, чем ребенок, такими задатками не обладающий.


Были названы факторы и условия психического развития личности.



  • Влияние природных особенностей на психическое развитие человека влияние на личность.


  • Влияние природных особенностей на психическое развитие человека . Одни и те же внешние условия, одна и та же среда могут оказывать различное влияние на личность. Условия психического развития личности.


  • Влияние природных особенностей на психическое развитие человека . Одни и те же внешние условия, одна и та же среда могут оказывать различное


  • Среда является вторым фактором развития человека . Природная среда влияет на психическое развитие опосредованно – через существующие в данной ереде виды трудовой деятельности и культуру.


  • Влияние природных особенностей на психическое развитие человека .
    Первичным в развитии человека человечества ) является не сознание людей , а их бытие.


  • Природное (биологическое) в человеке - это то, что связывает его с предками, а через них - со всем жмзым миром, с высшими животными в особенности .
    Вне человече- ского общества духовное, социальное, психическое развитие про- исходить не может.


  • ...революционной теорией развития - у любого человека независимо от его природных анатомо-физиологических особенностей можно сформировать любые
    Это, пожалуй, самое убедительное доказательство существенного влияния среды на психическое развитие .


  • Психика - совокупность психических явлений, составляющих внутренний мир человека (желания, познание, переживания, самосознание).
    И хотя видовые морфологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека ...


  • Психика человека и животных находится в состоянии постоянного развития . Однако характер и сод.
    Элементарные, природные свойства , называемые обычно задатками, входят в состав более сложных, формирующихся под влиянием внешних условий психических функций...


  • Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития ...

Найдено похожих страниц:10


Страница 3

Психофизиологические особенности человека - это особенности его психики, развитие, строение организма, состояние здоровья. Каждый человек обладает психофизиологическими особенностями. Поэтому можно говорить о том, что человек по своим пригодным данным более или менее подготовлен к успешному овладению определённой профессией или групповой профессией. В связи с этим встаёт вопрос: какие характерные особенности личности необходимо изучить? Как правильно определить особенности и свойства личности?

Ответы на эти вопросы и будут предметом нашего дальнейшего рассмотрения.

К наиболее важным особенностям личности, подлежащим диагностированию, относятся: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, профессиональные намерения, профессиональная направленность, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.

Рассмотрим подробнее те стороны личностных характеристик, которые имеют значение для профориентационной работы.

Личность формируется в процессе постоянных взаимоотношений с людьми. Все особенности, присущие личности, социально обусловлены. Поэтому ценностные ориентации можно определить как напрвленность личности на усвоение (создание) общественных ценностей в соответствии с конкретными потребностями.

Каждая личность стремиться к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют её целям и интересам. Применительно к профессиональной деятельности человека можно выделить такие ценности, представляющие для него значимость:

Самоутверждение в обществе, в ближайшей социальной среде - быть полезным обществу;

Признание родных, знакомых, друзей;

Самосовершенствование и самовыражение; интересная работа;

Применение свои знаний, умений, способностей;

Творческий характер труда;

Стать мастером своего дела;

Романтика трудовой деятельности;

Материально-практические, утилитарные ценности - хороший заработок;

Должность, удовлетворяющая личность; перспектива продвижения по службе.

Главную роль в выборе ценностей имеют мотивы, которые, в свою очередь, зависят от интересов и потребностей личности, целей этой личности.

По виду мотивы выбора профессии можно разделить на шесть групп:

Общая мотивировка;

Романтика профессий;

Мотивы познавательного характера;

Мотивы, в которых подчёркивается общественная значимость профессии;

Немотивированный выбор.

По характеру все мотивы можно разделить на четыре группы:

Мотив, чётко и аргументированно обосновывающий целесообразность выбора данного направления трудовой деятельности;

Мотивация нечёткая, недостаточно аргументированная;

Мотивация неуверенная, неаргументированная;

Никак не аргументированная мотивация.

Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило человека избрать данный вид труда и насколько чётки, аргументированы мотивы выбора. Это в свою очередь даёт возможность выяснить направленность личности на ценности. Итак, мы рассмотрели ценностные ориентации в структуре личности человека. Во взаимосвязи с другими характеристиками личности их можно представить следующим образом: потребности – интересы ценности – мотивы – цели – выбор.

Предварительная профдиагностика предполагает выявление таких характеристик, как склонности, интерес, темперамент.

1. Интерес - это особое отношение к чему-либо или кому-либо, это и потребность в определённых эмоциональных переживаниях, получаемых в результате каких-то людей или предметов. Ведь одно дело интересоваться, например, автомобилем, и совсем другое – заниматься в кружке автодела. Как правило, на занятия, к которым учащийся более склонен, он тратит больше времени и к тому же трудится с желанием. Если человек при этом добивается ещё определённых результатов в этой деятельности, то можно говорить о способностях к данной деятельности.

Справочник школьного психолога Костромина Светлана Николаевна

Природные (биологически обусловленные) особенности учащихся

индивидуально-типологические характеристики ребенка, детерминированные свойствами нервной системы и определяющие продуктивность процесса обучения. Наиболее значимыми среди них считают индивидуальные различия в проявлениях силы нервной системы, временных и скоростных характеристиках нервной системы (лабильность, подвижность), быстром образовании новых связей (динамичность).

Из книги 100 великих загадок природы автора Непомнящий Николай Николаевич

БИОЛОГИЧЕСКИ АНОМАЛЬНЫЕ СУЩЕСТВА Может быть, если бы у Джина не сбежала змея, ничего бы и не случилось. Заметил пропажу Нельсон, приятель и сосед мальчика. Несмотря на поздний час, друзья тут же отправились на поиски змеи. Позже, когда взрослые начнут восстанавливать

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОБ) автора БСЭ

Из книги Формула правильного питания (Методическое пособие) автора Безруких Марьяна Михайловна

Из книги Семейный вопрос в России. Том II автора Розанов Василий Васильевич

Из книги Неотложные состояния у детей. Новейший справочник автора Парийская Тамара Владимировна

Из книги Полный справочник по уходу за больными автора Храмова Елена Юрьевна

Из книги Большой атлас целительных точек. Китайская медицина на страже здоровья и долголетия автора Коваль Дмитрий

О неурочных занятиях учащихся

Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

О неурочных занятиях учащихся Циркуляром от 15 августа 1902 г. управляющий министерством народного просвещения предоставил семь учебных дней в году в распоряжение педагогических советов мужских и женских гимназий, каковые дни могут быть сделаны рекреационными, но с тем,

Из книги Справочник педиатра автора Соколова Наталья Глебовна

Геморрагические диатезы, обусловленные изменением тромбоцитов Тромбоцитопатии – самые распространенные заболевания в группе геморрагических диатезов у детей. В основе тромбопатий лежит качественная неполноценность тромбоцитов, обычно при нормальном их количестве.

Из книги Настольная книга для женщин после сорока. Домашняя энциклопедия автора Данилова Наталья Андреевна

Из книги Отменное здоровье после 60. Советы лучших экспертов. Домашняя энциклопедия автора Бауман Илья Абрамович

Атлас биологически активных точек для позвоночника

Из книги Здоровье мужчины после сорока. Домашняя энциклопедия автора Бауман Илья Абрамович

Из книги автора

Наследственно обусловленные синдромы нарушенного кишечного всасывания (мальабсорбции) Муковисцидоз (кистозный фиброз поджелудочной железы) Этиология. Заболевание передается по аутосомно-рецессивному типу. В связи с ферментным дефектом в слизистых клетках

Из книги автора

Биологически активные добавки Нередко фирмы, производящие биологически активные добавки (БАД) для похудения, утверждают, что при приеме их препаратов не обязательно соблюдать диету. Однако это далеко не так. Диета всегда должна быть основным фоном при применении этих

Из книги автора

Биологически активные добавки Отличие биодобавок от лекарств состоит прежде всего в том, что лекарства способны вызывать в организме изменения, которые не свойственны организму в норме. Биодобавки же регулируют естественную деятельность организма, а потому более

Из книги автора

Биологически активные добавки Для коррекции проявлений климакса можно использовать препараты с мягким тонизирующим эффектом, улучшающие обмен веществ, работоспособность, а также уменьшающие мышечную слабость. К ним относятся такие биологически активные добавки, как

Природные предпосылки и индивидуально-психофизиологические особенности личности

Основной недостаток предшествующих подходов в понимании природных предпосылок личности заключается, на наш взгляд , в том, что в качестве основания индивидуально-психологических свойств берется не вся целостная биологическая

система человека, а лишь та или иная ее часть, каждая из которых (гуморальная, соматическая или нервная) сама по себе не обладает необходимыми для этого свойствами.

Мы полагаем, что в основании индивидуально-психологических свойств лежат свойства не той или иной отдельной, частной биологической подсистемы, а общая конституция человеческого организма, которая рассматривается нами как совокупность всех частных конституций, т. е. всех физических и физиологических свойств индивида, закрепленных в его наследственном аппарате...

Многочисленные экспериментальные данные, полученные в последние годы на близнецах и популяционно-генетических исследованиях, убедительно свидетельствуют о наследственной природе не только свойств нервной системы, но и многих индивидуально-психологичес.ких свойств, таких как активность, эмоциональность, социабельность, импульсивность и др...

Системный подход к изучению природных предпосылок личности не только позволяет рассматривать биологические свойства человека как «элементы» более низкой системы, которые Включаются в систему более высокого порядка - «личность», но и предполагает объяснительный принцип: каким образом происходит это включение.

Мы предлагаем назвать этот принцип принципом «системногообобщения». Этот принцип аналогичен понятию «обобще­ния у Ж. Пиаже и С. Л. Рубинштейна . Так, Ж. Пиаже широко использовал понятие обобщения как один из важнейших механиз мов формирования навыков и интеллекта... С. Л. Рубинштейн определял характер человека как закрепленную в индивиде систему генерализованных, обобщенных побуждений.

В чем же специфика «системного обобщения» природных предпосылокличности? Прежде всего в том, что природные Предпосылки- это не аморфная и пассивная совокупность биологических свойств человека, а определенным образом изначальноорганизованная система с четкой иерархией и структуройорганических потребностей, свойств нервной системыи т. д.

Каждый конкретный человек получает от природы в силу своей общей конституции строго определенный диапазон «нормы реакции» биохимических, биомеханических, соматических, нейрофизиологических и т. д. свойств. В результате биологического развития у него формируется индивидуальный уровень обмена, мышечного развития, определенные свойства нервной системы и т. д. Эти индивидуально-устойчивые и иерархически организованные биологические компоненты с самого раннего детства включаются в выполнение самых различных видов деятельности - от сосательного и хватательного поведения до игры, учебы, труда. На первых этапах развития человека (сразу же после рождения) имеют место, по-видимому, разные скорости выполнения деятельности, может наблюдаться разная пластичность, разные эмоциональные реакции и т. д. Однако по мере созревания и развития человека в условиях конкретной социально-исторической среды, благодаря постоянству и генетической устойчивости биологических компонент, постепенно у каждого индивида складывается некая присущая только ему обобщенная скорость, обобщенная пластичность, обобщенная эмоциональность и другие обобщенные характеристики поведения и деятельности.

Эти «формальные» характеристики индивидуальной психики, сформировавшиеся в результате системного обобщения психофизиологических компонент деятельностей независимо от их конкретных мотивов, целей, способов, программы поведения и т. д. за счет врожденного постоянства индивидуально-устойчивых нейрофизиологических, а точнее, всех биологических компонент, вовлеченных в индивидуально-конкретные виды деятельности человека, и составляют основной предмет исследований дифференциальной психофизиологии. Эти биологически обусловленные формальные характеристики психики получили название «формально-динамических» (в школе Теплова -Небылицына) или психодинамических (в школе Мерлина) свойств.

Мы полагаем, что более правильно называть эти свойства просто «формальными» в отличие от «содержательных», поскольку прилагательное «динамические» отражает лишь одну из сторон формальных свойств, а именно «энергетическую, силовую». Можно, по-видимому, говорить и о «формально-структурных» свойствах, связанных с особенностями построения обобщенных программповедения. Термин «психодинамические свойства» представляется менее удачным, тем более что за ним закреплено совершенно другое понятие в школе Левина («динамика мотивов»),

В отличие от формальных содержательные свойства личности (предметно-смысловые структуры: знания, мотивы, цели, отношенияи т.д.) формируются по другой «логике» и другим законом. Если формальные характеристики обобщаются преимущественно по логике «тела» (т. е. под влиянием действия общей конституции человека), то в основе обобщения содержа­тельных свойств психики лежит уже логика «предмета» социально-детерминированной деятельности человека.

Существование в структуре личности устойчивых, обобщенных формальных свойств, в частности формально-динамических, выступающих под общим термином «темперамент», позволяет человеку, с нашей точки зрения, оптимально расходовать свои энергодинамические возможности. Заданный от природы (т. е. генетически детерминированный), определенный индивидуальный уровень энергодинамических возможностей (определенный уровень обмена, активности гормональной сферы, особенности нервных процессов и т. д.), постоянно включаясь в деятельность (независимо от мотивов, целей и т. д.), неизбежно приводитк оптимально сопряженной с деятельностью обобщенной интеграции всех биологических свойств индивида. Возникнувкак новое системное качество, обобщенная интеграция психофизиологических свойств, или, другими словами, система формальных свойств личности, начинает уже сама выступать | роли своего рода регулятора поведения человека в новой ситуации и впроцессе освоения новых видов деятельности.

Таким образом, основное формальное свойство личности, которое формируется в результате системного индивидуального обобщения одних и тех же биологических компонентов (т. е. индивидуальных генетических факторов, уровня обмена, осо­бенностейтелосложения, особенностей функционирования центральнойнервной системы и т. д.) в деятельности в самом широкомсмысле слова характеризует прежде всего меру взаи­модействия субъекта со средой и с другими людьми с точки зрения ее динамической (или динамико-энергетической) напряженности. Эта динамическая черта формальных свойств получила в дифференциальной психофизиологии название «общей активности». Основными показателями общей активности, включая двигательную и речевую, выступают: темп, ритм, скорость, интенсивность, пластичность, выносливость и др.

Другой важнейшей динамической характеристикой, относящейся также к формальным свойствам личности, является эмоциональность человека, куда включаются индивидуально-устойчивые аффекты или детерминирование одного из ведущих настроений (радости, гнева, страха, печали). В эмоциональности, в частности в модальности (знаке) эмоции, можно уже вы­членить некоторые обобщенные содержательные характеристи­ки психики. Однако у нас имеются все основания считать, что в характеристиках эмоциональности отражаются прежде всего устойчивые формальные свойства личности, сформированные под влиянием обобщения в первую очередь природных особенностей человека - факторов гормональной и телесной сферы, свойств диэнцефалона, лимбики и т. д. - и выражающие в наиболее обобщенной форме отношения человека к миру, обществу и к себе.

Таким образом, эмоциональность является наряду с общей активностью одной из наиболее важных формальных структур личности.

В отличие от эмоциональности эмоции представляют собой «частные» случаи содержательного отношения человека к пред­метным характеристикам деятельности (к тем или иным сторонам общения, познания, к явлениям общественной или личной жизни). В содержательном плане мир эмоций безграничен. Их «физиологическое обеспечение» будет зависеть от конкретного уровня обобщения «частного» отношения. Если отношение затрагивает личность как целое, то такая эмоция становится «эмоциональностью» и проявляется на всех уровнях индивидных свойств человека - от генетических мутаций, биохимических реакций, вегетативных сдвигов, мышечных экспрессий вплоть до полной перестройки формальных свойств личности. Такие эмоции наиболее характерны для человека в ситуации стресса Если же отношение основано, например, на частной оценке предстоящего когнитивного действия, то «физиологическое обеспечение» (вегетативные, биохимические, электромиографические и другие сдвиги) может практически не наблюдаться и может быть выявлено только с помощью сложнейших психофизиологических методов. Это, естественно, не означает, что эмоции, как, впрочем, и все другие содержательные свойства личиости (знания, мотивы, цели, отношения и т. д.), «повисают в воздухе» и не имеют физиологического носителя.

В содержательных свойствах личности носителя физиологического, а более правильно - биологического, столько же, сколь­ко и в формальных свойствах. Принципиальное различие между формальными (а именно темпераментом: общей активностью и э моциональностью) и содержательными свойствами (по отношению к природным предпосылкам) заключается в том, что формальные свойства - это такие системные качества, которые формируются по законам генетики, общей конституции, в то время как содержательные свойства формируются преимущественно под влиянием конкретных социальных факторов, действующих опосредованно через внутренние биологические механизмы.

Такое понимание генеза формальных и содержательных свойств личности соответствует диалектико-материалистическому представлению, согласно которому психическое развитие человека понимается как единый системный процесс взаимного опосредствования биологического и социального.

Исходя из предлагаемого понимания механизмов формирования формально-динамических свойств личности становится очевидным, что только такие свойства могут быть предметом прямого сопоставления с биологическими характеристиками человека. Попытки обнаружить соотношение между биологически­ми свойствами и содержательными характеристиками личности, которые нередко предпринимаются в работах социобиологов и конкретных исследованиях западных психологов, представля­ются совершенно беспочвенными...

Разделение свойств личности на формальные и содержательные в реальном поведении - исключительно трудная задача, поскольку формальные и содержательные свойства являются,

согласно А. В. Брушлинскому , недизъюнктивными, т. е. опосредствуют, взаимопроникают и взаимообусловливают друг друга, сливаясь в единый психический процесс. Тем не менее на определенном уровне научно-абстрактного анализа такое разделение может быть выполнено исходя из изложенного вьше представления о различных доминирующих механизмах формирования формальных и содержательных свойств личности.

Ориентировочно можно наметить по крайней мере семь отличительных черт (критериев) формальных свойств личности (преимущественно темперамента) от содержательных характеристик личности. К темпераменту следует относить, с нашей точки зрения, только такое психическое свойство личности, ко торое:

1) наследуется;

2) высоко коррелирует со свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, те лесной и т. д.);

3) устойчиво в течение длительного периода жизни человека

4) универсально и проявляется во всех сферах деятельности и жизнедеятельности;

5) характеризует меру активного напряжения человека;

6) отражает наиболее обобщенное отношение человека к миру, обществу и себе;

7) относительно не зависит от содержания (т. е. смысла, мотива, цели и т. д.) деятельности, общения и познания.

У нас имеются все основания полагать, что всем этим критериям (или по крайней мере большинству) удовлетворяют две уже выше рассмотренные наиболее важные формальные характеристики личности, а именно «общая активность» и «эмоциональность», которые, согласно представлениям В. Д. Небылицына, и составляют темперамент человека...

Выявленные связи служат важным аргументом в пользу того, что данные психологические характеристики активности (индивидуальный темп, пластичность, умственная выносливость) принадлежат к категории темперамента. Полученные достоверные статистические связи между индивидуальными вариациями указанных формально-динамических и нейродинамических свойств убедительно свидетельствуют также о том, что сопоставляемые разнородные и разноуровневые характеристики человека принадлежат к одному общему и генетически первичному фактору, т. е. общей конституции, будучи ее раз­ными специфическими формами, которые вступают в различные закономерные соотношения на различных этапах развития лич­ности человека.

Развиваемая нами концепция «системного обобщения» позволяет, с нашей точки зрения, не только объяснить механизм формирования формальных свойств личности, но может быть использована и как единый принцип для объяснения генезиса и других уровней свойств личности. Решающим моментом для выделения в структуре личности того или иного уровня должна быть, согласно данной концепции, специфика системного обоб­щения.

Если обобщение происходит за счет психофизиологических, а более широко - структурных и функциональных биологических свойств, то мы имеем дело с темпераментом; если в основа­нии обобщения лежат динамические и содержательные особен­ности когнитивных механизмов, мы имеем дело с интеллектом; если же обобщаются динамические и содержательные характе­ристики побуждений, мотивов и т. п., то такое психологическое образование следует отнести к характеру, и т. д. Отсюда следует, что по отношению к тому конкретному сложноорганизованному объекту действительности, каким является личность, системный принцип иерархии в рамках дифференциальной психофизиологии реализуется в последовательности перехода от низших структурно-функциональных уровней упорядоченности множества его моментов (имеются в виду биологические свойства, и прежде всего свойства нервной системы) к высшим образованиям - формально-динамическим свойствам. В результате такого поступа­тельного движения образуются новые интегральные системные качества личности: темперамент как самый низший психологи­ческий уровень личностных свойств, затем интеллект, динами­ческий аспект и характер. При этом не снижается значение ста­рых (нижележащих) свойств и качеств и не предполагается абсо­лютной самостоятельности свойств и качеств высших уровней личности как целостной системы.

Из сказанного выше следует, что формальные свойства лич­ности (т. е. темперамент) не существуют сами по себе, а вклю­чаются в «более высокоорганизованные» структуры личности, в частности интеллект и характер, в качестве необходимых компонентов динамических свойств этих структур.

Включение формально-динамических характеристик в структуру интеллекта и характера не означает, что интеллект и характер являются только более обобщенными и более сложными динамическими образованиями психики: и интеллект и характер наряду с обобщенными динамическими свойствами обладают также и особыми обобщенными содержательными (предметно-смысловыми) характеристиками.

Отличительной чертой формирования характера, как известно, является обобщение самых разнообразных форм побуж­дения - от потребностей, мотивов до интересов и идеалов. Именно так понимал характер С. Л. Рубинштейн . В характере обобщаются, естественно, не только содержательные, предметно-смысловые характеристики мотивационной и волевой сферы, но и динамические характеристики, обязательно включающие формально-динамические параметры эмоциональности. Обобщенные эмоциональные качества, по мнению Ж. Пиаже, дают действию необходимую энергию и служат источником поведе­ния. Эмоциональные (аффективные, динамические, энергети­ческие) характеристики выступают всегда в качестве необходи­мого компонента любой мотивации...

Понимание развития личности как единого системного процесса взаимного опосредствования биологического и социального позволяет принципиально по-новому подойти к проблеме задатков, одной из ключевых при изучении природных предпо­сылок личности. Мы полагаем, что следует строго различать по крайней мере два уровня задатков: формальных свойств (темпе­рамента) и более сложных психологических образований (ин­теллекта, характера и др.).

Если принимать во внимание первый уровень задатков, то можно предположить, что генетически фиксированное сочетание природных свойств человека (биохимических особенностей, типа телосложения, свойств нервной системы и т. д.) определяет бла­годаря действию общей конституции преимущественно только лишь те или иные формальные свойства личности (т. е. характеристика общей активности и эмоциональности). Отсюда следует, что «врожденные анатомно-морфологические особенности мозга» являются задатками не способностей (интеллекта) как таковых , как это предполагал Б. М. Теплов , а темперамента. Темперамент же, в свою очередь, следует рассматривать как задатки второго уровня: характеристики активности и эмоциональности - важнейшие компоненты интеллекта, характера и других свойств личности. И в этой связи известная мысль Теплова о том, что «способность - это задаток в развитии», должна бытьуточнена. Речь должна идтине о способности вообще, а о ее динамическом аспекте. (Содержательный же аспект способностей, как указывалось выше, детерминирован преимущественно социальными факторами.)

Отсюда следует, что темперамент стоит не «в стороне» или «рядом» с интеллектом (способностями), а органически включен в него как важнейший компонент, как необходимый задаток, фактор развития, преломляющий, трансформирующий социальные воздействия на человека.

Таким образом, в развитии личности диалектика биологического и социального наполняется конкретным содержанием.

Единый системный процесс развития личности происходит через взаимодействие биологических и социальных детерминант бытия человека.